|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Растёт престиж инженерных профессийНачальник отдела профориентации и организации набора студентов Дальневосточного федерального университета Лариса Лешневская убеждена, что целевой набор пользуется большой популярностью и среди абитуриентов, и среди партнёров университета. Преимущество такой формы обучения в том, что по окончании вуза выпускник гарантированно получает место, а работодатель — специалиста, обладающего необходимыми знаниями, практическими навыками и профессиональными качествами. Традиционно самыми крупными заказчиками ДВФУ выступают предприятия оборонно-промышленного комплекса, многие из которых входят в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России: ПАО "Дальприбор", АО "Изумруд", ПАО "Завод "Варяг", ПАО "Аскольд", Дальневосточный завод "Звезда", Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" и другие. Целевая подготовка ведётся в интересах администраций регионов Дальнего Востока, Сибири и Урала, структур Министерства обороны, Министерства внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Российской академии наук и предприятий. Для того чтобы претендовать на целевое место в ДВФУ, абитуриент должен в процессе приёмной кампании заключить договор о целевом обучении с администрацией региона, предприятием или ведомством. С 2016 года Минобрнауки при выделении целевых мест уделяет особое внимание обязательной социальной поддержке, которую должен оказать заказчик будущему студенту в виде дополнительной стипендии, оплаты проезда до места практики и в других формах. Наш корреспондент побывал в ДВФУ и получил информацию о том, какая сложилась на данный момент ситуация по набору абитуриентов в Инженерную школу. И, надо сказать, она достаточно оптимистична: на 631 бюджетное место по 31 образовательной программе в Инженерную школу уже подано 5567 заявлений, конкурс составляет около 9 человек на место. Подавляющее большинство абитуриентов — из Дальневосточного федерального округа (86,6 %.) На втором месте (9,4 %) — Сибирский федеральный округ. Затем идут Приволжский федеральный округ (1,2 %) и Уральский федеральный округ (1 %). Позитивная тенденция набора-2016 в ИШ ДВФУНачальник Отдела профориентационной работы и взаимодействия с работодателями ИШ ДВФУ Анатолий Гаврилович Боровик: "Внешне всё выглядит неплохо. Радует то, что заявлений в этом году было подано больше примерно на четверть по сравнению с предыдущим годом. Динамика положительная. На направления подготовки машиностроительного профиля, например, на "Автоматизацию технологических процессов и производств", "Мехатронику и робототехнику", "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств", "Машиностроение", "Оборудование и технологию сварочного производства" конкурс по заявлениям составляет 5-6 человек на место. При минимальных 130 проходных баллах в прошлом году в текущем году проходной балл ожидается более 160. Есть специальности, где конкурс составляет более 10 человек на одно место. И баллы тоже достаточно высокие. Престиж инженерной профессии вырастает прежде всего за счёт активной профориентационной работы Дальневосточного федерального университета во всех регионах Дальнего Востока. В кампус ДВФУ приезжают на экскурсии школьники из городов Приморского и Хабаровского краев, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре и других. Однако подлинников аттестатов абитуриентов пока недостаточно. Мы это связываем с желанием абитуриентов иметь более точную информацию о конкурсной ситуации и обеспечить более высокую гарантию для поступления в Инженерную школу. Время для сдачи подлинников аттестатов еще есть". Заведующий кафедрой кораблестроения и океанотехники ИШ ДВФУ, к.т.н., доцент Константин Викторович Грибов: "Мы опасались, что набор будет недостаточно хорошим ввиду слишком большого количества целевых мест, но набор идёт удовлетворительно. По опыту прошлых лет можно сказать, что такое большое количество целевых мест сказывается и на общем наборе. Конкурс у нас из-за этого в прошлом году резко упал и составил самый низкий балл в Инженерной школе — 122 балла при 160 баллах по нормативу. В этом году, с учётом опыта прошлого года, целевых мест мы получили меньше, хотя, честно говоря, и эти места предприятия не полностью использовали. Зато освободившиеся места были переведены в свободный конкурс. Это позволило обеспечить более высокие баллы у поступающих к нам абитуриентов. Мой коллега лично обзванивал ребят с высокими (от 170 и выше) баллами, которые дали согласие поступать к нам, у целевиков показатели — на уровне 129 баллов. Поэтому считаем, что сделан не просто шаг, а произошёл скачок по сравнению с прошлым годом в уровне подготовленности тех, кто к нам поступает. Естественно, что в этом случае года через два-три можно будет и о студенческой науке говорить. 122 балла или 175 баллов — разница существенная". Стремимся к большему взаимодействию с партнёрамиКоординатор кластерного машиностроения "Морская техника и транспорт", доцент кафедры кораблестроения и океанотехники ИШ ДВФУ Олег Эдуардович Суров: "В этом году у нас балл повышается, это действительно так. И не только по направлениям, которые связаны с подготовкой кадров ОПК, но и по всем направлениям Инженерной школы. В первую очередь это объясняется тем, что начали подниматься из демографической ямы, в которой мы были в прошлом и позапрошлом годах. Это во-первых. А во-вторых, в Приморском крае в этом году выпускники сдали ЕГЭ в среднем на 10-12 баллов выше, чем в прошлом году. Поэтому и у нас тоже наблюдается рост ребят с хорошими результатами ЕГЭ. Проходные баллы, соответственно, повышаются. По физике ненамного, но тоже балл выше, что очень важно. На наш взгляд, физику надо делать таким же обязательным для школьников предметом, как математика и русский язык. Это было бы правильным шагом. Приморскому региональному отделению Союза машиностроителей России мы рекомендуем обратить внимание на то, что ДЦСС направляет на обучение абитуриентов количеством меньше, чем они имеют целевых бюджетных мест. В начале 2016 года у них было 41 место, затем откатились на 31 место, передав часть мест в филиал в Большом Камне. Списки на поступление подали на 20 человек, а пришли 15 абитуриентов. ДЦСС, который структурно находится между вузом и предприятиями, не может до конца выполнить своих обязательств. Когда мы работаем напрямую с предприятиями, то всё становится чётко и понятно. А вот с ДЦСС последние два-три года взаимопонимание и взаимодействие не улучшаются. Наши пожелания к ДЦСС и ко всем предприятиям оборонно-промышленного комплекса — повысить качество профориентационных мероприятий, которые проводятся в течение года, и привлекать для этих целей сотрудников ИШ ДВФУ. Но пока дело обстоит по-иному, поэтому главное пожелание от лица университета — активнее взаимодействуйте с вузом". Инженерная школа готовится к открытию Барабановского центраОлег Эдуардович Суров и Константин Викторович Грибов поделились своими планами по открытию во Владивостоке, в лаборатории на улице Пушкинской, 10, Центра имени Николая Васильевича Барабанова в честь профессора, великого ученого-кораблестроителя. Заслуженный деятель науки и техники России, лауреат премии Правительства РФ, Николай Барабанов всю жизнь посвятил научной и педагогической работе в Дальневосточном государственном техническом университете (ныне — ИШ ДВФУ). Многочисленные ученики и последователи Николая Барабанова сегодня работают в Инженерной школе Дальневосточного федерального университета и развивают научные идеи своего учителя. Центр должен стать не только площадкой по подготовке ребят для отрасли кораблестроения, но и для машиностроительного кластера в целом. Этот проект по созданию творческих кружков для школьников 9-10-11 классов направлен на то, чтобы привлекать их потом на обучение в Инженерную школу, проводить с детьми профориентацию, отбирать и готовить в науку талантливую молодёжь. Начальник Отдела профориентационной работы и взаимодействия с работодателями ИШ ДВФУ Анатолий Гаврилович Боровик: "Это своевременный проект, потому что по поводу наших Малых академий по подготовке старшеклассников к поступлению уже принято решение, что деньги для них в этом году не выделяются, они буду существовать только в режиме он-лайновых консультаций. И вопрос оказания таких консультаций ещё только будет решаться с преподавателями в сентябре после их выхода из отпусков. В нашей Малой академии обучалось больше всего молодёжи — 130-150 человек, тогда как в других школах значительно меньше. Получается, что в Инженерной школе Малая академия была одной из самых эффективных по университету, она сыграла свою роль в улучшении ситуации с нашими абитуриентами. В средних школах качество подготовки по физике зачастую очень низкое, а мы вели занятии по подготовке к ЕГЭ, давали математику, физику, и ребятам это было интересно". Заведующий кафедрой кораблестроения и океанотехники ИШ ДВФУ, к.т.н., доцент Константин Викторович Грибов: "Проект Барабановского центра касается повышения нашей конкурентоспособности. Сейчас, чтобы его открыть, мы заявляемся на грант "Люди будущего". В принципе, Центр имени Н.В. Барабанова может выйти и на самоокупаемость, потому что его программы способны окупить сделанные затраты. Инженерная компьютерная графика, например, будет востребована с учётом того, что подготовки по черчению сейчас в школах недостаточно. Я знаю ситуации, когда первокурсники жалуются своим школьным учителям, что они справились с физикой и математикой, а начертательная геометрия стала для них камнем преткновения. Мы планируем, что в Центре будут работать кружки по моделированию, хотим дать детям более глубокую профильную подготовку. Это будет штатный Центр, работающий на постоянной основе и оснащённый всем необходимым, со своей особенной аурой, проникнутой атмосферой творчества. От самого входа помещение будет насыщено стендами, плакатами, моделями, и дети в нём окунутся в творчество. Плюс полезные и интересные для них курсы, которые пригодятся в дальнейшем для поступления. В пользу таких идей на Форуме стратегических инициатив высказывался и Президент России. Такие центры сейчас создаются в Сочи. Наш Центр подобного рода. Он ставит своей задачей поиск перспективных ребят и привлечение их на специальные инженерные направления. По большому счёту, эта идея направлена на подготовку кадров для сложного машиностроения. Ведь и корабли, и самолеты, и роботы — это всё машиностроение, развитие которого жизненно необходимо для нашей страны". Из разговора с представителями Инженерной школы становится понятно, что престиж профессии действительно повышается, ведь всё больше в последнее время становится предприятий, насытившихся разного рода специалистами и предпочитающих всем остальным технарей. Серьёзные компании в нашем городе без технически грамотных людей не могут развиваться. «Прогресс Приморья», № 26 (390) от 28.07.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |