Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Отсчёт будущего начинается сегодня

Каким будет мир в предстоящие годы? Новая информационная эпоха, пришедшая на смену эпохе индустриализации, набирает свои обороты. И сегодня каждый студент Дальневосточного федерального университета знает термин "стартап" (от startup company, startup, букв. "стартующий"), впервые использованный Forbes в августе 1976 года и Business Week в сентябре 1977 года для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности.

Сложившаяся практика венчурных инвестиций предполагает несколько этапов финансирования стартапов, на каждом из которых компания привлекает достаточно средств для поддержания роста и достижения следующего раунда инвестиций. Венчурные инвестиции — это инвестиции, предназначенные для финансирования новых (стартапов) или растущих компаний, деятельность которых сопряжена с высокой или относительно высокой степенью риска. Как правило, это долгосрочные инвестиции в компанию, совершенные в обмен на долю (акции) этого предприятия, в ожидании доходности для инвестора выше среднего рыночного уровня в данной отрасли. Поскольку инвестор получает доход от увеличения стоимости его доли в капитале компании, предполагается кратный рост компании между инвестиционными раундами, делающий стартап привлекательным для нового инвестора.

Значительная часть экономического роста и создания рабочих мест после середины 1990-х годов пришлась на новые быстрорастущие технологические компании — Amazon, Google, Salesforce, VMware, Facebook, Twitter, Groupon и Zynga. В этот список также входит основанный в 1977 году Apple, изменивший стратегию развития после возвращения Стива Джобса к управлению компанией в 1997 году.

При ВВП Соединённых Штатов в пятнадцать триллионов долларов эти девять компаний новой технологической волны произвели около триллиона долларов нового национального продукта. Взрывной рост числа технологических стартапов журнал The Economist сравнил с Кембрийским взрывом — резким увеличением биологического разнообразия в начале Палеозойской эры в результате скелетной революции. Изменение драйверов роста экономики на рубеже XX и XXI веков, повлёкшее за собой сдвиги во всех сферах жизни общества — от государственного управления, финансов и энергетики до образования, здравоохранения, науки и искусства, легло в основу концепции новой информационной эры, пришедшей на смену индустриальной эпохе.

Стремительный рост новых технологических компаний на фоне упадка традиционного бизнеса был обусловлен рядом факторов — снижением порога входа на рынок новых компаний, либерализацией экономики, свободным доступом к информации, который обеспечил развитие всемирной сети, и изменением модели потребления в годы после Второй мировой войны. Например, низкая стоимость запуска интернет-стартапа и возможность быстрого развёртывания интернет-сервиса на основе облачной инфраструктуры сделали эту область одной из наиболее конкурентных. Глобализация создала условия для лёгкого выхода компаний на иностранные рынки, а такие компании, как Google, Yelp или Amazon, обеспечили потребителям беспрепятственный доступ к информации о товарах и услугах eBay, Craigslist, Airbnb и Zipcar, монетизировали тренд совместного потребления.

В поддержке стартапов участвуют университеты и бизнес-школы, технопарки, грантовые программы, сообщества бизнес-ангелов и фонды, бизнес-инкубаторы и акселераторы, площадки для краудфандинга и акционерного краудфандинга, отраслевые конференции и конкурсы, профессиональные сообщества. Их совокупность создаёт "экосистему", условия для создания и развития новых компаний. Создание в 2011 году ДВФУ тоже начиналось с открытия бизнес-инкубатора на его площадке. Создателей вуза вдохновлял пример Массачусетского технологического института, который сформировал вокруг себя инфраструктуру высокотехнологичного предпринимательства. Совокупный валовой продукт компаний, созданных его студентами, выпускниками и преподавателями за 50 лет, сопоставим с крупными мировыми экономиками. По данным на 1997 год, эти компании предоставляли более 1,1 миллиона рабочих мест.

В центре технологических инноваций при Массачусетском институте новые идеи могут получить грантовую поддержку на прототипирование и развитие, а прошедшие отбор прототипы становятся кейсами в программе iTeams (с англ.  –  "инновационные команды"), входящей в состав института школы менеджмента Sloan. У нас в стране сегодня турниры по бизнес-кейсам проводятся крупными компаниями — "ЕвроХим", ЛУКОЙЛ, СИБУР.

Другой пример стартап-экосистемы — Кремниевая долина, сформировавшаяся вокруг Стэнфордского университета и заводов крупных технологических корпораций и охватившая сорокакилометровую полосу побережья залива Сан-Франциско между городами Сан-Хосе и Пало-Альто. Долина является центром американского венчурного капитала. Здесь расположены центральные офисы 49 из 100 крупнейших фондов, поддерживающих стартапы на ранних этапах развития, и известные бизнес-акселераторы.

Прогноз по трендам ИТ-стартапов в 2017 году

Управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев написал для vc.ru колонку о перспективных направлениях для стартаперов и венчурных инвесторов на 2017 год. В ней он проанализировал собственные предсказания на 2016 год и спрогнозировал новые тренды ИТ-стартапов (информационно-технологических стартапов).

— Судя по комментариям представителей венчурных фондов в СМИ, многие настроены пессимистично, как ослик Иа-Иа в сказке про Винни-Пуха: год выдался неудачный, результаты слабые, всё плохо. Я с этим категорически не согласен. На самом деле год был крутой. И очень богат на выходы — как российские, так и глобальные: холдинг Mail.ru купил сервис DeliveryClub за $100 млн, портфельную компанию VisionLabs оценили в 1,4 млрд рублей, Facebook купил MSQRD, 1С выкупила контрольный пакет amoCRM, "Ростелеком" выкупил 49,9 % Safedata за 2,25 млрд рублей и так далее.

Все, что связано с виртуальной и дополненной реальностью, — интересное направление, но бизнесом его в 2016 году назвать было сложно. Во многом потому, что игроки рынка не знали, как такие проекты могут быть коммерционализированы. Но активно работали над соответствующими проектами.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 01 (413) от 12.01.2017 г.

Подготовила Марина Благодатская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно