|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Книга о небе, самолётах, лётчиках9 февраля — официальная дата создания гражданской авиации в нашей стране. Символично, что накануне этого профессионального праздника вышла в свет новая книга Анатолия Бортника "Небо, самолёты, лётчики", рассказывающая о деятельности гражданской авиации на Дальнем Востоке. Автор, в прошлом профессиональный пилот, впервые поднявшийся в небо в далёком 1957 году, всю свою жизнь посвятил авиации. В книге он рассказывает о своём пути к высокому небу, о самолётах, на которых летал, о своих сверстниках, самоотверженно влюблённых в пятый океан. И, наконец, о сложной и увлекательной работе в небе нашей Родины, охватывая довольно длительный промежуток времени — от начала шестидесятых и до начала двухтысячных, перешагнув рубеж нового столетия. Накануне столь знаменательной даты журналист Виктор Дебелов по просьбе редакции газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" встретился с автором и провёл это интервью. — Чувствуется, что эта книга вами выстрадана. Как она создавалась, что вы хотели ею сказать читателю — и ветерану, и молодому? — Вы правы, книга действительно выстрадана. Как вы знаете, я уже несколько лет занимаюсь вопросами авиационной профориентации школьников. Довольно часто встречаюсь с ребятами во время показа им пока двух работающих экспонатов создаваемого в Приморье авиамузея. При этом всегда интересуюсь, как поставлена работа по профориентации у них в школе. — Да, — отвечали мне сопровождающие школьников учителя, — мы говорим об этом на классном часе. Но нам нужен какой-то опорный материал по авиации и по Арсеньевской авиакомпании "Прогресс" в частности. Вот если бы вы подготовили сжатый, но интересный материал на эту тему, ведь вас так увлечённо слушают ребята… Я подготовил такой материал. Выразив при этом готовность принять личное участие в школьной работе по профориентации ребят. В процессе этой работы и возникла мысль более подробно рассказать о том пути в авиации, который прошло моё поколение, ведь ему суждено было в детстве пережить войну, а в юности освоить первые реактивные самолёты. Это был нелёгкий путь, но он был невероятно интересным. Основой для этого рассказа должны были послужить мои личные воспоминания, а также воспоминания моих друзей и коллег, с которыми мы вместе когда-то трудились в небе. Однако приступив к работе, я вскоре понял, что на восьмом десятке лет полагаться на одну только память по меньшей мере опрометчиво. И тогда, решительно отбросив все дела, я сел за руль автомобиля и уже через день приступил к работе с бесценными фотоматериалами Хабаровского музея истории гражданской авиации на Дальнем Востоке, многие из которых читатель найдёт в книге. Тогда же произошла встреча со многими моими коллегами по Хабаровскому авиаотряду, вызвавшая в моей душе неожиданно острый эмоциональный всплеск: кто, как не мы, ещё находящиеся в строю, должны рассказать потомкам, как это было? Ведь наша история, наше прошлое — это фундамент, на котором возводится новая государственная система нашей страны. При этом на нас, ветеранах, лежит важнейшая общественная функция — сохранение преемственности поколений. — Каким-то чудесным образом у вас сохранились в памяти сотни имен коллег по лётной работе — это просто замечательный феномен. — Человеческая память избирательна. Чаще всего мы хорошо запоминаем события яркие, неординарные. А в авиации каждый взлёт — такое событие. Ведь посудите сами: каждый раз, уходя в полёт, лётчик преодолевает силу земного притяжения. Что ещё может сравниться с этим по силе эмоционального воздействия на психику человека? Каждый лётчик на подсознательном уровне всегда благодарен судьбе, подарившей ему это фантастическое чувство. При этом забыть тех, кто разделяет с тобой профессиональный путь в небе, невозможно. Конечно, многие имена со временем стираются из памяти. Но стоило мне, к примеру, найти на старых, пожелтевших от времени снимках своих бывших коллег, как их забытые фамилии тут же оживали в моём сознании. Кроме того, я благодарен своим коллегам, воспоминания которых помогли восстановить не только забытые имена, но и дух того времени. — В авиации главная фигура кто: пилот, штурман, бортмеханик? — Если подходить к этому вопросу философски, то заглавная фигура в авиации — небо. Это его непостижимая голубая бездна каким-то фантастическим образом притягивает к себе людей. В сущности, лётчик и самолёт, объединившись в небе, и образуют такое понятие, как авиация — одно из самых интереснейших явлений в истории развития человечества. Ведь авиация изменила сознание людей, подарив им новое представление о времени и пространстве. Авиация — это одна из самых выдающихся вершин нашего общего технического прогресса. Авиация — это целый мир, определяющий образ жизни тех, кто в этой области работает. Кстати, в заголовок к этой книге я взял определения трёх понятий: неба, самолёта и лётчика. Но если отвечать строго на ваш вопрос… Вот пришло на ум нечто подобное — притча: "Какой прибор на самолёте главный?" Нет, не авиагоризонт, как не задумываясь отвечает большинство авиаторов. Правильный ответ — "голова лётчика". Сейчас по международным стандартам экипаж тяжелого воздушного судна состоит из двух лётчиков. Правда, это подразумевает наличие совершенной наземной инфраструктуры воздушных трасс. — В вашей лётной практике были не только приятные мелодии полёта, но и аварийные ситуации — обошлось. Вы считаете себя везунчиком неба, или всё решалось благодаря высокому профессионализму? — Очень хороший вопрос. Жизненный, что называется. Если не персонифицировать его, ярким ответом мог бы послужить нашумевший случай с самолётом Ту-154 над городом Ижмой в Тюмени, когда экипаж из-за внезапно возникшей на борту аварийной ситуации вынужден был садиться с подбором площадки с воздуха, что для самолётов подобного класса — явление недопустимое или в высшей степени исключительное. Тогда лётчики выбрали для посадки русло реки как самое, на их взгляд, безопасное место. И вдруг (о, случай!) под ними промелькнула невесть откуда взявшаяся бетонная полоса. Четыре захода сделали лётчики, прежде чем им удалось умоститься на короткую полосу, выкатившись, но избежав катастрофы. Чего здесь больше — везения или умения? Говорят, что судьба больше благосклонна к тем, кто владеет профессиональным умением. Меня, как вы знаете, судьба щадила. — Чувство, с которым вы расставались с авиацией? — Невыносимо гнетущее. Это невозможно передать. Есть замечательная песня новосибирского лётчика-барда Вадима Захарова "Баллада о списанном самолёте", в которой, на мой взгляд, потрясающе тонко подмечена психология душевного надлома лётчика, впервые осознавшего, что ему "…уже никогда над землёй не взлетать". Не могу не привести несколько слов из неё: — Знаю, что авиация так и не отпустила вас. — И не отпустит. Когда в прошлом году я появился в Хабаровском аэропорту в поисках материала для этой книги, мои бывшие коллеги поинтересовались целью моего визита. "Долги отдавать авиации" — был мой ответ. И это правда. Авиация сделала меня счастливым человеком, всю жизнь я занимался любимым делом. В профессиональном плане был удачлив, ведь многих моих друзей и коллег давно нет в живых. Может быть, поэтому я чувствую себя в долгу перед всем авиационным сообществом. Да и медаль "За верность авиации", которой меня наградил Профсоюз лётного состава России в 2008 году, обязывает. — Если бы вы не стали лётчиком, то кем бы стали? — Я знал, что стану лётчиком. Альтернативы и в мыслях не было. — Я искренне считаю вас журналистом, ведь ваши замечательные статьи публиковались в центральных изданиях, в газете "Бизнес-Арс", вышла профориентационнная брошюра для молодёжи. Откуда у вас талант журналиста? — Если это действительно так, то мне лишь остаётся повторить слова Максима Горького: "Всему хорошему во мне я обязан книгам". — Хочу польстить: ваша книга "Небо, самолёты, лётчики" вовсе не хроника вашей жизни и хроника развития авиации, а издание художественное — насколько она эмоциональна, образна, доступна по речевому изложению. — Спасибо. — По сути, с изданием второй книги вы вошли в когорту российских писателей, что в ваших дальнейших творческих планах? — Насчёт когорты не уверен, но, если позволят обстоятельства, хотелось бы написать для арсеньевской детворы популярную историю нашего "Прогресса", чтобы и дальше открывать им глаза на прекрасный и удивительный мир авиации. — Где можно приобрести вашу книгу? — Контактный телефон: 8-914-962-78-66. «Прогресс Приморья», № 6 (370) от 18.02.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |