|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
История совершенствования подводных лодок в РоссииВ истории подводного флота России есть множество примеров героических подвигов моряков-тихоокеанцев, начиная с появления первой ПЛ и до настоящего времени. Жизнь не стоит на месте, меняются приоритеты на международном рынке вооружений, внедряются новые технологии, появляются передовые разработки подводных аппаратов. Отслужившие свой срок субмарины утилизируются, им на смену приходят новые образцы. Многие хорошо помнят и годы расцвета российского подплава, и годы застоя, и период подъема. И все же, несмотря ни на что, подводный флот живет, субмарины бороздят океанские глубины, значит, водные границы страны находятся под надежным контролем российских военных моряков. Есть на Краснознамённом Тихоокеанском флоте такие подразделения, которые постоянно занимаются подготовкой морских кадров — здесь будущие офицеры проходят практику, учатся штурманским и другим навыкам, постигают флотскую науку в условиях, приближенных к реальным. 19-я бригада ПЛ является одной из тех, где традиционно курсанты МГУ имени Г.И. Невельского проходят военные сборы и становятся офицерами запаса. Уже стало доброй традицией начинать обучение будущих офицеров с рассказа о богатейшей истории 19-й бригады. Один из эпизодов мы предлагаем читателям газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Первый экипажПервый экипаж подводной лодки Б-248 был сформирован в сентябре 1979 года. Командиром субмарины назначен капитан 1 ранга Василий Москалёв. Командиром боевой части пять (БЧ-5) стал капитан-лейтенант Александр Суровкин, выпускник СВВМИУ 1973 года. До назначения на новостроящийся корабль в должности командира находился два года, имел достаточный опыт плавания. Командиром моторной группы был назначен выпускник ВВМИУ имени Ленина лейтенант-инженер Андрей Смирнов. До убытия на завод личный состав изучал подводную лодку по отчетной документации, имеющейся в соединении. 19 ноября 1979 года экипаж убыл на судостроительный завод имени Ленинского комсомола города Комсомольска-на-Амуре. По прибытии на место был принят в состав соединения строящихся кораблей. К этому моменту ПЛ имела готовность примерно на 30 %. Подготовка личного состава соединения строящихся кораблей была разбита на 4 этапа. На первом этапе весь личный состав изучал тактико-технические данные электромеханического оборудования, систем и устройств подводной лодки, а также инструкции по их эксплуатации. Вторым этапом стало изучение расположения механизмов, устройств и систем по отсекам, а также занятия в учебном центре. Третий этап — отработка боевой и повседневной организации на берегу применительно к подводной лодке, а также решение задач водолазной подготовки. Параллельно проходила сдача зачетов на допуск к самостоятельному управлению боевыми постами, командами, подразделениями, боевыми частями. Дежурно-вахтенная служба на подводной лодке была выставлена 15 сентября 1980 года после спуска ее на воду и погрузки аккумуляторной батареи. Последний этап подготовки субмарины к эксплуатации сопровождался швартовыми испытаниями материальной части, отработкой боевой и повседневной организации, подготовкой к переходу ПЛ на достроечную базу. Обнаружить не удалосьЧерез месяц подводной лодкой была принята задача Л-1. 4 ноября субмарина включена в состав соединения строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. С 10 ноября 1980 года начались заводские, а затем, с 1 декабря 1980 года, государственные испытания, на которых личный состав продолжал осваивать подводную лодку. 31 декабря 1980 года "Варшавянка" включена в состав ВМФ. 17 ноября 1981 года головная ПЛ Б-248 произвела погружение на предельную глубину 300 метров. 22 апреля 1981 года "Варшавянка" прибыла к месту постоянного базирования и приступила к обработке курса боевой подготовки. Личный состав последующих экипажей перед отправкой на завод-строитель проходил стажировку на Б-248 со сдачей задачи Л-1. Из состава экипажей направлялись командиры ПЛ, командиры БЧ-5, моторных групп, старшины команд, командиры отделений и техники-телемеханики. Дальнейшая подготовка экипажей проводилась в учебном центре и на заводе. Стоит заметить, что за годы службы подводных лодок этого проекта они зарекомендовали себя только с лучшей стороны. ПЛ-248 во времена международной напряженности стала известна далеко за пределами Советского Союза, после того как гидроакустики ВМС США не смогли запеленговать местонахождение неуловимой субмарины. Черноморский флотВ настоящее время для Черноморского флота России важный момент: на новой подводной лодке "Великий Новгород" проекта 636.6 "Варшавянка" подняли Андреевский флаг. Торжественные слова произнесены, экипаж стоит по местам, и дизель готов повести черное тело подводного хищника прочь из холодной Балтики к теплым водам южного моря. Всего на службе Черноморского флота стоит пять подводных лодок. Одна из них — еще советская субмарина "Алроса", которая находится на модернизации до 2017 года. Остальные четыре — это сестры проекта 636.3. Сегодня к ним присоединится пятая подлодка — "Великий Новгород", а совсем недавно, в ноябре 2016 года, вышла еще одна — "Колпино". Мало какие подлодки породили столько путаницы в названии проектов, как "Варшавянки". Давайте попробуем разобраться. В далёком 1982 году начали строить подлодки проекта "Палтус" под номером 877. Планировалось, что ими будут вооружаться и СССР, и страны Варшавского договора, поэтому к подлодкам прилипла кличка "Варшавянка". На Западе их называют Kilo. К 90-м годам проект 877 проанализировали, выявили слабые места, возможности для улучшения, после чего появился проект 636, который уже официально получил прижившееся название "Варшавянка". На Западе эти подлодки называют Improved Kilo, что так и переводится — "улучшенная Кило". Ну а та шестерка подлодок, что заложена для Черноморского флота, уже принадлежит проекту 636.3, но по-прежнему они называются "Варшавянка". При этом у всех этих подлодок есть еще одно название — "Черная дыра". Такую "кличку" им дали западные военные за поразительную незаметность. Главное качество подводной лодки — незаметность. Именно для этого они уходят глубоко под воду. Дизель-электрические подводные лодки идут под водой на электродвигателях, питая их от батарей, которые периодически нужно подзаряжать, врубая дизельные двигатели — шумные и оставляющие за собой след из пузырьков выхлопа. Атомные же подводные лодки могут не всплывать месяцами: их электродвигатели работают от батарей, которые питает могучий ядерный реактор. Мощное вооружение, огромный запас автономности — что еще нужно? Почему же тогда до сих пор строят старые, дизель-электрические? Дело в том, что ядерный реактор — вещь тоже шумная, но его не приостановить, как дизельный двигатель. А еще он охлаждается забортной водой, оставляя за собой радиоактивный "след". Поэтому атомные подлодки действуют на просторах океанов и несут на себе вооружение с "длинными руками". Дизель-электрические же субмарины действуют в морях и прибрежной зоне, где теснятся самые разнообразные суда. Проигрывая атомным подводным крейсерам в автономности, дизель-электрические выиграют в незаметности. И "Варшавянка" в этом плане — вообще хищник, убийца других подлодок. Ее ценность заключается в том, что эта подлодка имеет лучшую в мире разницу радиусов стрельбы и обнаружения. Это значит, что она выходит на дальность поражения противника гораздо раньше, чем противник сможет ее обнаружить. Для уничтожения врага у нее имеются шесть носовых торпедных аппаратов с автоматом заряжания. При этом в четырех торпедных аппаратах уже стоят противокорабельные крылатые ракеты "Калибр" — очень грозное оружие. Благодаря им "Варшавянка" может отстреляться по противнику и спокойно скрыться в морских глубинах, прежде чем враг вообще поймет, что это было. Если тонущему боевому кораблю будет дело до таких разборок. После отстрела "Калибрами" торпедные автоматы заряжаются уже обычными торпедами — запаса крылатых ракет на борту нет. Подводное водоизмещение "Варшавянки" — почти 4 тыс. тонн. Это совсем не маленькая подлодка для своего класса. Максимальная глубина погружения — 300 метров, а автономность плавания в составе экипажа из 52 человек — 45 суток. Максимальная подводная скорость — 20 узлов (37 км/час), а надводная — 17 узлов (31 км/час). Но не это главное в подводной лодке, а то, что на экономном электрическом ходу со скоростью в 3 узла (5,56 км/час) она может пройти под водой 400 миль (740 км). Это через все Черное море, из Сочи до турецкого Синопа, и оттуда — в Севастополь. Наличие таких субмарин у крымского побережья гарантирует безопасность наших территорий и напрочь отбивает у западных "партнеров" желание покушаться на нее. Однако это не все приобретения русского флота в этом году. Будущее российского флота22 октября 2016 года в Белое море на ходовые испытания впервые за долгие 16 лет вышла большая атомная подводная лодка "Подмосковье" проекта 667 "Дельфин" — это огромные, водоизмещением в 18 тыс. тонн атомные подлодки, вооруженные баллистическими ракетами. Сейчас из семи крейсеров в строю только пять: "Тула" на плановом ремонте с прошлого года, а "Подмосковье" перестала быть ракетоносцем. После 16 лет модернизации она обрела новый статус и предназначение — носитель атомных глубоководных аппаратов. Ее задача — скрытно доставить в нужный квадрат Мирового океана такой аппарат, как атомная глубоководная станция "Лошарик", которая затем на значительном отдалении и на одной только ей доступной глубине занимается своими делами. После того как работы закончены, глубоководная станция стыкуется с носителем и они оба уходят в другой квадрат или домой. Поговаривают, что "Подмосковье" снабжена и необитаемым автономным аппаратом "Клавесин-2Р", способным уходить на 300 км от носителя и погружаться на 6 км. На самом деле все эти станции, аппараты и носители покрыты завесой тайны с грифом "совершенно секретно", хоть и не имеют абсолютно никакого вооружения. Если же отбросить частности и детали, то становится понятно главное: "Подмосковье" — это испытательная площадка, на которой будут проводить дальнейшие изыскания по применению связок, таких как "атомный носитесь плюс обитаемая атомная подлодка" или "атомный носитель плюс глубоководный электрический беспилотник". Неизвестно, конкурируют ли эти связки друг с другом, но однозначно, что "Подмосковье" — это первый по-настоящему серьезный шаг к созданию подводных "авианосцев", выпускающих бесшумных беспилотных хищников, которые после торпедного или ракетного поражения противника быстро возвращаются на подлодку-носитель. В конце 2016 года флот обогатился двумя событиями, которые несут особый смысл: "Варшавянка" даже в названии несет отметку прошлого, а "Подмосковье" — проект перспективного будущего. Но вместе они создают наше сегодняшнее настоящее. «Прогресс Приморья», № 46 (410) от 15.12.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |