Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Тихоокеанский флот — его жизнь и судьба

В один из декабрьских дней уходящего года в Доме офицеров флота корреспондент газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" встретился с контр-адмиралом в отставке Анатолием Витальевичем Макаренко. Бодрый духом и очень моложавый, с добрым одухотворённым лицом, он производил впечатление очень счастливого и уверенного в себе человека. Сегодня А.В. Макаренко, в свои 80 лет, — в строю. На Тихоокеанском флоте в составе группы инспекторов Министерства обороны Российской Федерации он передаёт свой опыт по подготовке кадров, занимается наставничеством.

В чём же секрет его полноценного и радостного долголетия и многолетнего служения военному флоту? Не эта ли самая любовь к флотской профессии послужила и до сих пор служит источником его сил и энергии? Возможно, такой вопрос мог задать человек сугубо гражданский, как я. Ведь, если рассуждать здраво, то вряд ли служба прибавляет здоровья, скорее наоборот, отнимает — при такой напряжённой работе, как на атомных подводных лодках, но именно им посвятил свою жизнь этот человек. Служба командира-подводника требует немало сил, если хотите, мужества, и главное — в ней совершенно нет режима, как у людей обычных, которые, приходя с работы, имеют возможность расслабиться. В море ненормированный рабочий день сменяют ненормированные месяцы или многие месяцы — в зависимости от того, какую задачу выполняют подводники.

Мечту детства осуществил

И всё-таки я искала ответ в верном направлении. С раннего детства Анатолий Макаренко мечтал служить на флоте, и ни разу не разочаровался в своей мечте, которая вела его за собой по жизни. Романтическая мечта о море не разбилась о суровые будни реальности и так и не оставила этого легендарного офицера и командира на протяжении долгих дней службы.

— Я морское дело всегда очень любил, особенно должность командира атомной подводной лодки, которая давала большую возможность себя реализовать. Ведь когда выходишь в поход, ты — самый главный и уполномочен представлять интересы всей территории Советского Союза, — рассказывает Анатолий Витальевич. — Всё — и лодка, и люди, и вся ответственность ложится на тебя, и в море ты самостоятельно принимаешь решения. Поэтому что касается вдохновения, то его у меня на службе было даже больше чем достаточно. А позже я уже служил и на надводных кораблях в эскадре, где мне и присвоили высокое офицерское звание. Здесь тоже было всё очень интересно, поступало много новой техники: "Минск", "Новороссийск" — наши авианесущие, и они в те годы только набирали силу. Много было ещё моментов, связанных с этими кораблями, которые мы только постигали. И такая работа тоже представляла для меня большой интерес. Это было неизведанное поле деятельности, в которое я с удовольствием окунулся.

Карьерный рост

В 1988 году Анатолий Витальевич становится заместителем командира оперативной эскадры Тихоокеанского флота, а спустя еще шесть лет его повышают до помощника командующего ТОФ. Начинались смутные перестроечные времена…

В те годы много говорили о развитии демократии. "Хотели как лучше, а получилось как всегда": на волне псевдодемократии стала падать дисциплина в воинских частях. Появились бандитские группировки, которые совершали нападения на военнослужащих и оружейные склады. В этой сложной обстановке работать приходилось на пределе сил. Наиболее тяжелая обстановка сложилась в Приморской, Камчатской и Сахалинской флотилиях, самых крупных соединениях Тихоокеанского флота. Многие их подразделения дислоцировались на большом удалении и в труднодоступных местах. Надо отдать должное командующим флотилиями Г.Н. Гуринову, В.И. Куроедову и В.Д. Фёдорову, их штабам и политотделам: они сделали все возможное и невозможное, чтобы владеть обстановкой и оперативно влиять на происходящие события.

Должность помощника командующего Тихоокеанским флотом стала высшей ступенькой в карьере адмирала Анатолия Макаренко. Сфера деятельности на этом посту предоставляла ещё большие просторы для самореализации человека на своём месте. Со многими структурами, и не только с военными, но и гражданскими, приходилось ему общаться на новом месте. Накопив большие знания и опыт, он легко и даже с удовольствием исполнял обязанности на этом высоком посту, считая его вполне закономерным и позитивным итогом всей военной карьеры.

В должности заместителя

В 1991 году, уйдя в отставку, Анатолий Витальевич начинает работать заместителем начальника факультета военного обучения по воспитательной и кадровой работе тогда ещё в Морской академии им. Г.И. Невельского. Он преподаёт и вновь оказывается среди военнослужащих. Большинство из них хорошо знали Анатолия Витальевича ещё по флотской службе, и их взгляды на то, как надо воспитывать курсантов, совпадали. Судьба благоволила к А.В. Макаренко, поскольку он всё время оказывался в кругу людей, связанных с Вооружёнными Силами, а этот факт имел для него главенствующее значение. Анатолий Витальевич дал стране целую флотскую династию Макаренко. Все три его сына тоже служили офицерами на подводных лодках, два племянника пошли на флот по его стопам.

— Я считаю, что любой офицер должен быть глубоко порядочным, честным человеком, — рассуждает контр-адмирал в отставке. — Не должен приспосабливаться и юлить в зависимости от обстоятельств, потому что это гадко и неприятно. К счастью, мои сыновья придерживаются таких же взглядов, и мы не позволяем себе везде и всюду подстраиваться под кого-то. Офицеру надо иметь твёрдое убеждение в правильности своей позиции. Патриотизм — это очень важный момент в воспитательном процессе становления молодых кадров. Я не знаю, что может быть выше этого: если человек патриот, то на него можно положиться в любой ситуации. Он будет стойким везде и всюду. Если офицер не способен воспринимать все просчёты как свою боль — он человек лишний. Ещё офицер должен быть высококлассным специалистом своего дела.

Анатолий Витальевич Макаренко 20 лет проработал на факультете военного обучения МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Он является кавалером ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени.

От матроса до адмирала

Когда он заканчивал служить на флоте, министр обороны СССР маршал Жуков перевёл флот на 4-годичную срочную службу. До этого момента матросы служили на флоте пять лет. Уже за два года до окончания срока службы Макаренко начал понимать, что с флотом он не расстанется. И когда его пригласили на должность старшины роты в учебный отряд в Севастополь, он согласился и поехал. Один из офицеров подсказал Анатолию поступить в Севастопольское военно-морское училище имени Нахимова, и он так и сделал. По сравнению с выпускниками школ Макаренко чувствовал себя в училище переростком, но его сразу начали приобщать к административно-управленческой деятельности. Курсанту приходилось всё время заниматься с товарищами с младших курсов, и его работу заметило и оценило руководство. Начальник училища разрешил ему при распределении выбрать флот, на который он хотел бы пойти на службу, и он выбрал Северный флот. На Северный флот уже тогда стали поступать на вооружение атомные подводные лодки, а молодой офицер видел свою службу только на подводной лодке.

И тут на пути к своей мечте он столкнулся со сложностями. Лодок было мало, и свободных мест на них не было. Столько людей хотели служить на них и шли туда с большим энтузиазмом, что пробиться было не так-то просто. Но Макаренко настаивал на своём. Настойчивость лейтенанта могла для него кончиться серьёзными неприятностями, но фортуна была на его стороне. Быть может, потому что человек боролся за свою мечту, сама судьба вела его за собой и не позволяла так просто сдаваться.

Он добился назначения на атомную подводную лодку проекта 675, серийный выпуск которых в то время только начинался. В те годы ему пришлось строить свою лодку К-74 в Северодвинске, но потом на ней произошла авария, ее вернули обратно на завод для замены турбины. Анатолия Макаренко назначили на лодку с повышением по линии БЧ-2 — ракетная часть. Спустя несколько лет он прошел обучение в Ленинграде, его назначили командиром атомной подводной лодки второго поколения проекта 671 (многоцелевая противолодочная ПЛ). В те годы эта лодка была единственной многоцелевой и совершенно новой. Не уступала она, по мнению Анатолия Витальевича, и американским аналогам.

В 1976 году проходили учения флота "Океан-76" под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Анатолий Витальевич также принимал в них участие. До прихода новой лодки на Камчатку ситуация была, мягко говоря, неспокойная: американские подводные лодки часто заплывали в эти районы и проводили разведку, изучали побережье. Во время учений отрабатывались маневры, связанные с поиском и атакой противника. В ходе операции было задействовано немало сил. Разыгрывали два варианта учений. В одном из них лодка выступала в качестве противника, которого должны были найти надводные противолодочные корабли и атаковать. А во втором Анатолий Макаренко вместе с экипажем должен был найти лодку противника и атаковать ее по команде. И во время учебного поиска он обнаружил настоящую иностранную ПЛ. Как позже выяснилось, эта была лодка типа "Стержен", и у нее было собственное имя — "Паффер". Она зашла в район учений и наблюдала за их ходом и тактическими приемами. Макаренко немедленно доложил на командный пункт. Было приказано всем кораблям застопорить ход, а подводным лодкам всплыть. Американцы сначала не знали о советской лодке, но, когда все остановились, они поняли, что их обнаружили. Между двумя лодками началось взаимное слежение.

— Убедившись, что их обнаружили, американцы стали отрываться и уходить. Мы пустились в погоню, которая длилась 37 часов 40 минут. Все движение было на больших скоростях, чтобы догнать противника. Последовательно разгоняясь и останавливаясь, чтобы определить, где находятся американцы, мы преследовали их. Поскольку во время движения из-за собственного шума не был слышен шум винтов противника, были периодические остановки главного двигателя. По такой же схеме действовали и американцы. Слыша, что они уходят, мы развивали ход и догоняли, — вспоминает Анатолий Витальевич.

В период службы Анатолия Витальевича посылали на боевую вахту к острову Гуам в бухте Апра. Там стояла эскадра американских баллистических ракетных лодок. Тогда у американцев были 3-мильные территориальные воды. Советское командование дало указание ближе 5 миль к террводам не подходить. Стояла задача отследить подлодки американцев на маршруте патрулирования. На тот момент в их базе находилось 12 ПЛ. Из них 8 были в состоянии готовности к выходу в море. И определить нужную лодку, уходящую на боевое патрулирование, было сложно. Для того чтобы она не ушла, Анатолий Витальевич применил запрещенный прием: послал сильную акустическую посылку в район. Вся электроника начала зашкаливать. По докладу акустика было ясно, что американцы всплыли. В воздух поднялась американская авиация, и противолодочные самолеты начали кидать радиобуи.

Находчивый командир знал место в расположении американского полигона, где на дне лежало много металлолома. Он зашёл туда, и сигналы противника отражались от всего металла, тем самым скрывая советскую субмарину. В течение двух недель наши моряки находились там, затем ушли, сфотографировав американскую военную базу. Американцы еще долго помнили этот случай и пытались обложить район со всех сторон, так как были уверены, что советские лодки до сих пор находятся в нём.

Анатолий Макаренко не считал себя лишним человеком ни на одной из должностей, которые он занимал. В качестве учителей ему попадались настоящие профессионалы своего дела, у которых он и перенимал всё самое хорошее. Это адмиралы Чернов, Громов, Спиридонов и другие. Эти люди были преданы флоту, Вооружённым Силам, и сделали много полезного для их непобедимости. Тогда в СССР можно было выбирать лучшие кадры и выстраивать их по назначению с учётом того, кто к чему больше способен. Существовала мощнейшая система военных училищ по их подготовке.

Сейчас возрождается мощь нашего флота, сильно подорванная в перестроечные годы. А вылился такой подрыв, считает А.В. Макаренко, унижением страны, потерявшей свой международный статус. Раньше нас считали супердержавой, но теперь перестали считать таковой. С нами надо считаться, уверен Анатолий Витальевич.

— Я твёрдо и уверенно могу сказать, что у нас в армии и на флоте многое уже сделано. Есть новейшее вооружение, которое американцам и не снилось, — с гордостью рассказывает он. — И хоть у них хорошая разведка, но они не знают многих вещей, которые есть в наших Вооружённых Силах. Речь идёт и об авиации, и о кораблях, и о подводных лодках. И тягаться с нами по многим позициям уже сейчас невозможно. А то, что они базы построили по всему миру и теперь пытаются приблизить их к нашим рубежам, — это их ошибка. Страны, которые бездумно позволяют им ставить эти базы на своих территориях, тоже совершают ошибку, стремясь угодить американцам. Только месяц прошёл, как мы начали бомбить ИГИЛ в Сирии, а с нами уже и Франция, и те же американцы по-другому разговаривают. Они уже понимают, что теперь нельзя вести себя с нами так, как раньше.

А.В. Макаренко считает, что сделать то, что уже сделал В. Путин, может далеко не каждый. Конечно, мы в трудном положении — кризис всех касается. Но те, кто ругают всё, что бы ни сделало руководство, играют против России. И это преступно.

Он верит в настоящее, в то, что сегодня идёт возрождение Вооружённых Сил и всей страны, и считает себя большим оптимистом:

— Вот и туркам мы должны дать понять, что они не смеют так, как хотят, поступать с Россией. Поэтому мы и должны идти по пути возрождения наших Вооружённых Сил и авторитета нашего государства в целом. Боеспособные Вооружённые Силы позволят руководству страны успешнее отстаивать приоритетные вопросы на международной арене.

Коллектив редакция газеты ПРО СМР "ПП" поздравляет контр-адмирала А.В. Макаренко с 80-летним юбилеем и желает ему всегда оставаться патриотом ТОФ и быть верным традициям Военно-морского флота России. Здоровья Вам, Анатолий Витальевич, и — с наступающим 2016 годом!

«Прогресс Приморья», № 50 (364) от 24.12.2015 г.

Светлана Маликова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно