|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
От «летающей парты» — до искусства высшего пилотажаАрсеньевский авиационный завод за период своей восьмидесятилетней истории выпустил десятки видов авиационной техники. Продолжая тему юбилейных дат ПАО ААК "ПРОГРЕСС", мы вспоминаем не только время основания подразделений, но и факты начала производства некоторых видов продукции. С заметной периодичностью на авиационном заводе шло создание и производство самолетов. Таким образом 2017 год стал юбилейным для линейки продукции ОКБ А.С. Яковлева. 70, 60, 30 и 10 — именно столько лет минуло с начала выпуска новых модификаций легендарного "Яка". Самолет Як-18 был создан в ОКБ А.С. Яковлева в 1946 году. Несмотря на это, уже в марте 1947 года заводские службы приступили к агрегатной сборке первых опытных образцов Як-18, а далее — к серийному выпуску продукции. Именно семьдесят лет назад сошел с конвейера первый самолет из металла. Як-18 принадлежит числу известнейших самолетов конструкторского бюро имени А.С. Яковлева. Этот двухместный самолет первоначального обучения пришел на смену яковлевскому же самолету УТ-2 и прославленному биплану У-2 разработки Н.Н. Поликарпова, став родоначальником обширного семейства машин различного назначения в ВВС, аэроклубах и гражданской авиации. Ведущим инженером КБ по самолету Як-18 был К.В. Синельников. Модификации и варианты самолета Як-18 долгие годы оставались основными учебно-тренировочными и спортивными машинами ВВС и ДОСААФ. На Ленинградском, Харьковском и Арсеньевском заводах с 1947 по 1955 годы было изготовлено более 3000 самолетов. Самолет Як-18 был оснащен убирающимся шасси, закрытой кабиной летчика, приемопередающей радиостанцией, значительным комплексом приборного оборудования. Однако конструкция Як-18 воплощала также ряд существенных новшеств, которые отражали новые требования к учебно-тренировочному самолету, возникшие на новом этапе развития военной и гражданской авиации. Это был первый отечественный учебный самолет металлической конструкции с убираемым шасси. Состав его оборудования позволял выполнять полеты днем и ночью в простых метеоусловиях. Кабины инструктора и курсанта были выполнены по стандарту истребителей того времени. Можно сказать, что в принципиальной схеме и оборудовании выражалась идея сближения учебного самолета с боевым. Завод № 116 подключился к выпуску Як-18 позже других, хотя производственная программа была утверждена в начале 1947 г. Внедрение этой машины проходило особенно трудно, так как до этого на заводе выпускались деревянные УТ-2, и переход на металлический самолет потребовал полной перестройки технологического процесса, переоснащения новым оборудованием и переучивания персонала. Все это давалось нелегко: в 1948 г. завод № 116 выпустил всего 26 самолетов Як-18 вместо 175 по плану. В следующем году положение улучшилось: в Семёновке построили 257 самолетов Як-18 вместо запланированных 250. А с 1950 г. завод остался единственным изготовителем Як-18 и всех его последующих серийных вариантов, построив за тот год 312 самолетов при плане 300. Что касается общего количества выпущенных Як-18 первого серийного варианта (с хвостовым колесом), то в различных публикациях на этот счет приводятся разные цифры. Часто встречается общее число 4830 самолетов — например, в документах ОКБ. Но есть и другие версии. По одной из них, всего в СССР было выпущено 3752 экземпляра Як-18 , в том числе 3043 — на заводе № 116. Первая модернизация, которой подвергся Як-18 за свою более чем двадцатилетнюю историю, была проведена в 1953 году и получила обозначение Як-18У. В 1956 году была создана следующая модификация — Як-18А. В 1955 году на самолете Як-18У в небо поднялся Юрий Гагарин, а в 1974 году на экраны вышел культовый фильм "В бой идут одни "старики", где Як-18 сыграл роль всех советских истребителей. Як-18А — третья по счету и основная модернизация самолета, запущенная в серию в 1957 году. Она была выполнена гораздо качественней за счет большего по мощности двигателя. Первый образец получил в составе силовой установки мотор АИ-14Р, мощность которого составляла 220 л. с. (позже — 260 л. с.). Начало проектирования — 1956 г. Первое название — "модифицированный Як-18У", далее его стали называть Як-20, а начиная с 1957 г. — Як-18А. В конструкции самолета применен тяжелый девятицилиндровый двигатель. Существенно изменены кабина, планер и система управления. Установлено новое навигационное и радиооборудование. Хотя полетная масса и увеличилась по сравнению с Як-18У, летно-технические характеристики улучшились. На нем можно было выполнить "управляемую бочку". Первый образец успешно завершил заводские испытания в 1956 г., государственные — в первом квартале 1957 г. Первая серийная машина вышла из цеха окончательной сборки в конце 1957 г. Як-55Самолет Як-55 создан в ОКБ им. А.С. Яковлева для выполнения фигур высшего пилотажа и является достойным продолжателем славных традиций широко известных во всем мире спортивных самолетов "Як". В 1987 году Государственным планом ААПО "Прогресс" для изготовления были запланированы 25 штук. По конструкции самолет Як-55 являет собой цельнометаллический моноплан с кабиной закрытого типа, снабжен неубирающимся титановым рессорным шасси. На самолете установлен поршневой двигатель воздушного охлаждения. Его максимальная скорость — 450 км/ч. Из книги нашего современника и коллеги Николая Тарасовича Рыбака: "В связи с наличием значительного количества заимствованных деталей из самолетов серии Як, раннее изготавливаемых заводом, Як-55 был изготовлен в течение 6 месяцев… По самолету Як-55 было внесено более 300 конструктивных изменений и улучшений". Положительных качеств у Як-55 оказалось немало: на самолете великолепно выполнялись фигуры обратного пилотажа, он легко выходил из любого вида штопора. Оставалось "заставить" самолет быстрее летать и вращаться вокруг продольной оси. Несколько видоизменённый Як-55 мог развивать максимальную скорость в горизонтальном полете до 315 км/ч и вращаться со скоростью свыше 4 радианов в секунду. Тем временем наши спортсмены продолжали успешно выступать и на Як-50. Скоростной, "размашистый" пилотаж вошел в моду и стал считаться советским стилем. К 1981 году этот стиль уже был принят летчиками всех стран. В июне 1991 года на Международном авиакосмическом салоне во Франции представительным международным жюри одной из модификаций спортивного самолета Як-55М были даны высшие оценки и присужден гран-при. Як-54Учебно-тренировочный двухместный спортивный пилотажный самолёт Як-54 разработан в ОКБ им. А.С. Яковлева на базе пилотажного Як-55М в 1993 году и является самым "молодым" из линейки спортивных самолетов. Як-54 был предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Идея создания Як-54 на базе серийно выпускаемого Як-55М была задана генеральным конструктором ОКБ А.Н. Дондуковым. Масса "мелких" нюансов в новой конструкции привели к отличным результатам. Шеф-пилот Андрей Синицын был в восторге от нового самолета. Як-54 оказался значительно лучше своего прототипа Як-55М, а по себестоимости — в 2 раза ниже, чем двухместный Су-26. И даже несколько превзошел своего соперника в обратном пилотаже и характеристиках сваливания. Из книги Н.Т. Рыбака: "В 2006 году продолжены работы по подготовке производства самолёта Як-54. В 2007 году велось техническое сопровождение по запуску в производство и изготовлению самолета Як-54. Внесение конструктивных изменений в конструкторскую документацию, направленных на устранение недостатков, выявленных в процессе изготовления и сборки изделия Ка-50 и изделия Як-54… В том же году было сняты с производства самолёты Як-55, Як-55М, СП-55 в связи с большим количеством однотипных агрегатов самолёта Як-54 и самолётов Як-55, СП-55 и отсутствием в течение ряда лет заказов". Самолет Як-54 прост и послушен в управлении. Вполне доступен для начинающих летчиков. Большой запас прочности, высокая энерговооруженность и отличная управляемость дают возможность опытным спортсменам выполнять сложнейшие комплексы фигур высшего пилотажа. Спортивные "Яки" продемонстрировали свои отличные летные качества на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу и были высоко оценены летчиками — спортсменами Англии, Франции, США, ФРГ, Швейцарии и других стран. «Прогресс Приморья», № 09 (421) от 16.03.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |