Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Работодатели советовали выбирать не вуз, а карьеру

Ведущий специалист Отдела обучения Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Максим Борисович Киренко: "В этом году мы увеличиваем количество вузов, в которые идет подготовка по целевому обучению. Связано это с тем, что возрастает перечень специальностей, в которых мы нуждаемся, и, соответственно, разные университеты будут готовить разных специалистов. Это первое. И второе: мы планируем повышать общий уровень выпускников, студентов, которые у нас будут учиться. Инженерные специальности сложные, требования высокие, поэтому каждый год мы стараемся привлекать наиболее успешных выпускников школ с высоким баллом ЕГЭ. Вот две задачи, которые мы для себя ставим на 2016 год.

На действующих предприятиях "Дальзавод", "Звезда", входящем в состав Союза машиностроителей России, и строящейся верфи судостроительного комплекса "Звезда" внедряется новое оборудование. Это станки с числовым программным управлением. Идёт автоматизация производства, его модернизация. Для работы с таким оборудованием нужны выпускники, которые во время обучения в тех вузах и на тех специальностях, которые имеют соответствующую практическую, учебно-исследовательскую базу, проходят стажировку, работая на нём. Это касается и сварки, и машиностроения в целом, и металлообработки, и металлорезки — все процессы сейчас автоматизируются, и необходимо, чтобы студент имел представление о современном оборудовании — как о станках, так и о специальных автоматизированных программах.

Мы в этом году начинаем работать по целевому обучению с Томским политехническим университетом — это ведущий вуз в стране и один из лучших вузов мира. Иркутский государственный технический университет, Санкт-Петербургский морской технический университет ("Корабелка Питерская"), Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева — всё это вузы, которые мы привлекаем к работе. И при этом мы не гонимся за массовостью, ведь хорошие инженеры — это "штучный товар". Мы пришли к выводу, что при подготовке инженеров идёт определённый отсев: и в процессе обучения, и в процессе работы начинающих специалистов. И считаем, что лучше сделать более качественный набор и не гнаться за большим количеством целевых мест, а набирать тех, кто хочет учиться по нашим специальностям и работать по профессии в дальнейшем. На каждую специальность мы стараемся набирать не менее пяти человек.

Если говорить о приоритетах в подготовке для поступления, то главные предметы — это физика, профильная математика, информатики, химия (по каким-то специальным направлениям); также важно умение работать в специализированных графических программах. Физика — главный предмет, но не надо недооценивать и значение информатики. Её понимание необходимо для работы со специализированным программным обеспечением, потому что станок с ЧПУ запускается, только если для него составить и записать программу по обработке конкретной детали. Сейчас не чертят на пульмане, а проектируют в 3D-графике. Информатика нужна и с точки зрения умения работать со специализированными инженерными программами. Всё инженерное дело сейчас переходит на работу в специализированных программах: проектирование, подготовка детали к вытачиванию для производства — всё это автоматизируется. Уже никто не работает вручную. Весь процесс создания — от проектирования до вытачивания на станке — автоматизирован. И я думаю, что тот период, который допускал, что можно работать, не зная специализированных программ, заканчивается. Обязательно каждый инженер должен владеть программами — это требование компетенций выпускника университета, иначе он не сможет работать и расти профессионально.

К сожалению, в наши дни в школах нет черчения, и у ребят не формируются навыки выполнения чертежа. В курсе информатики часто ограничиваются программами Word и Exсel. Программ же специализированных, связанных с чертежом, в школах не дают. Поэтому абитуриентам надо обратить внимание на какие-то дополнительные курсы, если они планируют поступать на инженерные дисциплины. Надо быть готовым к работе с инженерными графическими программами, чтобы впоследствии было легче учиться и работать.

Мы открыты для всех и в ведущие вузы направляем абитуриентов с высоким баллом ЕГЭ из различных регионов, хотя, конечно, в первую очередь привлекаем наших выпускников, потому что они здесь живут, и мы заинтересованы, чтобы они остались на Дальнем Востоке. Пожелание же к абитуриентам у нас одно: выбирайте не просто вуз, а выбирайте специальность и рабочее место, где вы будете работать всю жизнь, а не только учиться в течение 4-5 лет. Выбирайте карьеру! Иначе после окончания университета вам снова придётся стоять перед выбором: а где же я буду работать? Сразу определяйтесь со своей профессией.

Почему-то есть стойкое убеждение, что инженерные специальности — для мальчиков. Нет, спешу всех заверить, что есть много технологов-девушек, которые успешно справляются со своей работой. Технолог — специальность, требующая аккуратности, внимательности, ответственности, а эти качества чаще присущи девушкам. Поэтому достаточно много у нас студенток— девушек, и мы им рады".

Новый шаг в развитии производства — создание безотходных технологий

К.т.н., доцент кафедры технологий промышленного производства, руководитель образовательной программы "Автоматизация технологических процессов и производств" Фёдор Дмитриевич Юрчик: "Проходной балл в этом году мы ожидаем не ниже 175, приветствуются ребята с навыками творческой работы, с хорошей математической подготовкой, знанием физики, химии, поскольку у нас изучают комплексные технологические процессы. Они требуют представления о термической обработке материала, механообработке, резке. А технологии, которые сегодня разрабатываются, например, совместно с авиационной компанией "Прогресс", лидером ПРО СМР, предполагают обработку новых композитных материалов. Идёт замена деталей на вертолётах Ка-62 — переход от алюминиевых корпусов к композитным. Раскрой этих материалов уже задействует новые технологические процессы, такой, например, как гидрообразивная резка.

Раньше использовался лазерный раскрой алюминия, и студенты ИШ ДВФУ могли изучать этот процесс в научно-производственной лаборатории при кафедре технологий промышленного производства. Эта лаборатория находится в корпусе на ул. Пушкинской, 10. Там установлено современное оборудование, полные автоматы — токарные, фрезерные и эрозионные станки, которые с точностью до 2 микрон могут изготавливать, например, ювелирные штампы. В лаборатории есть измерительное оборудование, установлен 4-компонентный станок японской фирмы, который позволяет после обработки детали провести сканирование и отследить все неточности, которые сопровождают технологический процесс. Ассоциация РОТОБО в своё время передала оборудование Техническому университету, сейчас оно служит для обучения специалистов в ДВФУ, и на нём к настоящему моменту уже подготовлено около полутора тысяч выпускников.

Много закупается сейчас и другого нового оборудования. По словам заведующего кафедрой Константин Витальевич Змеу, уже закуплены робот Кука и дополнительное технологическое оборудование, имеющее несколько степеней подвижности для того, чтобы обеспечивать шестистепенное движение робота при подаче инструмента. Отдельно приобрели поворотный стол, который имеет три степени подвижности. На нем можно обрабатывать сложные конфигурации деталей и отрицательные поверхности ( внутренние полости). В этом комплексе может быть и токарная, и фрезерная обработка.

Кроме этого уже используются новые по уровню технические системы, которые включают не просто позиционное движение манипуляционного инструмента вблизи деталей, но и предполагают технологии нового поколения — аддитивные — для наращивания деталей из металлизированного порошка путём спекания композитных конструкций. Для них требуется и новое оборудование: 3D— и 4D-принтеры, с помощью которых формируется деталь. Если раньше технологии предполагали создавать деталь из какого-то отдельного объёма заготовки методом скульптора, отсекая лишнее (стружку), то сейчас нет такой необходимости. Деталь из композитной крошки сразу формируется предусмотренной формы, с заданной точностью и заданной прочностью. Здесь нет отходов, это безотходные технологии. И это новый шаг преподавателей и учёных ДВФУ в развитии технологий и подготовки специалистов для их сопровождения. Сейчас такое оборудование появляется в экспериментальных лабораториях, а затем вместе с обученными специалистами перейдёт и в цеха предприятий "Звезда", "Прогресс", "Изумруд", "Дальприбор".

Мы сегодня приблизились по микронной точности к японским аналогам, и измерительная техника позволяет нам контролировать эти процессы. Конечно, в таком развитии мы опираемся на японские технологические устройства, которые сейчас осваиваем, чтобы они успешно перешли в наши цеха.

Ребята-абитуриенты нам нужны творческие, из тех, кто в детстве поиграл в игрушки, даже ломал их, и родители им в этом не препятствовали. Наши студенты ещё в детстве стремились испытать всё на прочность. Мы рекомендуем родителям изменить свой взгляд на привычные вещи: давая ребёнку игрушки, разрешить ему их разбирать, познавать конструкции. Не запрещайте это делать! Из таких вот любознательных детей получаются в дальнейшем хорошие специалисты. Весь процесс обучения как раз и будет состоять в том, чтобы найти пределы прочности, устойчивости, упругости заданной конструкции. После того как такой "юный инженер" поломает ряд игрушек, он задумается над их недолговечностью из-за ненадёжности и, пройдя определённые этапы, возможно, сам сумеет создать новую модель.

Поощряйте увлечённость ребёнка техникой и компьютерными играми, но только в рамках разумного, установленных медиками и биониками для молодых растущих организмов. Надо следить, чтобы такая увлечённость не навредила здоровью. Здесь нужен такой же контроль, как и в любом другом процессе".

«Прогресс Приморья», № 5 (369) от 11.02.2016 г.

Подготовила Светлана Муравьёва

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно