|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
322 АРЗ: история завода — от создания до наших днейНа карте Дальнего Востока есть немало точек, связанных с развитием оборонного потенциала страны. Одна из них — Уссурийск, где ещё в 30-е годы прошлого века создавалась крупная база военно-морских сил на востоке России. К северо-западу от него расположен гарнизон Воздвиженка, где находится открытое акционерное общество "322-й авиационный ремонтный завод". Этот завод даёт вторую жизнь боевым самолётам отечественных ВКС, а его коллектив вносит немалый вклад в развитие экономики не только Уссурийского городского округа, но и Приморского края. Деятельность 322-го авиационного ремонтного завода имеет большое значение для нашей страны и её Вооружённых сил. 1930-1940 годы — формирование ремонтных авиамастерскихСоздание в Приморском крае предприятия по ремонту авиационной техники было продиктовано непростой военно-политической обстановкой на Дальнем Востоке в 30-х годах прошлого века. Японские милитаристы представляли реальную угрозу Советскому Союзу на его восточных рубежах, создавая военный плацдарм на Корейском полуострове, в непосредственной близости от Приморья. Советская сторона была вынуждена принимать адекватные меры, наращивая на Дальнем Востоке свою мощь, укрепляя военно-воздушные силы. Количественный и качественный рост авиаподразделений, частей и объединений, усиленная боевая подготовка, интенсивность полётов требовали создания в регионе ремонтных структур, располагающих специалистами и оборудованием, необходимыми для восстановления авиатехники. И вот в августе 1936 года в селе Хороль при 48-й авиабригаде были сформированы ремонтные мастерские, ставшие затем стационарными авиаремонтными мастерскими армейского подчинения. Организацией их создания руководил военный инженер 3 ранга Иван Сидорович Москаленко. Личный состав состоял тогда из 60 военнослужащих и трёх гражданских специалистов. В годы Великой Отечественной войны перед авиаремонтным предприятием встала необходимость провести реконструкцию производства, укрепить цеха кадрами. Из строевых частей на Дальний Восток были направлены 80 авиационных специалистов: авиамехаников, авиамотористов, окончивших специальные школы. Почти одновременно по спецпризыву на предприятие прибыли 50 выпускников средних школ, в том числе 16 девушек. Пополнили коллектив и специалисты с высшим образованием, имевшие опыт работы на заводах и фабриках. В авиационные части, располагавшиеся на аэродромах в Хороле, Лучках и на других аэродромах края, поступало большое количество самолётов Ил-2. Многим машинам требовались ремонт и доработка агрегатов. Специалисты цеха вооружения и девушки-прибористки проводили эти работы непосредственно на аэродромах. Многие офицеры прослужили до конца войны и после увольнения в запас остались на предприятии. Летом 1943 года в авиагарнизоне Камень-Рыболов открылся филиал авиаремонтных мастерских. В то же время рядом с аэродромом Хороль построили цех по ремонту самолётов Ил-2, там же появилось производство по техническому обслуживанию автотранспорта. С пуском самолётного цеха намного улучшились производственные площади. Предприятие ввело в действие свою небольшую котельную, что было очень важно в условиях сурового дальневосточного климата. В сентябре 1944 года авиационные ремонтные мастерские были передислоцированы в Воздвиженку и переименованы в авиационную ремонтную базу. В короткие сроки было установлено оборудование, и уже в конце ноября ремонт самолётов шёл в полном объёме. В боевые части строго по графику возвращались отремонтированные с высоким качеством авиатехника, автотранспорт, самолётные двигатели, различные агрегаты. В таком рабочем ритме дальневосточные авиаремонтники в мае 1945 года встретили Великую Победу. Их вклад в неё, как и в разгром японских милитаристов на Дальнем Востоке, неоценим. Так, в августе-сентябре 1945 года выездная бригада во главе со старшим лейтенантом С.Т. Перетрухиным на аэродромах в районе боевых действий производила необходимый ремонт самолётов сразу после боевых вылетов. В 1946 году ремонтная база получила благодарность от Верховного главнокомандующего, а весь её личный состав был награждён медалями "За победу над Японией". В 1952 году 278-я авиаремонтная база преобразуется в 610-ю военную авиабазу, сохранив условное наименование "Войсковая часть 23550". Первым начальником предприятия стал инженер-подполковник Лазарь Петрович Шапиро. В этом же году началось освоение ремонта реактивной авиационной техники первого поколения — принципиально новых для того времени летательных аппаратов, в техническом отношении более сложных, чем привычные самолёты с поршневыми двигателями. Ещё в 1947 году на вооружение советских ВВС и авиации ПВО начали поступать реактивные истребители МиГ-9, Як-15, Як-17. Через два года развернулось производство более мощных боевых самолётов МиГ-15 с двигателем РД-45Ф. Появление новой техники поставило более сложные задачи перед авиаремонтниками, ещё не имевшими опыта работы с подобными заказами. Между тем коллектив базы смело взялся за обслуживание реактивных самолётов, что потребовало существенной реорганизации производства, переобучения рабочих и специалистов непосредственно в процессе ремонтных работ. Тогда же началось капитальное строительство новых производственных корпусов, жилых домов, объектов социального назначения. В трудные послевоенные годы важно было вселить в людей уверенность в завтрашнем дне. На предприятии знали, что грядёт эпоха крупных преобразований в отечественной авиации, а значит, это потребует от коллектива серьёзной подготовки. 1950-1960 годы — ответ на вызов техники нового поколенияВ 1953 году поднялся в воздух первый отремонтированный в Воздвиженке истребитель МиГ-17. Эта более совершенная с улучшенными лётными характеристиками машина пришла на смену самолёту МиГ-15. Сдача самолёта заказчику с первого предъявления стала на предприятии значимым событием. Работа с реактивной техникой требовала нового подхода к производству, освоения современных для тех лет технологий и организации ремонта. В Воздвиженке по примеру родственных предприятий был внедрён бригадно-узловой метод ремонта самолётов и агрегатов, что значительно повысило производительность труда. В первые послевоенные годы на базе трудились в основном вольнонаёмные рабочие. Профиль предприятия, ремонтировавшего тогда лишь военную технику, потребовал изменения кадровой структуры. Поэтому в 1951 году на базу прибыла группа авиамехаников срочной службы, многие из которых после увольнения в запас приняли решение остаться на Дальнем Востоке. Именно в то время произошли существенные преобразования в производственном цикле: база постепенно сокращала работы по ремонту истребителей МиГ-17 и переходила на ремонт более сложной техники — самолётов Су-7, Су-9. К 1960 году предприятие было достаточно обеспечено производственными мощностями и кадрами (на нём работало уже более 20 бригад) для решения текущих и перспективных задач, причём создавались возможности для дальнейшего расширения производства. Сравнительно молодой коллектив быстро осваивал ремонт поступавшей на базу принципиально новой авиационной техники. Не подводили ветераны, привыкшие ориентироваться в часто менявшихся ситуациях и щедро передававшие свой опыт молодёжи. В 1962 году во главе 610-й авиаремонтной базы встал подполковник Михаил Михайлович Нудельман. Приход на дальневосточное производство нового руководителя совпал с очередным изменением профиля ремонтируемой техники. Стремительный технический прогресс, появление самолётов второго и третьего поколений потребовали от работников ремонтной базы дальнейшего повышения профессионального мастерства, освоения новых, передовых для того времени технологий. Одним из новшеств для предприятия стал ремонт фронтового истребителя МиГ-21. Эту машину большинство авиационных специалистов впоследствии признает лучшим реактивным истребителем. С поставленными тогда задачами полноценного восстановления самолёта коллектив с честью справился. В марте 1967 года предприятие возглавил полковник Фридрих Карлович Брудный. Под его руководством продолжился ремонт истребителей МиГ-21, что потребовало внедрения более совершенного оборудования, использования передовых технологий. Ф.К. Брудный проработал на заводе почти семь лет, и в январе 1974 года его сменил подполковник Геннадий Иванович Воронин. Тогда активно продолжался ремонт самолётов МиГ-21 для строевых частей Дальнего Востока. К концу 1975 года на предприятии ежемесячно производился выпуск 3-4 самолётов с различными циклами ремонта. Всё это совпало и с завершением эксплуатации самолётов МиГ-21, на смену которым в ВВС начала поступать авиационная техника третьего поколения. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 27 (391) от 04.08.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |