|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Довелось мне служить в инженерных войсках…Дембельский альбомОдин раз в год, 21 января, достаю дембельский альбом с вычерченными на титульном листе словами "Инженерные войска. Ноябрь 1976-1978" и долго рассматриваю фотографии своих сослуживцев, минёров наших доблестных инженерных войск. Практически все мы на призывном пункте военкоматов бывшего Союза просили комиссию зачислить нас в десантники, моряки-подводники или танкисты. Однако не тут-то было: практически вся наша команда после долгого совещания высоких начальников отправилась в учебную роту младших специалистов инженерных войск в Подмосковье. Построил нас сержант-рекрутёр и, как говорится, вперёд и с песней… Когда летели на самолёте в Москву, одни говорили, что ИВ – это стройбат, другие подчёркивали расхожую тогда фразу "сапёр ошибается один раз" и так далее. Оказалось, инженерные войска – это симбиоз минёров, сапёров, понтонёров и прочих служб, в том числе и строителей, обеспечивающих продвижение вперёд пехоте, мотострелкам, танкистам и другим частям и подразделениям. Мне после "учебки" довелось служить в минной роте, осваивающей новые образцы "адских машин" с ядерным зарядом, находившихся тогда под несколькими грифами секретности. Новыми на тот период времени минами мы управляли на большом расстоянии, в несколько десятков километров, через специальный пульт, скажем так, приводили в действие компьютерной установкой, нажимая пальцами на клавиши. Однажды кто-то из курсантов точно подметил, что мы похожи на музыкантов, исполняющих рапсодию. Если вдуматься, то после приведения в действие "адской машины" отпадёт не только желание слушать рапсодию – белый свет будет не мил. Слава Богу, что ни в период моей службы, ни на сборах позже, когда Холодная война находилась на очередном витке, нам не довелось применять в бою те мины. Мы работали с учебными образцами. Хотя напряжение тогда чувствовалось повсюду: и в армии, и "на гражданке". Не знаю, сохранились ли те воинские части, где мне довелось служить, но номера их помню до сих пор, разбуди – отвечу без запинки. Всё, от первого дня до последнего, помню благодаря дембельскому альбому, по причине того что никто вашего покорного слугу не неволил, была отсрочка, пошёл служить сам. О чём нисколько не жалею. Сегодня сознаю, что служил в овеянных неувядаемой славой войсках, которые научили доводить начатое дело до конца, не падать духом, обдумывать каждый последующий шаг. Точно так, как учили нас сержанты: "минёром быть – порядок любить". Указ Петра ВеликогоИнженерные войска являются старейшими в Вооруженных силах Российской Федерации. Процесс зарождения инженерных войск русской армии связан с деятельностью Петра I. Законодательное оформление инженерных войск началось с основания в Москве по его указу от 21 января 1701 года специальной школы, в которой осуществлялась подготовка военных инженеров. Первая инженерная школа, которая готовила военных инженеров для российской армии, была учреждена по указу Петра I от 21 января 1701 года. Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года № 1370 установлен День инженерных войск, который ежегодно отмечается в Вооруженных силах 21 января, что является свидетельством признания боевых заслуг всех поколений военных инженеров с "петровских времен" до наших дней. История инженерных войск неразрывно связана с жизнью Российского государства. Процесс их зарождения занял целую историческую эпоху от Азовских походов 1695-1696 гг. до Полтавского сражения 1709 года, поставившего Россию в один ряд с крупнейшими державами Западной Европы. Все последующие эпохальные события – крупнейшие войны (от наполеоновского нашествия до Великой Отечественной войны), реформы и революции – накладывали глубокий отпечаток на их деятельность. Военная история нашей Родины свидетельствует о значительном вкладе инженерных войск в победы русского оружия, о бесспорном приоритете отечественной инженерной науки в решении важнейших проблем военно-инженерного искусства. Развитие инженерных войск России осуществлялось своим самостоятельным, самобытным путем. К концу XIX и в начале XX веков они представляли собой специальный род войск и, в отличие от боевых родов войск – пехоты, артиллерии и кавалерии, имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. Сосредоточение в инженерных войсках всех технических средств вооруженной борьбы привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделялись в самостоятельные рода войск. История развития инженерных войск свидетельствует о том, что они явились колыбелью ряда современных видов Вооруженных сил и родов войск. Суровыми испытаниями для инженерных войск явились Первая мировая и Великая Отечественная войны, в ходе которых они получили богатый опыт и дальнейшее развитие. После окончания Великой Отечественной войны инженерные войска развивались на основе ее опыта, с учетом изменений, происходивших в средствах и способах вооруженной борьбы. Большой вклад инженерные войска внесли в послевоенные годы в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, разминирование освобожденной территории нашей страны, в решение проблем ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении. С чувством высокой ответственности выполнили они свой долг в Республике Афганистан, в Таджикистане, Абхазии и Чеченской республике. В последнее десятилетие XX века инженерные войска в связи с распадом Советского Союза, изменением социально-политического и экономического устройства Российской Федерации подверглись коренному преобразованию. Первые упоминания об инженерных мероприятиях, выполняемых славянскими племенами, относятся к началу новой эры: для защиты от набегов кочевых народов была создана оборонительная линия в виде земляных валов, получивших название "змиевых", тянувшихся по обоим берегам Днепра. Со времени образования древнерусского государства – Киевской Руси – для защиты границ стала создаваться система укреплений, состоявшая из отдельных крепостей, укрепленных пунктов, оборонительных линий в виде валов, рвов и лесных завалов, позволявшая на протяжении столетий вести успешную борьбу с кочевниками. Города, в первую очередь столицы княжеств, обносились стенами. В 1037 году вокруг Киева была возведена каменная стена, усиленная башнями. Во время походов русскими дружинами выполнялись инженерные мероприятия по расчистке и прокладыванию путей в лесах, строительству мостов и переправ, укреплению мест стоянок. В войнах с Византией совершенствовалось осадное искусство. При штурме крепостей возводился вал, превышающий по высоте стены крепости, с которого и производился ее штурм, применялись осадные машины (подступные, стенобитные, метательные). Зарождение русского военно-инженерного искусства привело к появлению новых специальностей ремесленников – предшественников военных инженеров: "городники" строили городские укрепления, "мостники" – мосты, "порочные мастера" – осадные машины. Во времена становления Московской Руси для защиты от набегов со стороны Крымского ханства был возведен сплошной оборонительный рубеж – Большая засечная черта протяженностью около 1000 км. На западной границе возводилась система укреплений, включавшая отдельные крепости, укрепленные монастыри. Особое внимание уделялось столице государства Москве, которая к 1618 году имела четыре оборонительных пояса – Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город. С развитием военного искусства и увеличением численности русской армии для обеспечения ее действий – строительства и содержания дорог, оборудования переправ, проведения осадных работ, строительства укреплений – в XVI веке возникла необходимость иметь при армии "ученых воинских людей" и специальные отряды мастеровых – "посошные рати". Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 2 (366) от 21.01.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |