|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Моя работа — моя гордостьВремя течет как вода. Идут годы, на авиационном предприятии "Прогресс" меняются поколения рабочих, идет модернизация производства, обновляется парк станков, приходят молодые специалисты. Ветераны уходят на заслуженный отдых, унося с собой частичку истории, свои знания и опыт. И только по их воспоминаниям мы можем что-то узнать, вспомнить и соединить ниточку прошлого и настоящего. Бывший заместитель начальника сборочного производства Виктор Дмитриевич Ломов поведал историю своей жизни. Родился Виктор Дмитриевич 21 января 1929 году в Саратовской области. До 15 лет жил в деревне. Всю войну в родном селе помогал старшим. Военное голодное детство рано научило мальчишку труду. В 11 лет он косил сено, убирал хлеб. За три дня один в поле мог накосить корове сена и сложить в копны. Вскоре после войны, окончив школу, поехал поступать в Саратов в авиационный техникум. Первый практический опыт в авиации получил на Саратовском авиационном заводе в качестве помощника мастера, где проходил практику. В техникуме Виктор занимался греко-римской борьбой и подавал большие надежды. Тренер ему пророчил большое будущее. Но однажды на соревнованиях в Саратове пришлось туго, он применил запрещенный прием, судья это заметил, и его навсегда дисквалифицировали. На этом спортивная карьера будущего авиастроителя закончилась. "Но мне это в жизни очень пригодилось, — рассказывает Виктор Дмитриевич. — Уже здесь, в Арсеньеве, как-то поздно возвращался с завода домой, и на меня напал хулиган. Я сконцентрировался и вспомнил все, чему меня учили. Через мгновение он уже лежал на земле без сознания. А я только отряхнул шляпу и пошел дальше". В 1951 году, получив специальность электрика по оборудованию, был направлен на авиационный завод в Комсомольск-на-Амуре. Все пути-дороги были перед ним открыты. Была возможность остаться на заводе в Саратове (очень он пришелся по душе своему наставнику), поехать в Омск или в Улан-Удэ строить самолеты. "Но мы с другом решили поехать на Дальний Восток. Самолеты тогда не летали, а поездом ехать 14 суток. По пути мы заехали в Сталинград к его родителям. Сталинград тогда был весь в развалинах и напоминал о том, что там прошли ожесточенные бои. Улица Мира протяженностью 70 километров, которую сохранили и частично восстановили немцы, была единственной улицей в городе, а остальные микрорайоны были в руинах. После войны прошло совсем мало времени, и город не успели отстроить. Единственное здание, которое сохранилось, был музей И.В. Сталина на железнодорожном вокзале. И, как музейную реликвию, оставили в здании универмага бывший штаб Паульса, где дёгтем на стене написано "Здесь был штаб Паульса". По прибытии в Комсомольск-на-Амуре молодой специалист устроился на авиационный завод мастером в цех стапельной сборки крыла. Тогда шел серийный выпуск первого реактивного самолета МиГ-15. Эта продукция прямо из цеха направлялась на Корейский полуостров для подавления боевого конфликта между американскими и корейскими войсками. Иосиф Виссарионович Сталин решил помочь своему другу Ким Ир Сену и коммунистической партии Кореи в разрешении конфликта и направил туда новейшую авиационную технику. Летчики заправляли машины и прямо с аэродрома завода своим ходом улетали в Корею. Крыльевой цех — самый тяжелый участок по сборке на любом производстве. Вся ответственность за полет и маневренность самолета лежит на крыльях, и, соответственно, необходимо соблюдать все технологии и точные параметры сборки. 17 лет безупречного труда, освоение и выпуск боевых самолетов МиГ-15, МиГ-17 и новейшего современного истребителя-перехватчика Су-21, весь приобретенный опыт в авиастроении пригодится Виктору Дмитриевичу в будущем. В должности заместителя начальника цеха он переезжает вместе с семьёй в Арсеньев. "С квартирами было очень сложно, а в Арсеньеве строилось жилье, всем давали квартиры. У нашего переезда есть предыстория. На авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре со мной в цехе работали несколько приятелей. Один из них приехал в гости к родственникам в Арсеньев, да там и остался. Написал нам письмо, что Сазыкин даёт квартиры, и мы поехали. Пришел я в 36 цех, там делали крылья на самолет Ан-14. Приступил к работе в должности мастера в группе, где было 56 человек. Работали в две смены. Жили с семьей во времянке на вокзале. Написал директору завода письмо о том, что нуждаюсь в жилье. И мне дали двухкомнатную квартиру в доме на улице Ленинской. А в 1984 году, когда строили Комсомольский квартал, я подал опять заявление, но его не рассмотрели. Потом благодаря парторгу завода В.И. Манойленко, которого я знал еще по Комсомольску-на-Амуре, мне дали квартиру. Как раз в этот момент поступило предложение поехать работать в Ульяновск на авиационный завод, который возглавлял Фен Загидович Абдулин, до этого он был генеральным директором завода "Прогресс". Я приехал в гости к своему товарищу, который был у Абдулина заместителем. На авиационном заводе в Ульяновске работало 100 тысяч человек, и всем давали квартиры. На левом берегу Волги строился огромный квартал для заводчан, который включал в себя не только многоэтажные высотки, но и коттеджи. На тот момент с "Прогресса" туда уехало около трехсот человек, и я собирался вслед за ними. Мне Абдулин даже выделил коттедж и заводской самолет для перевозки семьи и вещей и предложил должность заместителя начальника цеха по заготовительному производству, а потом — на сборку производства. У него были на меня далеко идущие планы", — поведал Виктор Дмитриевич. Но тут в стране сменился руководитель, а с ним и аппарат управления. Вместе с этим в Ульяновске приступил к работе новый секретарь горисполкома, и у Абдулина с новым руководством произошли разногласия. Фен Загидович перешел работать в ОКБ М.Л. Миля. Шли годы, авиационный завод в Арсеньеве процветал, получил большой государственный заказ. "Прогресс" приступил к освоению первых вертолётов Ми-24. В то время начальником цеха окончательной сборки был назначен Александр Федорович Рожнев. А позже им стал Виктор Дмитриевич Ломов, который с первых дней был его заместителем. И, конечно же, всегда самое большое внимание директора завода уделялось именно этому цеху. Из воспоминаний В.Д. Ломова: "Первый вертолёт Ми-24 собирали днем и ночью. Я уходил домой далеко за полночь. Приходил в цех в 7 часов утра, а иногда и раньше. Собрали машину в рекордные сроки — за 6 месяцев. 10 ноября 1970 года первую машину Ми-24 подняли в воздух. Учитывая, что коллектив был слабый, опытных специалистов немного, да и вертолеты мы никогда не делали, это был для нас большой триумф. Опыт, приобретенный в самолетостроении и выпуске военных самолетов, мне очень помог. В связи с увеличением плана стали набирать новых работников. Здесь нам уже кадрами помогали авиационный техникум и ремесленное училище. До 1983 года я всегда был с этим цехом, с этим коллективом. Дисциплина была жесткая, и что характерно — это была воля самих рабочих. Никогда не надо было ни о чем просить, если план горит и надо остаться — вопрос даже не обсуждался, никто не роптал и не возмущался. Я от всей души благодарен этому коллективу за понимание и терпение. Это легендарный цех, легендарный коллектив. Позже я стал заместителем начальника производства, но все равно продолжал его курировать. С меня ответственность не снималась. Периодически приходилось возвращаться в цех и подтягивать производство, которое иногда "тормозило", а рабочие не поспевали в срок со сдачей гособоронзаказа. Тогда я собирал весь коллектив во главе с начальником цеха и велел уходить домой только с моего разрешения. И опять началось все с начала: ночные смены, сверхурочные… Производство выправилось, и я вернулся к своей работе. Как-то Николай Иванович Сазыкин, глядя на то, как устают рабочие и как они выкладываются, не отходя от рабочего места по 12-15 часов, предложил сделать в цехе комнату отдыха. Я ему подсказал, что техбюро можно переселить в Красный уголок в соседний агрегатно-сборочный цех, а в этом помещении оборудовать комнату. Так и сделали. В комнате мы разместили 12 кроватей с матрасами и постельным бельем. Было очень уютно и комфортно. В 2 часа ночи приезжал из столовой повар, кормил людей, после этого ложились спать. 2-3 часа спали, и опять — к машинам на сборку". Николай Иванович был человек крутого нрава, все его уважали и побаивались. И только Виктор Дмитриевич всегда на совещаниях уверенно сидел напротив него и вел доклад или выслушивал нарекания. Остальные руководители сборочного цеха просто "растворялись" в воздухе на время прибытия директора. Неоднократно заместитель начальника цеха, а потом и начальник цеха В.Д. Ломов держал ответ за все производство и качество в сборочном цехе. Ответственный, добросовестный и исполнительный руководитель собственным примером показывал отношение к труду. Он всегда умел и любил работать. Вся эта руководящая работа, все эти стрессы стоили ему здоровья. Уже почти перед выходом на пенсию получил Виктор Дмитриевич нервное истощение. И только благодаря врачу-терапевту Сергею Назаренко, который руководил заводским профилакторием, он поправил здоровье и стал на ноги. Директор завода Виктор Иванович Манойленко долго уговаривал остаться, навести порядок в слесарном цехе. А приятель Виктора Дмитриевича, директор Уссурийского масложиркомбината, предлагал принять должность его заместителя. Но получив звание и медаль "Ветеран труда", в 1990 году он с чувством выполненного долга перед собой и перед Родиной вышел на заслуженный отдых. В 1983 году В.Д. Ломов за освоение вертолетов награжден орденом "Знак Почета". А одна из самых ценных для него наград — это наградной знак в честь 25-летия космонавтики. Несколько десятков почетных грамот и благодарностей мирно покоятся в домашнем сейфе, напоминая о трудовых заслугах своего хозяина. С выходом на пенсию у Виктора Дмитриевича началась новая жизнь, новые заботы и приятные хлопоты. И хлопот было много. Они вместе с верной спутницей Лидией Федоровной купили дом в селе Варфоломеевка. "Я всегда мечтал вернуться на землю, завести пчел и хозяйство. Купил дом, отремонтировал. Купил 5 ульев пчел, построил сарай, завел трех поросят, а потом еще двоих, 40 кур. Взял несколько гектаров земли и посадил 2500 корней помидоров. Возили урожай на рынок в Кавалерово. Моя жена всю жизнь проработала в торговле и за два часа могла распродать весь собранный урожай, еще иногда и соседке помочь. У неё талант в этой области, и люди к ней тянутся. Она всегда честно и ответственно подходила к своей работе. К тому времени выросла дочь Оксана, окончила во Владивостоке институт торговли и жила в Уссурийске. Почти каждые выходные приезжала с мужем помогать. Ездили с удовольствием, и звать не надо было. Есть у меня внучка Даша — это моя любимица. Хорошая, добрая девочка, но очень упрямая и целеустремленная. Однажды купил видеомагнитофон. Думаю: потом налажу. Прихожу, а она его собрала по инструкции и сидит, смотрит фильмы, ей было тогда 11 лет. Сейчас она уже взрослая, работает старшим менеджером в аэропорту, отлично знает английский язык, вышла замуж". Чем же сегодня живет 87-летний ветеран труда, много лет отдавший производству боевой техники? Улыбчивый, крепкий, со спортивной фигурой, он производит впечатления отнюдь не пожилого человека, а, наоборот, активного и энергичного мужчины. На сегодняшний момент уже нет дома и хозяйства, все продали. Сейчас они вместе с женой живут в городской квартире. Она после травмы плохо передвигается, и Виктор Дмитриевич всячески помогает ей и поддерживает. "Я всю жизнь проработал в авиации и горжусь этим. Я знаю, что частичка моего труда вложена в боевые машины, которые принесли пользу Родине или спасли кому-то жизнь. Хочу пожелать молодым продолжать традиции стариков, а ещё терпения, ведь выбирая рабочую профессию, нужно быть готовым к трудностям и испытаниям", — сказал в заключение нашей беседы Виктор Дмитриевич. «Прогресс Приморья», № 12 (376) от 31.03.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |