|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Обеспечивал подводный и надводный флотИстории орденоносного завода "Аскольд" 74 года. Предприятие является одним из лидеров Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Дополнить его трудовую биографию помогают ветераны. О работе некогда легендарного коллектива цеха № 40 приборного производства рассказывает бывший начальник цеха Михаил Иванович Петрушенко, возглавлявший цех более двадцати лет (с 1973 по 1994 годы). — 1966 год — дата образования нашего цеха, когда цех № 8 разделили на три цеха: №№ 8, 40 и 42. Первым начальником цеха № 40 был Геннадий Исаков, позже — Борис Еремин. В то время я работал контрольным мастером на заказе "Аметист", затем старшим мастером, позже начальником участка. На него работали все цеха завода— Стоит особо отметить, что "Аметист" — металло-монтажно-механоёмкое сложное изделие корабельной аппаратуры для подводных лодок, причем с множеством кинематических узлов. На него работали почти все цеха завода, в том числе № 18. Специалистов-электромонтажников готовили на базе ГПТУ-32. Ездили обучаться и в Москву. Надо сказать, что при освоении любого нового изделия всегда возникают те или иные трудности. Были они и у нас. Но наш дружный, высококвалифицированный коллектив успешно справлялся со всеми поставленными задачами.Поэтому считаю своим долгом назвать фамилии хотя бы некоторых заводчан. Всех перечислить просто невозможно, и пусть они меня простят. Ведь в цехе в разное время работали от двухсот и более человек. Главное, что я всех их помню и благодарен им за их самоотверженный труд. Начну, пожалуй, со слесарей-сборщиков кинематических узлов. Это Петр Скрипка, Николай Глушак, Василий Сережко, Эдуард Лалетин, Владимир Марга и другие. Мастерской группой руководил Николай Бочкарев. Если говорить о монтажниках, то на участке трудились сначала тридцать человек, потом пятьдесят: Николай Масалов, Валерий Климков, Людмила Мельникова, Тамара Яцуценко, Раиса Никитина, Людмила Распопина, Людмила Куцаева, Нина Лухина, Татьяна Бутовец, Нина Зеленина и другие. Мастер — Анатолий Барабаш. Конечно, хочется отметить и регулировщиков. Грамотные, ответственные специалисты, можно сказать, основной костяк: Петр Диканский, Василий Глушак, Иван Кудашкин, Дмитрий Теклюк, Виталий Сиренко, Владимир Панов, Геннадий Харлов, Николай Лысак, Иван Хмель. Имитатор ракеты— В 1968-м цех начал осваивать ЗИП на "Аметист", где один из приборов — имитатор самой ракеты. В этом же году завод получил заказ на изготовление автоматики компрессоров. Тоже сложное изделие. Причем порядка пяти различных наименований как на подводный, так и надводный флот. Здесь мы впервые освоили платы навесного монтажа. Монтажный участок увеличился вдвое, и его разделили на два. Монтажом автоматики компрессоров руководила мастер Людмила Орлова. В ее группу входили Тамара Стрижкина, Евдокия Клочкова, Галина Ермакова, Наталья Бахметьева, Галина Богачева, Людмила Уколова, которая являлась депутатом Арсеньевского городского и Приморского краевого Совета народных депутатов. На сборочном участке мастерил Станислав Шаторный, позже Анатолий Плотников. Здесь трудились слесари-сборщики Александр Казанцев, Сергей Мордиков, Михаил Полянский, Александр Плис, Вячеслав Колдамасов и другие. На регулировочном — Геннадий Зинин, Иван Кудашкин, Павел Чипенко, Василий Бондаренко, Виктор Ермаков. Бригадир — Евгений Сафронов. Когда на заводе начали осваивать токопереходы, то первые два наименования были отданы цеху № 22, потом их передали нашему цеху. Изготавливали автоматику на подруливающие устройства, датчики и приемники для надводного флота. В 1976 году были объединены цеха №№ 37 и 40. Из цеха № 37 нам передали заказы РУЗ-671М, предназначенной для регулирования, управления и защиты 2-ядерных пароэнергетических установок атомных подводных лодок второго поколения, корабельной системы "Пирит" для военных кораблей. Самостоятельно освоили разовый заказ на военную технику "Александрит", а также усовершенствованный аналог системы РУЗ — "Муссон" — и другие для ВМФ. Причем изделия на "Муссон" изготавливались из титана. В наш коллектив влились Владимир Юрин, Александр Богачев, бригада слесарей-сборщиков Николая Будько — Юрий Рязанцев, Юрий Ляповка, Григорий Олексенко. А также монтажники — братья Василий и Владимир Малютины, Зинаида Дятлова и другие, высококвалифицированный специалист-регулировщик Владимир Пиксаев. Цех работал в одну смену, регулировщики круглосуточно, в выходные — по скользящему графику. Еще нашему цеху было поручено внедрить механическую руку, выполняющую любые спасательные работы на глубине. Также наши специалисты вели монтаж станков с ЧПУ. Зенитно-ракетный комплекс— Самое последнее изделие, которое внедрил коллектив цеха, — зенитно-ракетный комплекс для охраны судов в целях собственной безопасности "Кортик". Мы изготавливали электронные системы, а антенный пост — завод "Изумруд", потом его передали "Аскольду". Трудность заключалась в том, что антенну возили на испытания на полигон на запад. По решению директора завода Анатолия Федоровича Огнева построили свою базу на станции Приморская, где испытывали антенны и весь комплекс, чем сократили срок изготовления. Было принято решение о создании бригады регулировщиков под руководством Павла Чипенко. Если по сборке и монтажу не было проблем, то по регулировке были свои трудности, но совместно с конструкторским отделом и разработчиком мы в кратчайший срок освоили сложную регулировку. Благодаря этому быстро вышли на серийный выпуск изделий. Под этот заказ монтажный участок разделили на две группы. Одну возглавила Людмила Орлова, вторую — Валентина Столетняя. Коллектив цеха тесно сотрудничал с конструкторами. В то время работали начальник бюро Виктор Редченко, конструкторы Евгений Лобачев, Борис Дробот, в бюро Юрия Малышкова — Борис Комаров и другие. Также трудились Виталий Малахов, Николай Тихонов, который внес много существенных рационализаторских предложений. На изделии "Кортик" были задействованы главный конструктор Валерий Нетёсов и молодые специалисты, которые принимали активное участие в регулировке изделий. Да и сам цех постоянно пополнялся молодыми рабочими. Более пятидесяти процентов коллектива были женщины. Свертывание производства— Кто знает, если бы не перестройка, может, на заводе до сих пор внедряли бы и изготавливали изделия приборного производства, но в 1993-м из-за отсутствия заказов начали объединять цеха: наш цех объединили с 41-м, а 8-й с 42-м. Позже объединили в один цех № 40. В годы экономической нестабильности цех изготавливал даже товары народного потребления: люстры, закаточные машинки, насосы "Малютка", установочные образцы инкубаторов. В 1997 году приборное производство прекратило свое существование. Считаю, что именно цеха приборного производства положили начало повышению культуры производства в целом на заводе. Стало присваиваться звание "Цех высокой культуры производства". Цех № 40 был цехом высокой культуры производства, образцовой дисциплины и коммунистического отношения к труду. Эти звания подтверждались ежегодно. На заводе даже была открыта парикмахерская. Первоначально предполагалось делать маникюр монтажникам, причем бесплатно. Потом ее услугами стали пользоваться все заводчане. Я попросила Михаила Ивановича рассказать хотя бы немного об участии коллектива цеха в общественной и культурно-массовой жизни завода, города. — Цехком под председательством Людмилы Орловой организовывал коллективные выезды на турбазу, мы участвовали в спартакиадах завода, проводили цеховые вечера отдыха, на которых чествовали передовиков производства. Наша волейбольная команда во главе с братьями Василием и Владимиром Малютиными была неоднократным победителям как заводских, так и городских соревнований. Хочу обратить внимание на еще один важных момент из жизни нашего цеха: более пятнадцати человек были награждены государственными наградами. Василию Захаровичу Глушак, который удостоен ордена Трудового Красного Знамени, присвоено знание почетного жителя города. Подводя итог сказанному, отмечу, что наш цех № 40 был способен осваивать и изготавливать абсолютно любую сложную приборную технику. Конечно, мы сожалеем, что такое востребованное производство, как приборное, перестало существовать и распался наш некогда славный, дружный, ответственный и профессиональный коллектив. «Прогресс Приморья», № 09 (421) от 16.03.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |