|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ребята учатся мечтатьПродолжение. Начало в № 2 Поколение так называемых "шестидесятников" хорошо помнит песню, где есть такие слова: "Мечтать, надо мечтать детям орлиного племени…". Её исполняли на смотрах художественной самодеятельности в школах, пионерских лагерях, конечно же, в "Артеке" и "Орлёнке". Бывало, детский хор исполнял её на очередных съездах партии. Уместна ли она на съезде — разбираться историкам, интересно здесь другое. Слова той песни ни на йоту не расходились с делом, мальчишки и девчонки на самом деле мечтали, более того, спустя годы их мечты сбывались: создавались новые космические аппараты, надводные и подводные корабли, сверхзвуковые реактивные самолёты военного и гражданского назначения. Страна разрасталась и строилась. Далеко за примером ходить не надо: в Приморье именно в то время были возведены предприятия "Дальприбор", "Радиоприбор", "Варяг", "Изумруд", которые сегодня активно работают с Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России. Недавно коллектив "Изумруда" отметил свой 50-летний юбилей. Кто присутствовал на торжественном сборе трудового коллектива, воочию мог увидеть, сколько тех самых "шестидесятников" находилось в зале. Многие прошли школу юных техников будучи подростками, где каждый мог применить свой талант, не боясь того, что у него что-то не получится. Руководители районных, городских, краевых, областных клубов "ЮТ" для того и приглашали ребят, возились с ними до поздних сумерек, чтобы научить мыслить, ошибаться, собирать, разбирать и, наконец, находить правильное решение. Помнится, был популярен рассказ о мальчике, который, пристально изучая модель парусника, услышал шум в трюмах, и это его озадачило. Он представил себе, что команда несёт вахту, капитан стоит за штурвалом, а на борту идёт флотская работа. На деле ничего такого не было, это просто был макет морского судна. Однако мальчик разобрал парусник до последнего винтика и никакой команды внутри не обнаружил. Но для него это стало пониманием того, что парусник без команды неуправляем, и это главное, что понял подросток. Таких детей, которые рисовали себе картинку в уме, а затем переносили её на бумагу, было немало. Издания "Юный техник", "Техника — молодёжи", "Пионерская правда", "Костёр", "Пионер" обязательно выписывала практически каждая семья. На технических кружках эти журналы служили подспорьем, когда по макету под руководством учителя трудового воспитания собирали ту или иную модель. Ребята с техническим складом ума возглавляли эти мини-бригады юных судостроителей, конструкторов самолётов, космических спутников и ракет. Не все из нас стали инженерами, да это и невозможно, но то, что каждый научился что-то мастерить и смог в дальнейшем передать этот навык своим детям, бесспорно. Не помню, чтобы на 23 февраля, 8 марта или чей-то день рождения мы покупали подарок в магазине, мы и придумывали его и мастерили сами. Кто-то выпиливал лобзиком настенную полку из фанеры, кто-то подставку для резки овощей, кто-то на деревянной кружке выжигал поздравление отцу или матери. Невесть какие подарки, но главное — в другом: родители, дедушки и бабушки знали, что мы это сделали своими руками. Кстати, лучшие поделки выставлялись на всеобщее обозрение вначале на школьной выставке, затем — на районной, городской и так далее. Лучшие модели, выполненные преимущественно из дерева, получали награды и становились достоянием школьных, а то и районных музеев. Помню, как из куска лиственницы парни выпускного класса на глазах у третьеклассников, к коим относился и ваш покорный слуга, на токарном станке в школьной мастерской выточили корпус военного корабля. Нам показывали, как вырастает надстройка, устанавливаются мачты, пушки, рули, винты и корабль приобретает те черты, какие были на рисунке и находящемся под рукой чертеже. Это была экскурсия, но, как потом выяснилось, не простая, а с дальним прицелом: вскоре нам на уроке труда учительница предложила выклеить из бумаги и картона такой же корабль. И назвали мы его "Аврора". А тот, что смастерили своими руками выпускники, участвовал в конкурсе и долго стоял, скованный прозрачным квадратом пластика, в местном музее. И нам казалось, что мы тоже причастны к его строительству. Мы с огромным желанием ходили на технический кружок, где вскоре научились из куска дерева изготавливать легендарный танк Т-34. Сколько было собрано металлических конструкторов, склеено из пластмассы катеров, самолётов, вертолётов, машин — трудно припомнить. Впрочем, конструкторы выпускала отечественная промышленность, и они находились в широкой продаже. Лучшего подарка подростку придумать было трудно. Знал ли кто-нибудь из нас о том, что, расколовшись на два лагеря, мировая общественность развернет идеологическую борьбу, а гонка вооружений зайдёт так далеко и возникнет реальная угроза ядерной войны? Мы знали о Хиросиме и Нагасаки, научились мастерить белых журавликов, которых в те траурные дни всем классом запускали в небо в знак сочувствия таким же, как и мы, детям, оставшимся сиротами и калеками на всю оставшуюся жизнь. О Холодной войне в семьях говорили, но особо активно — в семьях на кухнях. Мы бредили космосом и восхищались нашими космонавтами, на уроках труда мастерили ракеты. Может показаться, что школьники нашей поры только и делали, что чертили, лепили, строгали, пилили и так далее. Да нет, мы так же, как и современные мальчишки и девчонки, изучали необходимые предметы, писали диктанты, сочинения, решали задачки, извлекали квадратные корни, участвовали в спортивных соревнованиях. Вспоминается такой эпизод. Когда проходили тему "Куб", кто-то из мальчишек принёс из дома склеенный из бумаги кубик. Он был небольшой, но главное было то, что на следующий урок кто-то принёс самостоятельно сделанный деревянный куб. Вскоре их появилось несколько, и тут возникла идея из кубов собрать мост. Казалось бы, какая связь? Но, к всеобщему удивлению, ребята соорудили мост в миниатюре, чем заслужили похвалу учителя труда. Нет, что ни говори, а технические кружки приносили немало пользы. Впрочем, больше почему-то запомнился период, когда мы учились в начальной школе. Однажды увидел столпотворение на сопке, с маковки которой "большие пацаны", как мы их называли (это школьники шестых-восьмых классов), под общие возгласы собравшихся запускали планеры, собранные в нашей мастерской из деревянных реек и папиросной бумаги, которую достать в те времена было проблематично. И с замиранием сердца все наблюдали, как плавно парит в воздухе самодельный самолёт. Удачная посадка радовала, неудачная огорчала, заставляя искать причину "аварии". В 70-е годы довелось наблюдать, как кружковцы постарше, будучи уже студентами, приезжали на каникулы, тащили на ту же сопку дельтапланы и, разгоняясь, взлетали, паря над домами сельчан. Они выросли, но творческий запал остался с ними навсегда. Вот вам и незамысловатая песня о мечте… Пётр Первый тоже начинал с мечты, затем создал "потешный флот" и в итоге превратил Россию в могучее государство. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 6 (370) от 18.02.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |