Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

110 лет подводному флоту России

В прошлом номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" мы рассказали о том, как создавался российский подводный флот. Сегодня читайте окончание материала.

Атомная подводная лодка под командованием капитана 2 ранга Сысоева, совершив трудное подлёдное плавание, в 6 часов 45 минут по московскому времени 29 сентября 1963 года всплыла на Северном полюсе, в точке, где связаны в один узел все земные меридианы. Командир лодки при всплытии отдраил верхний рабочий люк и вышел на мостик. Он был первым советским подводником, вышедшим из АПЛ строго в географической точке Северного полюса. Глубина под килем лодки на полюсе составляла 4250 метров, толщина ледяного панциря — от 5 метров и более, полынья, где всплыла лодка, имела размеры 400х200 метров. Группа моряков, составленная из отличников, водрузила на льду на высоком флагштоке государственный и военно-морской флаги страны. К одному из флагштоков был прикреплён герметический пенал с запиской: "Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой СССР 29 сентября 1963 года". Родина высоко оценила выучку и мужество моряков-подводников, наградив их орденами и медалями, а командир лодки и руководитель похода, в то время командующий Северным флотом адмирал Касатонов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Пролив Дрейка

Прорыв 60-х на этом не закончился. В феврале 1966 года советские атомные подводные лодки под командованием опытного подводника контр-адмирала Сорокина впервые в мире совершили групповое современное подводное плавание. В походе участвовали лодки как с ракетами, так и с торпедным вооружением. Группа прошла вокруг света, преодолев за полтора месяца под толщей воды, ни разу не всплывая, более 45 тысяч километров. Связь  между АПЛ осуществлялась с помощью звукоподводной аппаратуры. Атомоходы за время плавания побывали во всех климатических зонах земного шара, несколько раз пересекали экватор, прошли полярные воды и моря, прилегающие к Антарктиде. При проходе экватора по древней морской традиции на всех кораблях состоялся праздник Нептуна, во время которого морской владыка совершил "крещение" моряков солёной водой и, выдав всем дипломы о переходе через экватор, "пропустил" подводников в южное полушарие, пожелав им, чтобы число погружений всегда было равно числу всплытий. Трудностей на пути к конечной цели хватало. Подводная орбита атомоходов проходила и через пользующийся дурной славой среди моряков всего мира пролив Дрейка. Недоброй славой пролив обязан в основном своим суровым штормам, жестоким ветрам, плавающим здесь айсбергам. Немногие мореплаватели прошлого и настоящего осмелились проложить маршруты своих походов через пролив Дрейка. Для подводных лодок особо опасны встречи с айсбергами, которые порой сотни метров своего льда скрывают под водой. Но акустики наших АПЛ, непрерывно прощупывая толщу воды по курсу кораблей, надёжно обеспечили безопасность прохода проливом Дрейка. Кругосветный полуторамесячный поход был успешно завершён. Это поход убедительно продемонстрировал всему миру, что для отечественных атомных подводных лодок не существует недоступных районов в мировом океане. И это доказывали российские моряки не однажды. Показателен пример крейсерской атомной подводной лодки "Ка-331". Она шагнула из прошлого века в новый, совершив не один дальний поход. Судите сами. 9 июня 1990 года состоялся торжественный спуск корабля на воду. 23 февраля 1991 года на "К-331" поднят военно-морской флаг, корабль вошёл в состав ВМФ СССР. Командовал кораблём капитан 1 ранга Трушкин.

24 сентября этого же года подводная лодка прибыла на Камчатку в бухту Крашенинникова. Первую боевую службу корабль прошёл под командованием капитана 2 ранга Васина с 8 сентября по 22 ноября 1992 года. Задание было выполнено на отлично, и "К-331" завоевала приз ГК ВМФ по поиску и слежению за ИПЛ. Её экипаж был объявлен лучшим в ВМФ. Вторую боевую службу к тихоокеанскому побережью США подводная лодка совершила под руководством того же капитана, но уже

1 ранга, с 21 июня по 21 августа и по итогам службы была названа лучшей на ТОФ по поиску и слежению за ИПЛ. На третью боевую службу атомоход вышел 8 октября 1996 года к тихоокеанскому побережью США под командованием капитана 1 ранга Крылова. 26 октября этого же года корабль по техническим причинам возвратился в основной пункт базирования, преодолев противодействие сил ПЛО противника, пройдя в подводном положении под вспомогательными движителями за 10 суток 1044,1 мили, что явилось беспрецедентным случаем в истории  атомного подводного флота России. Последний раз в прошлом веке экипаж корабля успешно выполнил задачи, поставленные командованием ТОФ, в сентябре 1998 года.

Далее у корабля началась "вторая" жизнь, уже в новом столетии. 24 января 2001 года плак "Нарвал" присвоено наименование плак "Магадан". В сентябре 2006 года "К-331" — "Магадан" введён в состав сил постоянной готовности ТОФ.

В российском флоте есть и другие подлодки, которые приумножали рекорды прошлого. Так, была внесена в книгу рекордов и достижений России подлодка класса "Альфа". Она развивает максимальную скорость 45 узлов (83,4 км/ч). Благодаря использованию титанового сплава эти лодки способны погружаться на глубину до 762 метров. Ещё пример из Книги, где в разделе "Самые большие в мире подводные лодки" сказано: "Атомные ракетоносцы типа "Тайфун" спроектированы Ленинградским Центральным конструкторским бюро "Рубин". Длина их корпуса составляет 172,8 метра, ширина — 23,3 метра. Судно энергетической мощностью 100000 л.с. развивает скорость до 13 узлов в надводном положении и 27 в подводном. Внутри такой подлодки есть не только жилые и служебные помещения, но и зубоврачебный кабинет, тренажёрный зал, сауна и плавательный бассейн".

И всё же, как бы ни развивался подводный флот, каких бы вершин ни достиг, моряки никогда не забудут тех, кто стоял у истоков создания этих уникальных кораблей. Конечно же, останется в благодарной памяти потомков подлодка "Кефаль". Именно ей было суждено в конце 1908 года при 20-градусном морозе погрузиться под воду во владивостокской бухте Золотой Рог. Она совершила своеобразный рекорд, пройдя 4 мили и пробыв подо льдом более четырех часов. Командир лодки Меркушев, вспоминая этот эпизод истории отечественного Военно-морского флота, написал в своих мемуарах о том, что это было "первое и единственное в мире плавание подводной лодки подо льдом хотя и небольшой в среднем толщины, но зато раскинувшимся по всему горизонту".

«Прогресс Приморья», № 11 (375) от 24.03.2016 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно