Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Целевой набор: взаимодействие предприятий ОПК и Инженерной школы ДВФУ

Продолжение. Начало в № 20

Заместитель директора ИШ ДВФУ по учебной и воспитательной работе Владимир Цуприк: "Мы стараемся особо подготовленным ребятам, особенно целевикам, предоставить возможность всё-таки поехать на свои предприятия. Некоторые студенты едут за свой счёт. Они просят только направление. Где-то само предприятие оплачивает студенту эти расходы – на проезд, питание и проживание. Я хочу, чтобы наши коллеги понимали, что мы тоже в рыночных условиях живём. И то количество денег, которое нам выделяют, не позволяет решить все вопросы, связанные с практикой.

Ещё несколько лет назад такого ярко выраженного целевого набора у нас не было. Из набора 2014 года в Школе осталась только одна треть студентов – из 87 обучаются 30. 2015/2016 учебный год – осталась одна треть, набор 2017 года – было 92, осталось 52. Если просуммируем: было 260, осталось 140 человек – вот КПД целевого набора. Никому от этого не сладко: ни вам, ни нам, ни студентам. Мы должны найти такое решение этого вопроса, чтобы свести к нулю этот показатель отсева.

Заход на учёбу должен быть именно тех абитуриентов, которые имеют хорошие баллы и – самое главное – хорошую мотивацию идти именно сюда, здесь учиться, а потом вернуться на завод. Я считаю, что не совсем у нас это получилось в 2016 году. Об этом свидетельствует существующий по итогам года отсев. Все трудились, все работали – всё здорово, но были прецеденты, когда мы предлагали кадровым агентствам ребят с неплохими баллами, нам отвечали, что список уже заполнен. Список студентов, с которыми предприятия заключают целевые договоры, не должен заполняться, а должен формироваться по результатам конкурсного отбора.

Надо, чтобы 100 человек подали заявления, из них отсчитали 70 с высшими баллами, остальные ушли. А если на учёбу надо набирать 70, и мы любых 70 набрали, то в список попадут ребята, которые очень боятся проходить общий конкурс. Итого за три года целевого обучения мы имеем отсев в 50 %. А это никому невыгодно. Поэтому нам надо плотно работать с кадровыми службами, и мы будем помогать устраивать конкурсы на предприятиях.

Для того чтобы так было, конечно, ребята должны видеть прежде всего хорошее к ним отношение, тогда конкурс будет. Они должны быть хорошо мотивированы, их надо привезти на завод, объяснить им, какой у них будет социальный пакет, показать будущее предприятия, и тогда уже заключать с ними договор.

Есть другой путь: можно заключать целевые договоры с теми, кто остался учиться не по целевому набору. Раньше была развита эта процедура. Она называлась "трёхсторонний договор". Приезжали с предприятий, выбирали себе хороших ребят за год-два до окончания обучения и заключали с ними трёхсторонний договор. Его подписывали вуз, предприятие и студент. И предприятие таким студентам по этому договору что-то платило – разово или стипендию.

По практикам я трудности уже обозначил, они решаемы. Будем плотнее участвовать в диалоге и находить взаимоприемлемые решения. Приказ, чтобы студенты проходили учебные практики на предприятиях, нам никто не подпишет, и этого не надо с нас требовать. Если преддипломная практика по срокам и темам нас и предприятие устраивает, то мы с большим удовольствием этого преддипломника отправим к вам, тем более что он потом поедет к вам работать. Но тогда вы должны ему помочь собрать материал по теме. Дайте ему наставника. Даже если формально его руководителем будет числиться наш преподаватель, то ему нужен помощник от предприятия.

По производственной практике понятно, что требования суровые и по технике безопасности, и по обучению. Мы с этим согласны и будем подбирать ребят дополнительно и просить вас, чтобы вы их взяли. И просим вас изыскивать возможности для прохождения у вас практики других студентов. Ведь может быть так, что целевика вы доведёте до конца обучения и не получите его как работника. А вот молодой человек, который приедет хотя бы один раз к вам на практику, может стать вашим другом и сотрудником на всю жизнь".

О наболевшем и путях решения

Заместитель генерального директора по кадровой политике ОАО "Восточная верфь" Елена Вохмина: "Я сейчас слушала доклад, и у меня возникло ощущение дежавю, потому что тему практики мы уже обсуждали неоднократно. И вопросы, которые звучат, одни и те же. Мы не отказываемся от практики. Единственная просьба, которую мы всё время адресуем Инженерной школе: "Давайте сотрудничать!" Надо составлять графики практик, потому что у каждого предприятия есть свои целевые показатели и задачи. И для того чтобы подстроиться под учебный процесс, нам надо подстроиться заблаговременно. Нашу с вами проблему уже знают студенты. Понимая, как подолгу мы заключаем договоры, они носились с ними всю весну, и сейчас, в июне – июле, они выходят на практику. Они уже объединяются в группы, потому что нам тоже неинтересно на каждого студента заключать один договор. Поэтому нам с университетом надо раз и навсегда решить, что мы берём на практику и составляем графики заблаговременно, соотносим их друг с другом так, чтобы не получалось, что вы присылаете их к нам на две недели между двумя праздниками – 23 февраля и 8 марта. И за это время студенты должны пройти преддипломную практику, выбрать тему работы, проблему и ещё попытаться найти у нас специалиста, который поможет им в подготовке диплома. Поэтому, конечно, мы идём на сотрудничество, но давайте работать эффективно, не повторяться. Давайте принимать решения и следовать этим решениям".

Заместитель директора Инженерной школы ДВФУ по учебной и воспитательной работе Владимир Цуприк: "За те 6 лет, что мы обсуждаем эти вопросы, обязательно что-то новое появляется. И порой время не только вносит какие-то коррективы, но иногда и палки в колёса вставляет. Мы принимаем те упрёки, которые услышали. На самом деле есть изъяны в этом процессе и, в том числе, в организации подготовки практик. Хочу, чтобы вы понимали, что у нас есть график учебного процесса, и он незыблем: он утверждается, там прописаны все практики, и мы стараемся его на предприятия предъявлять. Мы берём на себя обязательство всем своим базовым партнёрам такие графики высылать".

Начальник отдела обучения и развития управления персоналом ОАО "ДЦСС" Марина Кащеева: "Первый вопрос: достаточно ли у вас лабораторий, чтобы подготовить студентов первого курса, чтобы вы могли их отпустить к нам на практику? И второй вопрос: ДВФУ – вуз федерального значения, а не владивостокский, соответственно, вы должны работать с предприятиями не только по Владивостоку. Почему у вас сложности с выделением средств, чтобы отправлять студентов на практику по региону?

Сожалею также, что сегодня не пригласили на обсуждение проблем целевого обучения третью сторону – студентов. Хотелось бы услышать их мнение по этому вопросу.

На последнем круглом столе поднимался вопрос по поводу организации практики при работе с целевыми студентами на основе принципа "единого окна". Насколько я понимаю, весной этого года оно начало создаваться, мы уже познакомились с его представителем. Хотелось бы, чтобы действительно все вопросы, связанные с практиками, решались через это окно. В этом году мы берём на практику только студентов целевого набора. Исключение составляет судостроительный комплекс "Звезда", потому что у них нет целевого набора. По оборонным предприятиям мы берём только целевиков, других студентов предлагайте в другие регионы, потому что объёмы целевиков на наших предприятиях достаточно серьёзные, и нам необходимо отработать с каждым из них, чтобы получить определённое качество, их удержать, довести до последнего курса и привести на предприятия.

Мы будем планировать работу с кадровой службой судостроительного комплекса "Звезда", чтобы целевые договоры заключались уже с обучающимися студентами университета по результатам практики. Например, такие договоры могут быть заключены с ними на оставшиеся два или три года обучения".

«Прогресс Приморья», № 21 (433) от 08.06.2017 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно