Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Конструктор космических аппаратов

Не перестаешь удивляться тому, как богата земля родного Отечества талантливыми, бесстрашными и одержимыми (в хорошем смысле) идеей замечательными людьми. Если перелистать календарные страницы зимних месяцев, то можно заметить одну важную деталь: многие великие изобретатели и конструкторы, сделавшие для России неимоверно много, двинувшие вперёд и вверх технический прогресс, родились именно зимой, когда мало солнца, короткий световой день и другие сопутствующие этому времени года приметы. Как говорится, так расположились звёзды этих поистине планетарных личностей.

Чтобы не быть голословным, скажем, что в декабре-январе родились конструктор стрелкового оружия В.А. Дегтярёв (о нём газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" рассказывала в № 2), конструктор артиллерийского вооружения В.Г. Грабин, учёный, физик-ядерщик И.А. Курчатов, основоположник современной гидро— и аэродинамики Н.Е. Жуковский и другие известные люди нашей страны.

Но, пожалуй, одно имя следует выделить особо. Это учёный и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики, одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения Сергеей Павлович Королёв. Он является известным создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Его судьба сильно отличается от судеб многих других  известных конструкторов и изобретателей.

Сергей Королёв родился в 1907 году в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (родом из Могилева, 1877-1929) и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888-1980). Ему было около трёх лет, когда Мария Москаленко ушла из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.

В 1915 году он поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим — Георгий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго — её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел ещё и инженерное образование. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой и проявлял к ней исключительные способности. В 1922-1924 гг. учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Придумал безмоторный самолёт

В 1921 году С. Королёв познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится вМосковское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С.П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре "Жар-птица" конструкции М.К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание "пилот-паритель", а в декабре того же года под руководством А.Н. Туполева защитил дипломную работу "Проект самолёта СК-4". Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры "Коктебель", "Красная Звезда" и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 "Красная Звезда" впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В.А. Степанчёнком в ходе VII ВПС в Коктебеле 28 октября 1930 года. Однако, особенно после встречи с К.Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

Первый удачный запуск ракеты

В сентябре 1931 года С.П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала, по существу, государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера. В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.

Жернова тридцатых

Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института. 25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года.

Сергей Королёв прошёл Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске.

21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых общих работах. 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага.

В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода С.П. Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне — Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение", ОАО КМПО), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С.П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Главный конструктор реактивных установок

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

Есть высказывание лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно С.П. Королёва: "Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение".

В июле 1944 года С.П. Королёва досрочно освободили из заключения по личному указанию И.В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани. 12 января 2007 года на здании проходной ОАО КМПО был торжественно открыт горельеф С.П. Королёва работы скульптора М.М. Гасимова.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 4 (368) от 04.02.2016 г.

Подготовил Михаил Твёрдый

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно