|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Выдающийся инженер подводных аппаратовНам известны имена многих отечественных морских офицеров, участников разных морских сражений, в которых командирам подводной лодки или надводного корабля приходилось решать сложные задачи в критических, порой безвыходных ситуациях, когда от правильности их действий напрямую зависела судьба экипажа. Те, кто не дрогнули в борьбе с неприятелем и водной стихией, вышли победителями, получили заслуженные награды и вписали в историческую летопись отечественного флота яркие страницы незабвенных подвигов. Однако были и малозаметные герои, которых знали немногие, несмотря на то что именно их "мозговой штурм" сделал возможным появление, например, подводных лодок в России. На заре отечественного судостроения таких людей, одержимых идеей, было не так много, но это были яркие, умные, талантливые военные инженеры, память о которых, к счастью, сохранили потомки, и в первую очередь – моряки российского флота. Думается, союзмашевцам – читателям газеты "ПП" будет интересно знать о судьбе одного из таких представителей российского кораблестроения – Иване Григорьевиче Бубнове. Родился русский корабельный инженер, математик и механик И.Г. Бубнов в январе 1872 года в Нижнем Новгороде, скончался 13 марта 1919 года в революционном Петрограде. В 1887 году окончил Нижегородское Владимирское реальное училище, затем Морское инженерное училища в Кронштадте (1891) и кораблестроительный отдел Николаевской морской академии (Петербург, 1896). Его имя занесено на мраморную доску Морской академии. В 1891-1893 годах служил младшим судостроителем в Новом Адмиралтействе, участвовал в постройке эскадренного броненосца "Полтава". Во время обучения в Морской академии разработал проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный первой премии. Разработал первый в России прибор для измерения деформаций. Первая подлодкаВ 1900 г. И.Г. Бубнов был назначен старшим помощником заведующего Опытовым бассейном. Возглавил при нём комиссию по разработке проекта первой российской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания "Дельфин" (состав комиссии – Горюнов, Беклемишев). В 1901 году был назначен строителем, руководил испытаниями и сдачей лодки. История "Дельфина" уникальна тем, что эта лодка была доставлена во Владивосток накануне войны с Японией. Первая боевая подлодка России "Дельфин", единственная в составе флота к началу Русско-японской войны, была построена на Балтийском заводе в 1903 году. Её тактико-технические данные: длина – 19,6 м, ширина – 3,35 м, осадка – 2,95 л. Водоизмещение надводное – 113 т, подводное – 124. Мощность двигателей: надводного хода – 1x300 л.с., подводного хода – 1x120. Скорость надводная – 10 узлов, подводная – 5-6 узлов. Дальность плавания надводная –243 мили, подводная – 28. Глубина погружения – 50 м. Вооружение (торпедные аппараты) – 2 решетчатых аппарата Джевецкого. Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм – 2. Экипаж исключительно из добровольцев формировался под Санкт-Петербургом. В подводники брали мужчин, крепких здоровьем и некурящих. Командовал "Дельфином" капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев. "Дельфин" вместе с подлодками "Форель", "Осётр" ("Протектор") и "Сом" ("Фультон") во Владивосток доставили по железной дороге в разобранном виде в конце 1904 года. 1 января 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из лодок был сформирован "отдельный отряд миноносцев" и зачислен во Владивостокский отряд крейсеров. Начальником отряда стал лейтенант А.В. Плотто. Судьба "Дельфина" и его первого экипажа любопытна. Лодка многократно ломалась, тонула и даже загоралась. Примечательно, что одним из виновников этого был наш земляк Михаил Сюткин. Факт достоверный. "… 4 мая 1905 года "Дельфин" вернулся из похода, имея неисправность вертикального руля. Для проведения ремонта пришлось слить горючее из цистерн и поставить лодку проветриваться – работать внутри было невозможно из-за паров бензина. Высокая пожароопасность вынудила отдать строгий приказ: никого в лодку не пускать. Однако 5 мая в 10 часов 20 минут вахтенные Сюткин и Хамченко разрешили знакомому матросу с крейсеров спуститься в лодку. В лодке было темно, и Хамченко, провожавший матроса, то ли зажег спичку, то ли включил рубильник, и пары бензина взорвались. Над рубкой взлетел огненный столб, а через две минуты рвануло еще раз, и лодка затонула. Матрос, пришедший на "экскурсию", погиб, а его провожатый сильно обгорел, а лодка была повторно введена в строй лишь 8 октября 1905 года". "Дельфин" и другие русские подлодки не принимали непосредственного участия в сражениях Русско-японской войны. Тем не менее, по мнению многих морских специалистов и военно-морских историков, именно подводные лодки спасли Владивосток от прямого нападения эскадры Камимуры, а после Цусимы – и от мощи флота адмирала Того. До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии. Так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке. А 23 мая 1916 года "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, на которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск. В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин" был сильно поврежден штормом – швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами расшатало сальники рулей. Лодка затонула. 8 августа 1917 года Морской штаб принял решение подлодку не восстанавливать и сдать ее порту, что и было выполнено 10 августа того же года. Что стало с экипажем "Дельфина", достоверно не известно. Скорее всего, часть команды отбыла из Владивостока на родину, а Михаил Сюткин остался в Приморье. Серийный выпуск отечественных субмаринС 1903 по 1908 годы И.Г. Бубнов – начальник кораблестроительной чертёжной (КБ) МТК (Морского технического комитета), где разработал проекты ПЛ "Касатка", "Минога", "Акула", типов "Барс", "Морж" ("Нерпа"). По его проектам были построены 32 субмарины. С 1904 года – преподаватель в Петербургском политехническом институте. В 1907 году зачислен в списки офицеров подводного плавания. В1908-1914 годах руководил Опытовым бассейном. И.Г. Бубнов осуществил в 1913 году полную модернизацию оборудования бассейна. С этого года начала функционировать вторая динамометрическая тележка с электродвижением, спроектированная им. К 1917 г. И.Г. Бубнов закончил проект нового института, который должен был размещаться на территории Марсова поля. С 1909 года – профессор. С 1910 года – преподаватель в Морской академии (одновременно преподавал в Морском корпусе и Санкт-Петербургском политехническом университете). С 1912 года – генерал-майор корпуса корабельных инженеров. В 1910-1912 и 1914-1916 годах – консультант Балтийского завода с перерывами, с 1912 по 1917 год – консультант судостроительного общества "Ноблесснер" в Ревеле. Был членом центрального Совета экспертов, который возглавлял К.П. Боклевский; руководил на Балтийском заводе переделкой лёгких крейсеров в нефтеналивные суда; разрабатывал программу для речного флота. Впервые создал методы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна ("Напряжения в обшивке судов от давления воды", 1902 г.). Математически объяснил вопросы местной и общей прочности судов в последующих работах. Его теоретические работы использовались при проектировании линейных кораблей и подводных лодок в 1908-1910 годах, частично используются и поныне. В 1914 году под руководством И.Г. Бубнова в ГУК (Главном управлении кораблестроения) был разработан проект дредноута. Скончался славный инженер в 1919 году от тифа, не дожив до своего 50-летия всего три года. Похоронен И.Г. Бубнов на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. С.А. Базилевский отмечал, что "после смерти И.Г. Бубнова не осталось ни его учеников в этой специфической области, ни теоретических работ, методик, расчётов или объяснительных записок. Только готовые корабли и их чертежи...". Остаётся лишь сожалеть, что междоусобица в тогдашней голодной и холодной России не позволила осуществить смелые задумки И.Г. Бубнова. Возможно, по причине Гражданской войны не удалось сохранить и первую подлодку. Думается, есть смысл воссоздать её макет и установить на пьедестале в память о прекрасном инженере Иване Григорьевиче Бубнове и первой команде моряков-тихоокеанцев. По мнению некоторых флотских историков, Владивосток – лучшее место для установки памятного мемориала. Впрочем, редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" разделяет мнение о памятнике первой подлодке. Не стоит забывать о том, что в январе 2017 года – 145 лет со дня рождения русского корабела. Думается, медаль или нагрудный знак, выпущенный к этой дате, – достойная награда строителям субмарин. «Прогресс Приморья», № 2 (366) от 21.01.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |