Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Яркий след в истории государства

В один из дождливых дней, когда на дороге образовалась автомобильная пробка, довелось идти пешком в район остановки "Некрасовская". Обходя лужи, выбирая участок посуше, оказался в небольшом сквере в районе Первой Речки и совершенно случайно увидел белеющий на фоне зелени деревьев баннер, на котором был изображён человек в военном мундире с эполетами на плечах и императорскими орденами на груди. Когда дождь прекратился, подошёл к баннеру и опешил: на меня смотрел поистине великий человек, которому мы обязаны тем, что живёт на территории, которая называется Приморским краем. Им оказался Н.П. Игнатьев.

Надпись гласила: "Игнатьев Николай Павлович (1832 — 1908 гг.). Этот сквер назван в честь видного русского государственного деятеля Николая Павловича Игнатьева, жившего в 1832 — 1908 гг. и оставившего большой след в истории Дальнего Востока России. Николай Игнатьев подписал Пекинский договор 1860 г., благодаря которому к России отошла территория, на которой сейчас расположен город Владивосток. Николаю Павловичу Игнатьеву — от благодарных жителей Владивостока!"

Неожиданная встреча, потрёпанный шальными ветрами баннер тут же навели на довольно простую мысль о том, что в городе нашенском немало таких вот скверов, которым не суждено носить имя какого-то заслуженного человека, оставившего яркий след в истории нашего края. Таких имён, впрочем, хватает на Дальнем Востоке, вот только не всем суждено быть увековеченными хотя бы в виде изображения на баннере. Почему-то сразу вспомнился район Второй Речки — бюсты Давыдова, Кутузова, Багратиона. Скверы всегда находятся в идеальной чистоте, здесь приятно погулять, побеседовать, просто посидеть на лавочке. Вглядываясь в бронзовые лица героев войны 1812 года, невольно задаёшься вопросом: кто же стал инициатором установки в этих местах бюстов славных соотечественников, имена которых известны далеко за пределами России? И ответ был найден после знакомства с биографией первого секретаря Приморского крайкома партии В.Е. Чернышёва, легендарного белорусского партизана, Героя Советского Союза, за голову которого немецкое командование во время Великой Отечественной войны обещало немалое вознаграждение. К счастью, предателей не нашлось. Василий Ефимович демобилизовался и работал в разных должностях. Затем его направили в наш край. Его называют знаменитым "губернатором" Приморья, который руководил регионом с 1959 по 1969 годы. За десятилетие он сумел сделать столько добрых дел, сколько не удалось сделать другим руководителям советского периода. В прошлые годы газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала о нём своим читателям на страницах издания. Думается, будет интересным узнать новые факты о бурной деятельности этого неординарного человека.

Принципиальный и требовательный

Василий Ефимович Чернышёв запомнился приморцам как требовательный, принципиальный руководитель. При нем в экономике края получили новое развитие китобойный промысел, добыча рыбы, лесная и горнорудная промышленность. С начала 1960-х годов стали создаваться новые для Приморья отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Так, в 1967 году началась производственная деятельность владивостокского завода "Керамика", сегодня это одно из лидирующих предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России — ПАО "Дальприбор". Недавно предприятие отметило своё 50-летие. В Приморье при Чернышёве были построены предприятия горно-металлургической промышленности: производственное объединение "Бор", Ярославский горно-обогатительный комбинат, Приморский горно-химический комбинат, Реттиховский угольный разрез, а также Владивостокский инструментальный завод, Артемовский фарфоровый завод — всего более 230 производственных объектов. Происходила реконструкция на Дальневосточном горно-металлургическом им. Ленина и Хрустальненском горно-обогатительном комбинатах. Было осуществлено техническое переоснащение лесной промышленности. Прирост валовой продукции промышленности в Приморье за 1960-1965 гг. составил 170 %.

Экспедиционный промысел

С ростом промыслового, транспортного и рефрижераторного флота расширялись масштабы рыболовства, был начат экспедиционный промысел рыбы в океане. С 1955 по 1965 гг. вылов рыбы и добыча морепродуктов увеличилась в 5 раз. В то же время судоремонтные и береговые рыбоприемные базы не получили соответствующего развития, что затрудняло работу рыбной отрасли.

Большой Владивосток

Именно в годы руководства Чернышёва строился и большой Владивосток. Архитекторы не стали уничтожать исторический центр города, а занялись районами, жители которых мечтали о современных благоустроенных квартирах. Кстати, именно благодаря Чернышёву был построен и торжественно открыт в 1961 году памятник Борцам за власть Советов. Получив карт-бланш от Москвы на строительство нового города, Василий Ефимович подготовил тыловые предприятия (в первую очередь были возведены предприятия крупнопанельного домостроения и железобетонных труб большого диаметра). При нем вместо Корейской слободки появился микрорайон современных девяти— и двенадцатиэтажных зданий — Первая Речка. Долгое время граница городской черты проходила на пересечении Океанского проспекта с улицей Некрасовской. Далее шли Народный проспект, Военное шоссе и улица Снеговая, по которым с Некрасовской можно было попасть на улицу Областную. В октябре 1963-го эти улицы соединили мост через Первую Речку и виадук — знаменитый Некрасовский путепровод. Улица Областная, получившая название проспекта 100 лет Владивостоку, приведет к одному из красивейших районов города — Второй Речке. Его первые улицы появись, когда страна отмечала 150-летие Отечественной войны 1812 года. Благодаря Чернышёву появились микрорайоны "Мингородок" и "бухта Тихая". С его подачи были решены многие транспортные проблемы в городе: появился фуникулер, троллейбус и электрички, для жителей Первомайки открыта станция "Мыс Чуркин". В 1962-1965 годах трамвайные пути соединили новые микрорайоны с центром. Появились линии "Сахалинская — Вокзал", "Луговая — 3-я Рабочая", "Луговая — Мингородок".

Высшая школа

Василий Ефимович придавал большое значение высшей школе. По его предложению построенное в центре города здание гостиницы крайкома было отдано под созданный по его же предложению Дальневосточный педагогический институт искусств, открыт Технологический институт бытового обслуживания.

Можно много и долго перечислять, что и сколько сделал за 10 лет первый секретарь крайкома. В 1969 году по настоянию врачей Василий Ефимович переезжает в Москву, где занимает должность заместителя председателя Комитета партийного контроля (своего рода служба собственной безопасности партии). Но 12 ноября 1969 года Герой Советского Союза, кавалер шести орденов Ленина, ордена Суворова I степени, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды и многих медалей Василий Ефимович Чернышёв скончался. Его похоронили на правительственном участке Новодевичьего кладбища.

Интересно то, что Василий Ефимович не бросил наш край, как говорится, на произвол судьбы. Он подготовил достойного преемника, который продолжил его курс, сделал то, что не успел сделать белорусский партизан В.Е. Чернышёв.

Преемник Василия Ефимовича

Виктор Павлович Ломакин в 1969 году стал самым молодым в стране (42 года) первым секретарем Приморского крайкома КПСС. Высокий и мощный, спортивного вида, с аскетическим, благородным и энергичным лицом, Ломакин держал себя очень уверенно. Никаких возражений он не терпел, требовал безоговорочного послушания и выполнения тех требований, которые он высказывал. Желающих сопротивляться его давлению не было. И этот метод руководства краем, как показало время, оправдал себя сполна. Ломакин сочетал в себе все самые лучшие качества идеального коммуниста-руководителя. Это был очень твердый человек, абсолютно принципиальный, честный и справедливый. Он всегда с большим вниманием и тактом относился к проблемам людей, четко знал дело и умел его организовать и исполнить в лучшем виде. Когда Виктору Павловичу исполнилось 50 лет, он посадил в приемной двух помощников, чтобы ни один человек с подарком к нему не попал. Не хотел отягощать свои отношения с людьми такими подношениями. Это совершенно невероятно в наше время! Мало ли как жизнь повернется, может быть, еще снимать этого человека с работы придется. Тактичный и щепетильный Ломакин хотел бы это делать, не отводя глаз в сторону. Был такой случай: как-то руководитель "Дальинторга", зная, что Ломакин увлекается фотографией, попытался подарить ему роскошный японский фотоаппарат, какие были в большом дефиците в нашей стране. Но Ломакин на удивление всех принял только пленку и пару-тройку календариков, камеру вернул обратно.

Виктор Павлович был человеком волевым и мужественно переносил жестокие удары судьбы. В 1981 году при взлете с аэродрома под Ленинградом потерпел катастрофу перегруженный самолет Ту-104, который вез во Владивосток адмиралов флота. В числе погибших оказалась жена Ломакина Тамара. В 1985 году его постиг ещё один удар — трагически погиб сын Александр. Как бы ни тяжело было руководителю, но он не сломался и продолжал управлять краем. При Ломакине состоялся пуск Приморской ГРЭС, ввод самого глубоководного в СССР Восточного порта, новое развитие получила горнорудная промышленность, было создано крупнейшее Приморское танкерное пароходство. Наконец, именно в те годы Приморье по праву стало именоваться "рыбным цехом" страны.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (440) от 27.07.2017 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно