|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Главные специалисты предприятий ОПК Приморья работали в цехах Инженерной школыКонференция Главных специалистов предприятий ОПК, организованная Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России и прошедшая в Инженерной школе ДВФУ, была продуктивной как с точки зрения взаимодействия заводов, выполняющих оборонзаказ, так и с точки зрения ознакомления с материальной базой ИШ. На одной из площадок молодые учёные показали принцип действия сварного производства. Старший преподаватель кафедры сварочного производства Антон Васильевич Погодаев занимается переподготовкой кадрового состава сварщиков для судостроения с аттестацией по Регистру РФ, обучением аргонно-дуговой сварке с выдачей разряда. В его компетенции — восстановление, наплавка различных деталей, узлов трения, то есть придание определенных свойств материалу, нанесение покрытий с заданными свойствами. Для этих целей на кафедре есть свои разработки и одна из самых сильных на Дальнем Востоке лабораторий. Ее традиции уходят к 1930 году — году ее основания Виктором Вологдиным, одним из первых ректоров вуза, прародителем сварочного производства на Дальнем Востоке. На "Дальзаводе" стоит памятник первого цельносварного катера, а Казанский мост на Эгершельде — еще одно достижение тех лет — служит образцом первого цельносварного моста. Третье направление малого инновационного предприятия — это сертификация по соответствующему направлению деятельности в рамках Таможенного союза с выдачей подтверждающих ее документов. Все три направления должны быть востребованы на рынке Дальнего Востока, по всем есть хорошие партнерские связи и контакты с предприятиями региона. Уникальность и отличное качество высокотехнологичного оборудования все участники этой конференции смогли увидеть собственными глазами. Им рассказали также о лаборатории атомно-силовой микроскопии, которая входит в состав научно-образовательных центров "Морские инновационные технологии". Кафедра осваивает нанотехнологии; сопровождает научные исследования и проведение экспериментов; занимается проектным менеджментом. Её сотрудникам приходится постоянно учиться, чтобы быть на высоте стоящих перед ними задач, и без всевозможных курсов повышения квалификации справиться с этими задачами было бы гораздо сложнее. Знакомы они, к примеру, со швейцарским опытом развития инноваций и коммерциализации интеллектуальной собственности. К сварке на кафедре относятся как к процессу получения неразъемного соединения посредством установления межатомных связей. А значит, она по определению относится к перспективным нанотехнологичным процессам. Затем специалистов познакомили с лабораториями кафедры технологий промышленного производства. Заведующий кафедрой технологий промышленного производства ИШ ДВФУ Константин Змеу рассказал о её возможностях. Константин Змеу: "Аддитивные технологии — это послойное построение по математической модели того или иного объекта. Эта математическая модель воспроизводится с достаточно хорошей точностью. Материалы могут быть разные. У нас есть машина, которая строит из гипсоподобного материала. Это чистое прототипирование, и прототип имеет ограниченную прочность. Мы прототипировали, например, пластмассовые стаканчики, поскольку к нам обратился один из потенциальных производителей, который для какой-то авиационной линии пытался их делать и пробовал наши возможности. Интересным фактом является то, что гипсовая прототипирующая машина позволяет работать в цвете. И рисунок на стаканчике не покрашен, а выстроен по математической модели: воспроизведено то цветовое решение, которое было заложено. Несмотря на то что гипс не очень подходящий материал для каких-то ситуаций с нагружением, есть и другие образцы, которые были использованы уже как литейные модели. Мы добивались на гипсоподобном материале построения гребных винтов для необитаемого подводного аппарата, которые позволяли в течение 4 часов делать швартовые испытания в воде, что в принципе не предусмотрено по всем характеристикам. У нас есть цикл, где мы, исходя из программного продукта на базе той или иной информации, например, томографии, можем воспроизвести то, что есть на самом деле внутри человека. Есть пример, выполненный нами для предоперационной подготовки при сложном неправильно сросшемся переломе стопы и пяточной кости. Это медицинские технологии. Если из модели вынуть спицы, то можно разъединить её части и посмотреть, что там на самом деле получилось и так ли, как надо, нога теперь будет срастаться. Ещё один сложный вариант прототипирования — проблемная кисть человека. Технология позволяет хирургу перед операцией достаточно хорошо просмотреть детали того, что есть в действительности. Даже опытный хирург, как говорят, может ошибаться при разглядывании одних только плоских фотографий. С производственной точки зрения более интересным для машиностроителей является технология, совмещённая с аддитивной, — быстрое литьё пластмассово-силиконовой формы. Она используется, когда нужна небольшая партия изделий, которые потом, может быть, запускаются в технологию литья под давлением в термопластавтоматах. Понятно, что делать классическую пресс-форму очень дорого и очень сложно. Но есть альтернативная технология, и она нами уже освоена. Суть её заключается в том, чтобы литейная модель выполнялась аддитивным способом. Затем у нас есть группа специальных немецких машин, и на основе ликвидной модели двухкомпонентно льётся уже пластмасса. Это, конечно, не термопласты, но спектр применения этих двухкомпонентных пластмасс может быть довольно широк. Если кому-то нужно сымитировать визуальные, физические свойства термопластавтоматов, то можно этой технологией воспользоваться — вплоть до того, что само изделие может быть ещё и армировано. Армируются детали специальным волокном. Детали матрицы начиняется мелко нарубленными элементами, и из неё получается прочная вещь. Вторая машина быстрого прототипирования, которая есть в лаборатории, значительно точнее той, что даёт предыдущие образцы. С ее помощью можно изготавливать мелкие шестерёнки. И в другом помещении у нас есть третья прототипирующая машина — по раскладке нити". Машиностроителям было предложено ознакомиться с потенциалом, имеющимся у специалистов Инженерной школы ДВФУ. В случае если понадобится что-то быстро создать, чтобы посмотреть, какой же получится результат, или же что-то быстро изготовить в ограниченной партии, то всё это можно быстро и качественно — при помощи прототипирования — сделать в Лабораторном корпусе ДВФУ на кафедре технологий машиностроения. На заводах часто возникают вопросы по приборным корпусам, по всевозможным шасси, считает Константин Витальевич, а ответ на них можно получить здесь, на месте. Часть необитаемых подводных аппаратов, которые выпускаются Институтом проблем морских технологий ДВО РАН, уже благополучно ходят на пластмассовых винтах, созданных на кафедре Константина Витальевича Змеу. По дальнейшему регламенту работы участникам конференции предложили избрать Президиум Совета Главных специалистов. В его состав вошли: председатель — первый заместитель управляющего директора ПАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина Виктор Стребков, заместители — главный инженер АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" Виктор Удовиченко и заведующий кафедрой технологий промышленного производства ИШ ДВФУ Константин Змеу. В продолжение темы о потенциале Школы к взаимодействию и сотрудничеству с предприятиями ОПК, начатой во время экскурсии по лабораториям, Константин Витальевич сделал доклад-презентацию "О промышленном и научно-производственном потенциале Инженерной школы и возможностях по разработке совместных проектов". Возможности участия в совместных проектахКонстантин Змеу: "Я бы хотел более чётко обозначить некоторые стороны взаимоотношений университета и нашей региональной промышленности, чтобы они могли в дальнейшем быть более эффективными. Мнение о нищете высшей школы и высшего технического образования не соответствует действительности. В стране наберётся несколько десятков вузов, которые последние 10 лет хорошо оснащаются. Это вузы, которые намеренно выделены в две категории: федеральные государственные и научно-исследовательские университеты. И совсем отдельно — Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Вот такая есть элита. Мне приятно осознавать, что в эту элиту входит и Дальневосточный федеральный университет. Во время создания ДВФУ, начиная с 2012 года, и даже ещё раньше, с 2008 года, в систему наших университетов вливались очень серьёзные финансовые средства. И то, что мы сегодня видели, должно было убедить вас, что это так. Не все подразделения университета и Инженерной школы оснащены в равной мере хорошо, но машиностроение и две машиностроительные специальности, которые мы выпускаем, — "конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" (это высшая классическая технология машиностроения) и "автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении" — оснащены хорошо. И плюс всё, что существует вокруг машиностроения, тоже хорошо обеспечивается. Мы слышали это утверждение от многих людей, которые нас посещают. Противоречие заключается в том, что мы имеем хорошее оборудование, а для того, чтобы его эксплуатировать, нужны квалифицированные специалисты, которым надо платить соответствующую заработную плату. И в университете у любого руководителя моего уровня стоит главная задача — чтобы всё работало, надо искать внебюджетные источники финансирования. Без этого мы и обучать не сможем, и что-то серьёзное делать. Подробнее хочу сказать несколько слов о станочном парке, который есть в распоряжении нашего подразделения. Я могу дать его отдельный список и продемонстрировать детальные характеристики. В станочный парк входит более 50 единиц техники, расположен он на площади около 2000 квадратных метров. По сути, это как два приличных цеха — 22 единицы станков с ЧПУ. Новейшие — не старше 4 лет — станки как раз здесь. Два из четырёх станков принадлежат нам — это собственность ДВФУ. А два других принадлежат Уральской машиностроительной корпорации, с которой у нас заключено соглашение о создании Учебно-демонстрационного центра. Оборудование нам предоставили, чтобы мы использовали его в учебном процессе. Это пример того, что появляются бизнес-структуры, которые понимают необходимость взаимодействия с высшими учебными заведениями. У нас есть все основные группы станков. Новая часть оборудования здесь, а менее современное находится на двух площадках на материке. Наше программное обеспечение полностью закрывает всё то, что необходимо для современного машиностроения. Вопросы, касающиеся программного обеспечения машиностроительного производства, для нас решены. Мы имеем хорошую метрологическую составляющую: это координатно-измерительная машина с ЧПУ и измерительный портативный комплекс, так называемая "измерительная рука" (контактные — бесконтактные щупы) и целая серия интересных приборов. Они очень просто, быстро и дёшево позволяют оценить состояние станочного парка, и для некоторых заводов мы такие услуги оказываем. Кроме того, мы имеем лабораторию аддитивных технологий, в которой мы были, и лабораторию промышленной автоматики, где мы сейчас с вами находимся. Уровень тренажёров систем с ЧПУ, сопряжённых друг с другом настроечных стендов Siemens позволяет готовить наладчиков станков с ЧПУ серьёзного уровня электроники. У нас неоднократно здесь были наладчики Siеmens из Москвы, и они говорят, что такого уровня стендов нет даже у них. Моя главная мысль заключается в том, что то оборудование, которое у нас есть, мы должны использовать совместно с предприятиями ОПК. В данном случае надо искать баланс коммерческих интересов. Не надо никому ни у кого ничего просить. На заводах довольно часто случаются ситуации, когда какие-либо детали по тем или иным причинам было бы целесообразно отдать кому-то на производство. Мы готовы всерьёз рассматривать такие предложения, не в качестве учебного производства или каких-то поделок. Сейчас мы, например, выполняем заказ для "Дальзавода" и придерживаемся совершенно нормальной схемы сдачи деталей ОТК завода, как положено, со всем документальным обеспечением. Вы, конечно, можете мне задать вопросы о военной приёмке, но в любом случае это обсуждаемые вещи. Предлагаю направления сотрудничества: подготовка и переподготовка специалистов (тестирование); кооперация по изготовлению деталей или аутсорсинг; создание совместных коммерческих структур (подразумевается опыт создания учебных центров); комбинирование подготовки специалистов и аутсорсинга. Последнее из перечисленных направлений — это когда обучение и межзаводская кооперация (аутсорсинг) эффективно объединяются в один процесс". Окончание в следующем номере «Прогресс Приморья», № 22 (434) от 15.06.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |