Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Наш «Бессмертный полк» прирастает тылом

Окончание. Начало в № 17

Учёные ТИНРО предложили использовать для витья верёвок нитки, полученные из водорослей, специалисты Политехнического института — производить гвозди, подшипники для вагонеток, токарных, шлифовальных станков из железной берёзы.

Ярким примером того, какими путями на производстве искали резервы, могут служить вспоминания в местной газете ветеранов завода № 116 поселка Семёновка (ныне — лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ПАО ААК "ПРОГРЕСС" имени Н.И. Сазыкина, г. Арсеньев), выпускавшего в годы войны тренировочный самолёт УТ-2: "Лабораторные исследования аянской ели показали, что детали из неё лучше, чем из авиационной сосны. И коллектив завода смело приступил к внедрению новшества. Другой крупной победой коллектива явилось создание воздушного винта самолёта из "дерева". Большая заслуга по его созданию принадлежит Григорию Фёдоровичу Асташкину — высочайшему мастеру столярного дела, знатоку тайн дерева. Он "измудрил" винт. "Винт самолёта испытывает в работе колоссальные нагрузки, — вспоминал Николай Сергеевич Леонов. — В наших условиях наладить выпуск воздушного винта было очень сложно. Чертежами лаборатория не располагала, поэтому работа велась по образцу винта завода-поставщика. Шаг за шагом разработали технологию производства, провели аэродинамические испытания сначала на земле, потом в полёте. И получилось!" ("Книга памяти Приморского края").

На заводе "Металлист", "Дальзаводе" и других была внедрена поточная система, позволившая улучшить организацию работы на участках, в цехах, эффективнее использовать оборудование. И результат не замедлил сказаться: к концу 1943 года производительность труда возросла по сравнению с тем же периодом 1942 года на 133 %. Этому способствовал и комсомольско-молодёжный почин "Давайте больше продукции с меньшим количеством людей!". Его подхватила фронтовая бригада Н. Шестакова с судоремзавода № 2 и сократила свой состав с 17 до 12 человек, а на изготовление изделий затрачивала 18 дней вместо 48 по норме. К концу войны таких бригад на заводах Приморья было уже 142.

Кроме того, учёные и сотрудники ДВПИ помогали заводчанам справляться со многими техническими проблемами. В сварочной лаборатории М.С. Куликов и А.П. Соколов решили сложную задачу реконструкции крупных коленчатых валов двигателей. Лаборатории сопротивления материалов и металлографическая определяли качество и марки металлов, сварочных швов, а также причины аварий. Только на Владивостокской судоверфи за первые полтора года войны было заменено 39 видов привозных материалов.

Советское правительство вынуждено было держать для обороны дальневосточных границ от 32 до 59 дивизий сухопутных войск, от 10 до 29 авиационных дивизий и 4 бригады войск ПВО — общей численностью один миллион солдат и офицеров. Здесь находились 190 боевых кораблей Тихоокеанского флота и Краснознамённой Амурской военной флотилии. В общей сложности это составляло в разные периоды войны от 15 до 30 процентов боевых сил и средств советских Вооружённых сил.

Развитие приморского машиностроения

В составе колонн Бессмертного полка 9 мая 2017 года прошли работники заводов, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, среди которых есть старейшие предприятия нашего края. Сегодня оборонно-промышленный комплекс на подъёме. А этот год — ещё и юбилейный для многих предприятий, в том числе и членов Приморского регионального отделения СоюзМаш России. И праздновать эти события заводчане готовятся радушно, с приглашением гостей. Именно так в прошлом году отметил свой 80-летний юбилей арсеньевский "Прогресс", управляющий директор которого Юрий Денисенко стал победителем в номинации "Менеджер года-2016" XIII Бизнес-Премии Приморского края, итоги которой были подведены недавно.

Широко отметило в 2017 году свой 65-й день рождения судостроительное предприятие "Восточная верфь". 50 лет исполняется в 2017 году ПАО "Дальприбор", 45 лет — ВОП "Гранит", 85 лет — Владивостокскому предприятию "Электрорадиоавтоматика".

В этом году Центр судоремонта "Дальзавод" также вступил в свой юбилейный год — 26 октября он будет отмечать 130-летие. Фактически с введением в строй этого предприятия началась история судоремонта на Дальнем Востоке.

Сначала на месте его расположения были артиллерийские мастерские. Первым вместе с доком Цесаревича был построен цех № 8 — корпусно-доковый. Потом в строй ввели цеха № 6 (тогда он назывался механическим, сейчас — механомонтажным), № 5 (котельный). После Октябрьской революции 1917 года и до 1932 года "Дальзаводом" назывались все мастерские по ремонту кораблей от железнодорожного вокзала до Луговой. В 1932 году произошло разделение.

К столетию предприятия была издана книга "Дальзаводцы" — о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. 1400 человек ушли с завода на фронт в первые годы войны. Среди тех, кто работал на предприятии, — пять Героев Советского Союза. "Дальзавод" в июне 1945 года был удостоен ордена Ленина за огромный вклад в восстановление боеготовности флота. Именно здесь подготовили два больших отряда кораблей для перехода на Северный флот — среди них легендарная С-56, которая ходила воевать на север и вернулась, обогнув земной шар.

В 90-е годы прошлого столетия предприятию жилось нелегко, но переходный этап был завершен в 2012-м. Пять лет как предприятие работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС). Сегодня ДЦСС планирует направлять все свои усилия на увеличение доли локализации и повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке судостроения.

Компании предстоит вырасти из региональной, управляющей судостроительными и судоремонтными предприятиями, в компанию международного уровня, тесно взаимодействующую с лидерами отрасли.

На Дальнем Востоке России создаётся судостроительный промышленный кластер и идёт реализация якорного проекта "Создание судостроительного комплекса "Звезда".

При этом безусловным приоритетом деятельности предприятий ДЦСС были и остаются ремонт, сервисное обслуживание и модернизация боевых кораблей ТОФ.

Большое внимание машиностроители Приморья в настоящее время уделяют развитию и оптимизации управления заводами и совершенствованию системы коммуникаций между предприятиями. В ближайшей перспективе планируется увеличение объемов производства, привлечение новых заказов и партнеров, модернизация мощностей, создание новых рабочих мест, внедрение бережливого производства и повышение эффективности менеджмента.

Инженерная школа Дальневосточного федерального университета, которая стала надёжным партнёром крупных заводов Приморья и вошла в состав Приморского регионального отделения СоюзМаш России, начала проведение мероприятий к 100-летию инженерного образования на Дальнем Востоке России. У Школы накоплен большой научный потенциал и имеются все возможности для совместной с предприятиями реализации высокотехнологичных и наукоёмких проектов.

День Победы для машиностроителей был наполнен духом новых свершений и особого энтузиазма. Они знают, что достойны памяти и славы своих отцов и дедов и лучшие их свершения — ещё впереди.

«Прогресс Приморья», № 18 (430) от 18.05.2017 г.

Подготовила Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно