|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
«Мы помним!»К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Союз машиностроителей России объявил старт всероссийского проекта "Мы помним!", посвященного участникам войны, работавшим на предприятиях оборонной промышленности. СоюзМаш России, с особым вниманием относящийся к достижениям лучших представителей инженерно-технических и рабочих специальностей, поддержал инициативу Серпуховского завода "Металлист", сотрудники и активисты которого приступили к составлению первой в стране базы участников и ветеранов Великой Отечественной войны, при жизни трудившихся на предприятиях оборонной промышленности или продолжающих работать по сей день. Теперь все участники проекта, а это около тысячи высокотехнологичных производств и заводов ОПК, входящих в СоюзМаш России, смогут внести вклад в сохранение истории Великой Отечественной войны и увековечить имена ветеранов своих промышленных предприятий. "Союз машиностроителей России, делая ставку на молодежь в решении кадровой проблемы, не забывает и о ветеранах. Они являются носителями знаний, основанных на богатом жизненном и трудовом опыте. Именно поэтому на нашем портале существуют постоянно пополняемый Зал трудовой Славы и серия публикаций "Машиностроение в лицах". Сейчас мы запускаем новый проект "Мы помним!", который посвящается ветеранам, чьи подвиги на фронте и самоотверженный труд в тылу приближали победу в годы Великой Отечественной войны, помогали строить мирную жизнь и восстанавливать народное хозяйство. Наша великая победа ковалась не только на фронтах: машиностроители, как и работники многих других отраслей, жили и работали в те годы под лозунгом "Все для фронта! Все для победы!", проявляя массовый трудовой героизм, а также осваивая в небывало короткие сроки новые мощности и продукцию. В эти суровые годы бесперебойно шел выпуск танков, самолетов, артиллерийских систем, стрелкового оружия, снарядов, патронов, авиабомб, инженерного оборудования... Гражданский долг каждого из нас — сохранить память об участниках тех событий, сохранить историю, научить потомков помнить и гордиться!" — прокомментировал старт проекта Первый вице-президент СоюзМаш России, Председатель Комиссии Госдумы по развитию предприятий ОПК Владимир Гутенев. Проект "Мы помним!" будет находиться в свободном доступе на официальном сайте Союза машиностроителей России и в течение трех лет, вплоть до празднования 75-летия Великой Победы, пополняться именами тех, кто трудился совсем рядом, имея за плечами великие подвиги. Итогом станет обширная достоверная база с именами и судьбами людей, которые подарили нам Великую Победу. Легендарный капитанПриморское региональное отделение Союза машиностроителей России посредством газеты "Прогресс Приморья" обращается к теме Великой Отечественной войны постоянно. И это понятно: наш край обеспечивал фронт техникой, боеприпасами, людскими ресурсами. Вместо ушедших на фронт отцов за станки встали подростки. Недоедали, недосыпали, мёрзли в холодных цехах оборонных заводов, но план выпуска продукции выполняли, а порой и перевыполняли. Стоит отметить, что призванные в действующую армию рабочие и служащие приморских предприятий "Прогресс" и "Аскольд", которые сегодня идут в авангарде Приморского регионального отделения СоюзМаш России, как отлично работали, так и отлично воевали. Подтверждением являются их ордена и медали. Галина Писарева, нештатный корреспондент нашей газеты, располагает ценным материалом о человеке, чья жизнь была связана с заводом "Аскольд". Вот что она пишет: "К великому счастью, иногда судьба щедро дарит нужные и приятные встречи. Совершенно случайно разговорившись с Верой Григорьевной Иушиной, инженером-технологом второй категории ПАО "Аскольд", узнала, что она — дочь легендарного участника Великой Отечественной войны Григория Сергеевича Горбач, награжденного орденами Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней, орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, боевыми медалями. Этот храбрый защитник Отечества гнал с боями врага от Москвы до его фашистского логова. Григорий родился в 1914 году в селе Старая Сысоевка Приморского края. В 1929 году ушел на действительную военную службу и стал кадровым военным. В 1936 году окончил Омское военное училище имени Фрунзе, был направлен в распоряжение Забайкальского военного округа. Его боевое крещение — 1939 год. Участвовал в боях на Халхин-Голе с японскими милитаристами, за что был удостоен ордена Красной Звезды. После ранения продолжил службу в Забайкальском военном округе. В декабре 1939 года часть была поднята по тревоге и направлена на Карельский перешеек. Командир роты лыжников Горбач воевал с белофиннами до окончания Финской кампании, за что был награжден вторым орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу". Позже армейская дорога вернула Григория в Забайкалье, где он продолжал военную службу до февраля 1941-го. Затем был направлен на польскую границу вблизи города Рава-Русская, где и встретил первые залпы Великой Отечественной войны. Великая ОтечественнаяВ музее истории и трудовой славы завода "Аскольд", ведущего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, есть книга, в которую включены рассказы ветеранов войны о пройденных военных дорогах, в том числе и воспоминания Григория Сергеевича Горбач: "Сталинград. Тракторный завод. И сейчас вижу его во сне чуть ли не каждый день. Из нашего танкового батальона осталось двенадцать человек. Почти все — ранены. Танков нет — сгорели. Теперь мы автоматчики. Сражаемся за каждый метр. Истекаем кровью, но держимся. В девятый раз за сутки фашисты численностью около батальона снова идут в атаку. Отбили и эту, но в живых уже осталось восемь наших бойцов. Почти нет патронов и гранат. В небе появились фашистские самолеты, начали бомбить. Когда пришло подкрепление, в живых осталось только трое из нашего гвардейского танкового батальона". Григорий Сергеевич участвовал в разгроме немцев под Москвой, в Сталинградской битве. В составе Западного фронта командовал вторым пехотным батальоном 31-й гвардейской дивизии, дошел до города Могилева, затем в должности помощника начальника штаба полка воевал в составе Третьего Белорусского фронта. За участие в прорыве у города Орша отмечен благодарностью за подписью Сталина. В октябре 1944 года, следуя за отступающим противником, советские войска перешли границу в районе города Калдад, где размещалась дача Геринга. "Ночь. Немецкие самолеты бьют вслепую. Приказ командира выполнен. Мы возвращаемся в расположение своего штаба. Рядом со мной капитан Лисицин и лейтенант Петров. Вдруг в темноте, буквально в двух-трех шагах от меня, возникают силуэты человеческих фигур. Раздается команда на немецком языке. Стреляю из пистолета. Передний фриц падает. Его спутники стреляют в меня. Схватил автомат убитого немца, короткими очередями открываю огонь. В этой схватке погиб лейтенант Петров, а капитан Лисицин тяжело ранен. Позднее выяснилось, что мы встретились с немецкой разведкой. Четырех немцев убили, остальные отступили". В январе 1945 года Григорий участвовал во взятии Кенигсберга, затем со своей частью, пробиваясь с боями к Данцигу, вышел на берег реки Эльбы. Здесь был ранен, госпитализирован. "Не изгладятся из памяти дни штурма главной фашистской опорной базы в Восточной Пруссии. Атака наших танкистов была стремительной. Мой танк загорелся, я тяжело ранен. На рассвете привезли в медсанбат, поместили в подвале одного из зданий хутора. Со мной еще одиннадцать человек. Фашисты пошли в атаку. Наши отступили. Через узкую амбразуру вижу: к зданию подходит танк. На броне крест. Остановился. Ну, думаю, конец. С трудом приподнялся на локте, подполз к лестничной площадке. За спиной стонут раненые. В лестничном просвете появились два фашиста. Не помню, сколько выстрелов сделал я тогда из пистолета. Фрицы упали, за ними появились еще двое. И эти не ушли от пуль. Взглянул через амбразуру на танк. Немцы открывают люк. Их трое. В пистолете у меня всего три патрона осталось. Стрелял в упор. Из танка вылез еще один немец. Моя граната угодила в открытый люк. Взрыв, пламя — это последнее, что осталось тогда у меня в сознании. Через два часа наши части решительным ударом выбили немцев из хутора. Все раненые были спасены". После войныС 1946 по 1949 годы Г.С. Горбач продолжал службу в рядах Советской армии на территории ГДР, затем был уволен по состоянию здоровья. Гвардии капитан в отставке в мирное время, с 1961 по 1973 годы, работал в службе военизированной охраны машиностроительного завода "Аскольд". Его дочь Вера Григорьевна хорошо помнит рассказы своего отца о военном лихолетье: как часто смерть шла за ним по пятам, но судьба оберегала его и в последний момент уводила от неминуемой гибели. Григорий Сергеевич Горбач навсегда останется в памяти не только своих родных и близких, но и в памяти всех заводчан. Он, как и тысячи других солдат и офицеров, сделал главное — защитил мир от фашизма, подарил нам тишину, свободу и великую долгожданную Победу". Ветеран "Аскольда" Г.С. Горбач, который вернулся с фронта и всю оставшуюся жизнь отдал заводу, награждён за боевые подвиги орденом Красной Звезды. Его давно нет в живых, но воспоминания, награды, фотография остались. Первая его боевая награда — орден Красной Звезды за Халхин-Гол. И пусть он один из тысяч граждан, удостоенных этого ордена, — от этого гордость родственников и заводчан меньше не становится. Уже доводилось слышать разговоры о возрождении ордена в современной России. И это не случайно. Вернулись к нам звезда и знак ордена Святого Георгия. Когда-то эта императорская награда считалась самой высшей из всех существующих наград. Советской властью была упразднена, вновь учреждена 8 августа 2000 года. Является высшей военной наградой Российской Федерации. Орденом награждаются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага. Знак ордена I степени изготавливается из золота, II, III и IV степеней — из серебра с позолотой. Звезда ордена изготовлена из серебра с позолотой. Девиз ордена неизменен: "За службу и храбрость". Знак ордена прикрепляется к ленте, звезда при помощи булавки крепится к одежде. В ряду восстановленных наград следует назвать орден Святого апостола Андрея Первозванного, который был учреждён 30 ноября 1698 года Петром Великим, упразднён в 1917 году и восстановлен 1 июля 1998 года. Является высшей государственной наградой Российской Федерации. Звездой и знаком ордена Святого Андрея Первозванного награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане Российской Федерации за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России, а также главы и руководители правительств зарубежных стран. Знак ордена изготавливается из серебра с золочением, звезда — из серебра. Девиз ордена: "За веру и верность". Знак ордена носится на орденской цепи или на плечевой ленте, звезда — на левой стороне груди. Заметим, что в современной России сохранены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Восстановлена медаль "Золотая Звезда", которой награждаются граждане, совершившие геройский подвиг. Увы, но пока орден Красной Звезды не удостоен такого внимания. Однако специалисты сходятся в том, что когда-нибудь восстановление произойдёт. Эта награда была поистине боевой, о чём говорит факт награждения орденом более 12 млн. 860 тыс. человек в период Великой Отечественной войны. В Стране Советов орден был учреждён 6 апреля 1930 года постановлением Президиума ЦИК СССР. Статут ордена утверждён постановлением Президиума ЦИК СССР от 5 мая того же года. Первым кавалером этой награды стал будущий Маршал Советского Союза В.К. Блюхер — 13 мая 1930 года. Напомним, что по его инициативе в таёжном селе Семёновка началось строительство авиационного завода, который действует и поныне, являясь лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Согласно статуту орденом Красной Звезды награждались военнослужащие рядового и начальствующего состава советских Вооружённых сил, войсковые части, корабли, соединения, а также коллективы, учреждения, предприятия и общественные организации, "оказавшие выдающиеся услуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время". В числе награждённых орденом Красной Звезды немало частей и соединений армии и флота. В Приморье, например, им награждена газета ТОФ "Боевая вахта", которая является рупором военных моряков-тихоокеанцев. «Прогресс Приморья», № 21 (433) от 08.06.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |