Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Любить и защищать Отчизну — главная традиция

Продолжение. Начало в № 17

Анатолий Иванович Узаревич рассказывает корреспонденту редакции газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП": "В сентябре мы будем праздновать 140-летие Морского собрания, которое было создано первым морским комендантом. После возрождения во Владивостоке морским собранием  руководил вице-адмирал Б.Ф. Приходько, потом его заменил В.В. Бураков — нынешний руководитель Владивостокского президентского кадетского училища, и вот теперь на должность руководителя собрания избран адмирал, командующий Восточным военным округом К.С. Сиденко. Я должен сказать, что с его приходом организация стала работать ещё более активно. Цель собрания — объединить усилия всех людей, профессия которых была связана с морем, для решения вопросов морской доктрины. Её цели поставил перед страной президент России, действует доктрина до 2020 года, так что есть ещё время выполнить всё, что в доктрине прописано: и патриотическое воспитание, и возрождение морского образования, чем я и занимаюсь — детскими морскими общеобразовательными учреждениями  "Варяг", "Восток", "Меридиан", "Гардемарины". Это и решение вопросов ветеранов, поддержка их, и возрождение традиций флота, главная из которых — это любовь к Отчизне. В нашем понимании патриотизм — это святая любовь к Родине".

Педагог-организатор детского Клуба юных техников, руководитель военного патриотического отряда "Гардемарины" Раиса Леонидовна Доля: "В этом клубе я работаю уже 10 лет. У нас есть большой материал о моряках-тихоокеанцах, которых собрали отовсюду — с подводных лодок, с кораблей, из морской пехоты, береговой охраны, их учили ходить на лыжах по лапнику из ёлок, пихт, сосны — хвойных деревьев. А потом — сразу на фронт, снега там было — выше шеи. Возле сёл Крупышино, Волобуево и Чувардино есть Поле матросской славы героев-тихоокеанцев. В нашем городе мы нашли троих участников тех событий, к сожалению, их уже нет в живых. Четвёртый человек — из Большого Камня, его тоже уже нет, но мы знаем, что он работал в газете "Боевая вахта" и писал очень хорошие очерки. В первой и второй отдельных стрелковых лыжных бригадах были не только тихоокеанцы, там была и наша морская пехота, и другие. Они дошли до Орла. Эти три отдельные бригады попали в самую мясорубку, некоторые герои поджигали себя смесью Молотова, бросались на танки. Танки немецкие прорывались, а обозы наши отстали, и никто не знал, что был приказ отступить. Женщины из этих сёл, несмотря на то что была оккупация, всё-таки спасали и выхаживали раненых. Один из них — разведчик 2-й отдельной стрелковой лыжной бригады Николай Александрович  Журдак. После войны он жил в нашем городе на улице Сахалинской, двадцать лет проработал в краевом военкомате.

У нас очень много экспонатов, мы дружим с поисковыми отрядами "Авиапоиск" и "Рокада". Они нам передали каску, патроны, патронные ящики, котелки и многое другое, всё это пролежало в земле 68-69 лет. Анатолий Иванович Узаревич очень хорошо нам помогает. Мы недавно были на Слёте юнг всех поколений, и работник клуба, подполковник, штурман морской авиации Виктор Анисимович Комиссаров получил памятный знак Макарова. Виктор Анисимович ведёт в нашем клубе шахматный кружок и занимается с юными воздухо-мореплавателями.

В клуб к нам не только из школы приходят,  очень много людей со всего района. Нигде больше нет такого богатого материала, как здесь, не во всех клубах, а на картинках всё не покажешь. Даже в музее Арсеньева такой экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, почему-то сейчас нет. А ещё сколько наград нам люди приносят, которые мы не имеем права брать. Я, наверное, буду передавать их Анатолию Ивановичу Узаревичу. Несут даже ордена Отечественной войны тех людей, кого уже нет в живых и никого из близких у них тоже не осталось".

Виктор Анисимович Комиссаров: "Три клуба есть на БАМе у нас, где я веду направление по воздухо— и мореплаванию. Но так как моряки и лётчики должны и уметь играть в шахматы, поэтому веду ещё и шахматный кружок для них. Знакомим с ними детей — школьников и дошкольников. В музее нашем очень богатая экспозиция оружия Великой Отечественной войны и современной техники. Единственное, что нет материальной базы, чтобы что-то конструировать. Шахматы в этом плане проще: поиграл, посоображал, и результат есть. Комната Славы успешно работает и со всеми школами БАМа. Учащиеся некоторых школ уже несколько раз были в музее и планируют прийти ещё.

Не знаю, что будет дальше, но сейчас встал вопрос, что мы — большинство военных людей — не имеем педагогического образования. Хотя, допустим, я после демобилизации работал в 53-й школе. Военное образование отменили, ввели ОБЖ, и я вёл ОБЖ. А потом и это убрали. И пусть я не педагог по диплому, но у меня в подчинении были солдаты и офицеры, и уже третью пятилетку я работаю с детьми".

Подвиг тихоокеанцев на Орловщине

В клубе "Гардемарины" ждут землю из-под Орла с Поля матросской славы, названного так в честь героического участия тихоокенцев в кровопролитной войне в самый переломный из её моментов. Перед 1-й и 2-й лыжными стрелковыми бригадами ударно-подвижной группы Брянского фронта, подчиненной заместителю командующего генерал-лейтенанту Ю.В. Новоселову, стояли следующие задачи: дезорганизация противника, отвлечение и сковывание его сил, затруднение маневра силам и средствам врага по шоссейным и железным дорогам на орловском направлении. Маршрут и конечная цель были известны только узкому кругу командного состава. 1-я отдельная лыжная бригада формировалась с сентября по декабрь 1942 года. Ядро бригады составили моряки Тихоокеанского флота, в основном — срочной службы. Командиром бригады был назначен майор И.И. Понтяр. В конце января 1943 года 1-я отдельная лыжная бригада вместе со 2-й отдельной лыжной бригадой была переведена в резерв Ставки ВГК, а 3 февраля направлена в состав Брянского фронта.

Маршрут 1-й отдельной лыжной бригады пролегал от железнодорожной станции Русский Брод на юго-запад к Колпне, где соединение повернуло на запад, пересекло железную дорогу Орел — Курск в районе ст. Возы, следуя на запад, пересекло Симферопольское шоссе в 40 км южнее Тросны, в которой располагался крупный гарнизон противника, повернуло на северо-запад. Параллельно первой двигалась и вторая отдельная лыжная бригада. Марш совершался только ночами, так как продвигаться днем по безлесным снежным просторам юга Орловщины было невозможно. Глубина рейдовых действий лыжных бригад достигала трехсот километров. Тихоокеанцы громили немецкие гарнизоны в населенных пунктах Жерновец, Покровское, Нагорное, Андреевка, Гремячье, Плоское, Ждановка.

После боя за Андреевку 1-я бригада получила задачу наступать и занять д. Чувардино, через которую в то время проходила шоссейная дорога Дмитровск — Кромы. К полудню 19 февраля подразделения бригады выбили противника из деревень Волобуево и Чувардино, оседлав важную шоссейную дорогу. Штаб бригады расположился в д. Крупышино в нескольких километрах к юго-западу от Чувардино. Перемещение вновь прибывающих немецких частей на южный участок Брянского фронта было приостановлено. За Волобуево и Чувардино сразу же завязался встречный жестокий бой, продолжавшийся несколько суток.

Утром 20 февраля большой отряд гитлеровцев с танками подошел и развернулся на высотах к северу от Чувардино. Самолеты группами делали заходы, сбрасывая с небольшой высоты бомбы кассетами по 3-5 штук. Бойцы 1-й бригады были вооружены лишь противотанковыми ружьями, винтовками, автоматами и гранатами.

Судя по всему, 21 февраля 1943 г. стал одним из самых трудных дней в боевой жизни лыжной бригады. Противник, очевидно, знал, что против него действует всего лишь одно соединение, оторванное от главных сил и баз снабжения. Ночью и утром лыжники упорно держали оборону, но после полудня неприятель с помощью танков вытеснил лыжные подразделения из Чувардино и Волобуево и начал продвижение к Крупышино. Когда на залегшие в снегу цепи лыжников пошли танки, бойцы бригады, израсходовавшие гранаты в ночном бою, ничего не могли им противопоставить. Надо было отходить, но приказа об отступлении не было. Тихоокеанцы стояли насмерть. Никто не дрогнул и не отступил без приказа даже тогда, когда танки начали давить цепи 1-го батальона. Положение стало критическим, и комбриг И.И. Понтяр принял решение оставить Крупышино и отойти назад, чтобы сохранить соединение и закрепиться на другом рубеже, к которому подходили стрелковые дивизии 13-й армии. Бригада заняла оборону в районе деревни Плоское, хуторов Ильинский и Никольский. Здесь линия фронта стабилизировалась до июля 1943 года. Оставшиеся в живых моряки продолжили боевой путь в составе дивизий 28-го стрелкового корпуса. В бою под Крупышино командир бригады Иван Иванович Понтяр, который согласно морским законам уходил с поля боя последним, вместе с разведчиками, был ранен в живот пулей крупнокалиберного пулемета. По дороге в тыл комбриг скончался и был похоронен в деревне Ждановка.

Очень долго погибшие моряки считались пропавшими без вести, и понадобились десятилетия, чтобы вырвать из небытия их имена и историю бригад. Сделали это сами фронтовики, возглавляемые председателем Совета ветеранов Николаем Алексеевичем Вишневским. Помогали им следопыты орловской школы № 31, которые взялись за поисковую работу. Ребята ходили в походы по местам рейда моряков-тихоокеанцев в Дмитровском районе, собирали материалы о действиях лыжных бригад, находили боевые трофеи, вели переписку с ветеранами-тихоокеанцами. Самое активное участие в такой бесценной работе приняли и наши владивостокские "гардемарины", которые поддерживают с поиковиками хорошие связи и контакты.

«Прогресс Приморья», № 18 (382) от 02.06.2016 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно