|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Взаимодействие в решении вопросов целевого набораВ последних номерах газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России наши корреспонденты рассказали о проблемах целевого набора в Дальневосточном федеральном университете. Разные мнения, разные взгляды на существующие трудности — вот отличительная черта конференции, прошедшей в стенах вуза. Другие мнения редакция приводит ниже. Заместитель директора Инженерной школы ДВФУ по учебной и воспитательной работе, сопредседатель Рабочей группы по целевому набору и целевому обучению студентов Владимир Цуприк: "Этот вопрос о том, чтобы мы на предприятия на практику отправляли студентов, имеющих навыки рабочих профессий, обсуждается уже последние два-три года. И мы отлично понимаем, что предприятия с удовольствием возьмут наших ребят на практики, если у них будут рабочие профессии. Более успешно мы шли по пути разработки этой системы ещё год назад. Но в 2015-2016 учебном году мы были вынуждены заменить часть предметов первого курса предметами общего назначения в соответствии с программой 2.0, которая была введена для всех студентов всех специальностей. В этом году ситуация изменилась в лучшую сторону, но время мы уже потеряли. Что касается рабочих профессий: задача такая перед нами стоит, мы эту цель имеем и будем к ней двигаться". Начальник отдела обучения ОАО "Дальневосточный завод "Звезда" Татьяна Чураева: "Для того чтобы студенты проходили полноценную практику, её надо заранее согласовывать, а это долгая процедура — в течение месяца на всех предприятиях". Начальник отдела кадров ПАО "Дальприбор" Галина Соболева: "У меня такое впечатление, что мы в этом отношении отличаемся от других предприятий: у нас на сегодняшний день составлен график прохождения практики и все вопросы по ней решены". Директор Инженерной школы, член Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Беккер: "Вы видите, у вас одно окно, а там и ДЦСС, и много заводов. Я хотел бы добавить, что мы всё говорим о целевом наборе в бакалавриат. Сегодня мы уже говорили с представителями "Звезды", что срочно нужны специалисты, надо их воспитывать. Но не надо упускать из виду, что раньше не было магистратуры, а теперь она существенно наращивается. За годы существования университета она увеличилась на порядок, и группы магистров у нас теперь по 15 и более человек. И это уже выпущенные бакалавры, отобранные в магистратуру, это люди, подготовленные на более высоком уровне. Можно контракты заключать с теми ребятами, кто окончил бакалавриат. Прошу вас всех обратить на это внимание. Сейчас группы бакалавров и магистров по численности стали очень близки. И магистры лучше сохраняются, не теряются, потому что они уже прошли все виды отбора. И ещё преимущество магистров заключается в том, что у них аудиторная загрузка намного меньше: всего 25 % от всей загрузки. Они имеют больше возможностей работать с предприятием, что более эффективно. А те проблемы, о которых мы говорим, — мелкие и формальные и больше связаны с тем, что это студенты первого-второго курсов. Они ещё не так мотивированы. А в магистратуре — уже проверенные ребята". Проектное обучениеЗаместитель директора Инженерной школы по развитию Павел Кузнецов сделал доклад "Проектное обучение. Реализация совместной деятельности предприятий ОПК и Инженерной школы для студентов, обучающихся по целевому набору". Планируется, что это нововведение будет запущено по большей части образовательных программ и по всем программам бакалавриата Инженерной школы с сентября 2017 года. Заместитель директора Инженерной школы по развитию Павел Кузнецов: "Мы для себя не делали разделений — целевой набор или не целевой. Эта новая дисциплина будет у всех студентов. Зачем мы готовим выпускников? Для того, чтобы они устроились на предприятия. Вот показательный пример требований к инженеру корпорации "Боинг", 1995 год. Профессиональные требования занимают всего лишь первые две строчки. Это хорошее знание основ и понимание специфики инженерной деятельности. Большая часть остальных требований лежит в личностных, межличностных и надпрофессиональных характеристиках выпускника. Это то, чему долгое время мы совсем не уделяли внимание и никак с этим не работали. То есть мы научили студента теории, дали ему какую-то практику и на этом закончили его подготовку. Выводы аналитического агентства свидетельствуют, что сейчас, спустя 20 лет, не многое изменилось. По-прежнему у выпускников технических университетов проблемы в сфере коммуникации, командной работы, по инженерным и аналитическим навыкам (речь не именно о России и Дальнем Востоке, а о специфике всего мирового инженерного образования). Если мы рассматриваем потенциал выпускника как совокупность разных результатов, то их можно разделить на несколько частей: базовые навыки (знание физики, математики, спецпредметов и так далее), профессиональные навыки (умение проектировать, знание программных продуктов), умение работать в команде и личные характеристики — желание учиться и развиваться. Мы должны готовить студентов, которые способны понять задачу: задуматься над проблемой, спроектировать решение, внедрить это решение и использовать его. В основу нашего подхода мы взяли разработку ведущего университета в мире — Массачусетского технологического. Она основана на том, что студенты должны работать над профессиональными компетенциями через решение практических задач, с которыми в дальнейшем они столкнутся в своей реальной работе. Они должны уметь работать с продуктами и системами в современной инженерной среде, но при этом должны работать с другими людьми, и поэтому повышаются требования к личным и межличностным качествам студентов. Есть такое понятие — "гибкая траектория". Мы ведь готовим разных инженеров, и на предприятиях тоже нужны разные инженеры: главные инженеры, проектировщики, эксплуатациощики, тестировщики и так далее. В национальном университете Сингапура, например, инженеры уже два года как готовятся по разным траекториям: после первого курса студенты выбирюет, кем они хотят быть: исследователем, эксплуатациощиком или проектировщиком. И в зависимости от этого со второго курса у них разный набор дисциплин, набор заданий и прочее. Мы не можем себе этого позволить ни по нормативным ограничениям, ни по ресурсам. Инженерная школа пока не потянет такое количество задач. Поэтому для себя мы приняли решение внедрить единую сквозную дисциплину для бакалавриата, где студенты в течение одного семестра будут работать над проектной задачей. Не в рамках узкой образовательной программы, а именно над проектом. Проект на самом деле может быть и больше, но просто в конце семестра нужна будет какая-то отсечка по его промежуточным результатам и по зачётам для студентов. Мы должны добиться, чтобы проекты, которые мы даём, были связаны с образовательной программой. Нельзя давать слишком сложные задачи, и, наоборот, будем стараться не дать слишком простые. Наша цель — чтобы студенты прошли полный "жизненный цикл": от умения проектировать до изготовления прототипа и его представления заказчику. Нужен заказчик внешний — относительно университета или хотя бы относительно кафедры. Важно, чтобы человек понимал, что он не просто учится что-то делать в AutoCAD, но ему надо сдать результат этой работы заказчику и чтобы этот результат его устроил. Когда студентов буду спрашивать не на зачёт, а на результат, тогда они ещё поймут ценность времени. Проектное обучение — это ещё междисциплинарность. Большинство людей в своей деятельности сталкиваются не с узким кругом задач, а, как минимум, взаимодействуют со специалистами других инженерных направлений. А кто-то имеет дело с юристами, экономистами и так далее. И преподаватели здесь должны быть в качестве наставников или руководителей проекта. У нас есть три основных способа, как лучше реализовать проектное обучение. Поставлена задача и существует известный метод — в таком случае задача студента сводится к освоению этого метода. На этом построены лабораторные работы, практикумы. Соревнования — тоже способ. Например, наши ребята — одни из лучших в мире по подводной робототехнике. Это формат инженерного соревнования, когда они готовятся, создают свои прототипы. В этом случае тоже задача известна, результат известен. Проверочная вещь — это испытание: поплыл робот или не поплыл. Другой способ проектного обучения — когда людям ставится задача, а решение они находят самостоятельно. Наставник не говорит: "делай раз, делай два". Он объясняет, какие есть варианты, чтобы они сами подумали, каким они пойдут путём, либо выбрали свой способ решения. Люди планируют, реализуют, делают прототип и проверяют его на испытаниях. В идеале потом идёт использование полученного результата, но вряд ли в учебном процессе это возможно. Основной принцип обучения — чтобы люди на практике получили реальные навык: и в работе над реальными задачами, и в команде, и по междисциплинарности. Потому что через осознание приходит понимание того, что ты хочешь делать на той специальности, на которую ты поступил, и так гораздо лучше усваиваются профессиональные навыки. Как это будет организовано? Это сквозная дисциплина — со второго семестра первого курса по первый семестр четвёртого курса. Мы хотим идти от усложнения проектов до реально выполнимых для уровня бакалавриата. На сегодняшний день мы не привлекали предприятия к постановке задач для проектов, поскольку мы ещё не до конца понимаем, что мы можем, а чего не можем. Не хотим мы пока просить у вас реальных задач, потому что, с точки зрения людей на производстве, никакой студент-бакалавр не способен и очень редкий студент-магистр способен решить инженерную задачу для реального проекта. Поэтому мы сначала попробуем силы на школьных, университетских задачах. У нас сейчас 63 проекта для студентов находятся на стадии отбора. В сентябре мы стартуем, в декабре должен быть первый зачёт и, соответственно, первый результат. Начинаем мы со студентов второго курса (первый курс соприкоснётся с этой дисциплиной весной). Я приглашаю вас посмотреть на результаты, чтобы вы смогли нас скорректировать, но я думаю, что сами мы тоже много чему научимся". Уже сейчас у нас есть проекты, где студенты будут размышлять над задачами магистерских работ. Какая-то цепочка преемственности у нас есть. Один-два проекта для второкурсников, где студенты будут работать над задачами четвёртого курса. Есть задачи, которые ставятся кафедрами. Возможные способы сотрудничества подразумевают, что предприятия ОПК нас больше всего интересуют как источники проектов. Когда мы запустимся на полноценный масштаб, это будет пиковая загрузка, охватывающая три курса, порядка 2 тысяч человек. Тогда у нас не хватит ни идей, ни сил это реализовать, но пока мы не хотим вас подвести. Второе направление сотрудничества — это наставничество, мастер-классы. Мы ставили себе норму, чтобы соблюсти баланс, нам надо 10 человек на один проект. Многие коллеги считают, что и 10 человек — это избыточно, но меньшее количество мы себе не можем позволить по экономическим показателям. А большее число студентов превратит нашу идею в профанацию. Наверняка нам понадобятся специалисты по отдельным направлениям. Самый простой пример — провести лекцию и несколько мастер-классов по пайке, сварке и чему-нибудь ещё. Может, кто-то от предприятий захочет вести один предмет без отрыва от производства. Ресурсная помощь, понятно, подразумевает какие-то расходники или доступ к вашим помещениям". Директор Инженерной школы Александр Беккер: "Если возьмёте какой-нибудь подводный аппарат или автопилотник — это междисциплинарные проекты, там сочетание всех специальностей. Это максимум четыре параметра, вплоть до эксплуатации. В советские времена у нас этой проблемы по освоению рабочих профессий не было. Я, когда учился, по министерским положениям полтора года работал на стройке и, как рабочий, все специальности получил. Потом, в 90-е годы, получился разрыв: ни в школе, ни здесь не обучают рабочим профессиям — нигде. Но мало уметь делать руками — студенты должны получить представление о проекте. На производстве они мало появляются, не знают, что это такое. Не знают, как в команде работать, как добиться результата, целеустремлённость свою проявить. Какой должен быть итог проектного обучения? Студент или выпускник на производство пришёл, увидел какой-то недостаток, свою идею по этому поводу высказал, запланировал решение и вместе с командой реализовал. Вот какая цель! И, я думаю, это вполне достижимо. Если взять ведущие вузы, они это решают на примере изготовления маленьких машинок, технических соревнований — активной творческой деятельности студентов. Иначе они будут заняты у нас совсем другим. Это их досуг и их дисциплина. Они будут здесь днями и ночами работать, если поставить задачу правильно. Тогда будут приобретаться очень важные воспитательные и профессиональные навыки. Но надо суметь эту задачу реализовать. Я полагаю, что эти проекты будут включать не только "железо", но и проектные работы, и моделирование. Сейчас студенты компьютеры хорошо знают, они с первого-второго курса уже многое умеют. Мы их недооцениваем, а надо их подключать. И даже сейчас уже можно говорить с вами, как с представителями заводов: если есть какая-то проблема, давайте попробуем трансформировать её на уровень начальных знаний. Ничего, что пока это не будет использоваться на производстве, цель не в этом. У нас учебный процесс. И такой проект, где будут задействованы с небольшими междисциплинарными ресурсами специалисты и студенты, нужно серьёзно развивать, и давайте подумаем, как это лучше сделать". Ещё раз о практикеЗаместитель генерального директора, руководитель службы по управлению персоналом ПАО "Варяг" Александра Балакерская: "Я хочу сказать слова благодарности Инженерной школе, в частности Анатолию Гавриловичу Боровику, за качественную, технологичную, прекрасную организацию практики на нашем предприятии. Благодаря практике мы получили сейчас троих замечательных ребят, они оканчивают четвёртый курс и готовы у нас работать по специальностям "инженер-технолог", "инженер-конструктор". О проблемах. Мы обратили внимание, как вы советуете, на магистрантов. К нам пришли в сентябре 2016 года четыре краснодипломника по направлению "конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств". И у нас, к сожалению, не сложилось с ними сотрудничество только по одной причине — график учёбы. Из четырёх ребят у нас остался только один — самый стойкий и самый выносливый. Остальные не смогли ездить на Русский остров и приезжать на "Варяг" на работу. Можно ли как-то пойти навстречу таким магистрантам?" Директор Инженерной школы Александр Беккер: "Мы уже знакомы с такими негативными моментами. Странно, что с вами у нас сложилась такая ситуация. Мы имели её два года назад с Арсеньевом, потому что ААК "Прогресс" далеко. Договаривались тогда, что и транспортом поможем, но бесполезно, было тяжело. Ввели тогда заочную магистратуру — когда человек одновременно работает и учится. Если это магистранты-очники, вы не должны к ним жёстко относиться, чтобы они по 8 часов отрабатывали. Ведь это творческая, как правило, работа. Загружайте так. У них действительно занятий поменьше. Можно неполную неделю сделать. Надо более гибко к ним подходить, всё же они ещё студенты. Возможны разные пути, в том числе — индивидуальные планы для таких магистров. Давайте сотрудничать!" «Прогресс Приморья», № 22 (434) от 15.06.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |