Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

322 АРЗ: история завода — от создания до наших дней

Продолжение. Начало в № 27

1970-1980 годы — награды и достижения

В 1970 году в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина завод был награждён почётными грамотами Совета министров СССР, главкома ВВС и ЦК профсоюза авиаработников, лучшие представители коллектива: Н.Н. Буштрук, В.С. Абраменко, П.И. Терещенко, А.И. Мишин, В.Н. Нянькин — были удостоены государственных орденов, а 58 человек — юбилейных медалей. В эти годы заводу было присвоено звание "Предприятие высокой культуры производства". Немалую лепту в развитие завода внёс Геннадий Григорьевич Недашковский, руководивший им с 1978 по 1981 годы. В конце 1981 года на должность начальника завода был назначен Анатолий Данилович Глущенко, который, кстати, первый на предприятии получил звание полковника. Под его руководством достроили самолётный цех, в то время лучший среди предприятий авиаремонтного комплекса Дальнего Востока, провели ирригационные работы, благоустроили территорию завода и жилого городка, сдали в эксплуатацию 75-квартирный дом. В эти годы завод начал ремонтировать самолёты Су-24М (МР).

В сентябре 1986 года предприятие возглавил подполковник Виталий Георгиевич Ковалёв, бывший начальник Варфоломеевского авиационного ремонтного завода. Новой страницей в биографии завода стало освоение ремонта фронтового истребителя МиГ-23 — тогда одного из новейших в мире боевых самолётов третьего поколения.

Целые полки строевых частей Дальнего Востока летали на самолётах, получивших вторую жизнь на Воздвиженском заводе. В ноябре 1988 года Ковалёва на посту руководителя предприятия сменил полковник Борис Семёнович Голубев. При его непосредственном участии был освоен ремонт самолёта МиГ-27М, началось освоение ремонта Су-24М. Помимо умелого решения производственных вопросов много внимания новый руководитель уделял развитию социально-бытовой сферы, улучшению жилищных условий работников завода. При нём был заложен и сдан в эксплуатацию 70-квартирный жилой дом, отремонтированы фасады зданий в заводском городке.

К тому времени страна и её Военно-воздушные силы переживали сложный и неоднозначный период. С одной стороны, на вооружение начала поступать новая авиационная техника: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-160, с другой — изменились приоритеты государственного развития, сократились оборонные заказы.

Трудные времена 90-х годов

Были и трудные времена. Из-за недостатка заказов рабочая неделя сократилась до двух дней. Руководство отправляло людей в вынужденные отпуска, заработная плата выдавалась с большими задержками. Но несмотря на трудности, силами коллектива была произведена реконструкция, что позволило значительно увеличить производственные площади, а также унификация и модернизация установленного оборудования.
Необходимость поддержания боеготовности Д

альневосточной группы авиационных подразделений с учётом меняющегося самолётного парка потребовала расширения номенклатуры ремонтируемых машин. С 1995 года завод стал принимать в ремонт самолёты Су-24М. Несмотря на то что ВВС России объявили в 1996 году о прекращении закупок бомбардировщиков Су-24, эти машины ещё долго будут нести службу в составе как российской фронтовой авиации, так и в ВВС других стран, а значит, потребуется их ремонт.

В мае 1996 года завод возглавил полковник Ю.В. Шафранов. Как раз в это время коллектив предприятия наряду с ремонтом фронтового бомбардировщика Су-24 начал осваивать ремонт штурмовика Су-25. Заявки строевых частей позволяли выполнять проводимые на заводе технические усовершенствования, хороший подбор и расстановку специалистов. На предприятии был разработан план мероприятий по оптимизации производственного цикла. Так, срок ремонта самолёта Су-24М сократили на один месяц.

В сентябре 1997 года завод приступил к серийному ремонту самолётов Су-25. Имевшееся на предприятии общепромышленное и нестандартное технологическое оборудование обеспечило полномасштабные работы по ремонту планера, агрегатов и систем штурмовика.

Первый отремонтированный самолёт Су-25 вышел на испытания в январе 1999 года. В соответствии с директивой ВВС в 1998 году завод приступил к приёму в ремонт фронтового истребителя Су-27. Для этого потребовалось провести большие организационно-технологические работы по изучению документации, подготовке производства, обеспечению оптимальных условий для выполнения заказов.

Практически всему коллективу завода пришлось осваивать ремонт новой машины. За этот период заводские рационализаторы внедрили около 30 новых технологических процессов, направленных на повышение качества ремонта Су-27. На заключительной, наиболее сложной и ответственной стадии ремонта истребителя потребовалась напряжённая работа коллектива завода, который тогда только возглавил полковник Я.А. Каждан. Новому руководителю пришлось приложить немало усилий, чтобы кардинально изменить ситуацию. Ему удалось убедить потенциальных заказчиков производить ремонт авиатехники именно в Воздвиженке, восстановить потерянные связи с поставщиками материалов и запасных частей. В результате наметился рост заказов, на предприятии почувствовали перемены к лучшему. Позитивные изменения ощущались во всём: ремонтировались здания и сооружения, отслужившую свой срок котельную заменила новая. Именно при Я.А. Каждане на предприятии проводились лётные испытания и сдача самолётов Су-27 в строевую часть.

Создание единой ремонтной сети ВВС России

К 2000 году сеть авиаремонтных предприятий ВВС России могла обеспечивать ремонт 19 типов самолётов и вертолётов. Потребовалась чёткая переориентация производств с учётом географического расположения, имеющегося опыта, технических возможностей, экономической целесообразности.

В это период 322-й авиаремонтный завод обрёл статус федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в структуре единой ремонтной сети ВВС России.

К началу XXI века ремонтная сеть ВВС существенно изменилась: из 62 авиаремонтных заводов, существовавших на территории СССР, в России сохранились лишь 23. Многие предприятия остались в бывших союзных республиках, другие прекратили своё существование или перепрофилировались.

Существенная структурная реформа авиаремонтной отрасли России связана с формированием региональных центров. На сегодняшний день выделяются четыре таких центра. Один из них — Дальневосточный — объединил три завода и взял на себя обслуживание фронтовой авиации, которая эксплуатируется на территории от Урала до Камчатки. Такая структура была создана в период с 2000 по 2002 годы, и в неё вошли 322-й АРЗ (Воздвиженка), 388-й АРЗ (Спасск-Дальний) и 153-й АРЗ МА ВМФ (Кневичи).

Слияние предприятий было продиктовано объективными обстоятельствами: появилась возможность расширить номенклатуру ремонтируемой авиатехники при меньших затратах.

С 2003 года генеральным директором завода является Василий Николаевич Гапоненко, уроженец республики Беларусь. В 1983 году он окончил Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище им. Я. Фабрициуса. До вступления в должность руководителя дальневосточного предприятия Василий Николаевич долго служил в системе ВВС. Он занимал должности начальника группы обслуживания авиационного полка в Дальневосточном военном округе, заместителя начальника сборочного цеха, заместителя главного инженера и главного инженера возглавляемого им сейчас предприятия.

В 2007 году в связи с реформированием армии в целом и авиаремонта в частности предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" открытое акционерное общество "322 Авиационный ремонтный завод" вошло в число дочерних обществ ОАО "Авиаремонт".

29 августа 2013 года решением общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа переданы Объединённой авиастроительной корпорации, частью которой 322 АРЗ остается по настоящее время. 

Сегодня и завтра 322 АРЗ

Сегодня 322-й авиационный ремонтный завод с высоким уровнем технологического процесса, современной производственной базой, эффективной системой пооперационного контроля является ведущим предприятием по ремонту самолётов и вертолётов государственной авиации в Дальневосточном регионе.

В непосредственно близости от основных производств расположены федеральная автомобильная трасса Хабаровск — Владивосток, аэродромы первого класса Воздвиженка и Кневичи, железнодорожные станции, морской порт, что очень важно для получения и отправки грузов в кратчайшие сроки.

Головное предприятие в Воздвиженке представляет собой современный авиаремонтный комплекс, способный в оптимальные сроки и с высоким качеством выполнить ремонт авиационной техники. Завод располагает автономными энергосистемами и коммуникациями, другими возможностями, позволяющими поддерживать ремонтный процесс на высоком технологическом уровне.

Основным видом деятельности предприятия с момента образования и до сегодняшнего дня является ремонт авиационной техники для воинских частей ВКС и ВМФ России.

В то же время ОАО "322 АРЗ" постоянно расширяет связи с другими организациями и ведомствами. Здесь в рамках программы ремонта с модернизацией самолётов Су-27СМ производился ремонт агрегатов для филиала ПАО "Компания Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина", в рамках отработки программы КВО совместно с ПАО ААК "ПРОГРЕСС" (г. Арсеньев) — ремонт агрегатов вертолётов Ка-50 "Чёрная акула". В настоящий период производится ремонт комплектующих вертолётов Ка-27, Ка-29 для ОАО "КумАПП"

(г. Кумертау). Специалисты предприятия выполняют доработки по бюллетеням на вертолётах Ка-52 "Аллигатор", базирующихся в Приморском крае.

К тому же, учитывая потребности гражданских авиапредприятий и организаций, РОСТО Дальневосточного региона, ОАО "322 АРЗ" ремонтирует самолёты Ан-2, Як-52, вертолёты Ка-32.

В заявленной сфере деятельности предприятие не ограничивается пределами Российской Федерации. Налажено взаимовыгодное сотрудничество по сервисному обслуживанию вертолётов Ка-32 Республики Корея, выполняется ремонт агрегатов самолётов Су-30 в интересах инозаказчиков.

Подтверждением гарантии качества предоставляемых предприятием услуг являются полученные бессрочные лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также Федеральной службы по оборонному заказу на весь спектр выполняемых работ. В числе разрешенных видов работ — техническое обслуживание, ремонт, установка, монтаж и утилизация вооружения и военной техники, а также другие виды работ. 322 АРЗ сертифицирован в системе менеджмента качества по всем видам выполняемых работ.

Уровень подготовки персонала, техническое оснащение и хорошие производственные мощности позволяют предприятию в перспективе рассматривать себя в Дальневосточном регионе в качестве сервисного центра по обеспечению лётной годности военной и гражданской авиации, в том числе и современных самолётов Су-30, вертолётов Ка-52 "Аллигатор".

В планах предприятия — освоение ремонта и сервисного обслуживания самолёта Ту-22МЗ, а также поступающих на вооружение в ВКС самолетов Су-30 и Су-34.

«Прогресс Приморья», № 28 (392) от 11.08.2016 г.

Подготовила Марина Благодатская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно