Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
27 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Памятная дата России

Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году — был учреждён не так давно. 1 июля 2010 года Президент России утвердил поправки в Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России". В списке памятных дат появился День крещения Руси. С предложением придать этому историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь. Для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере.

Исторически крещение Руси обусловлено рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу "одно государство, один князь, один Бог". Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию. Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли другие города. Однако крещение Руси затянулось на несколько столетий — до тех пор пока христианство окончательно не победило языческие верования. Крещение Руси не стоит понимать, говоря современным языком, как разовую акцию, то есть упрощённо. Этот процесс длился долго и мучительно. По-другому, вероятно, и быть не могло. После длительной обособленности княжеств в них сложились свои верования, которые передавались новым поколениям с молоком матери. Тот период требовал объединения на каких-то одних идеалах, чем, впрочем, в большей мере и стало православие. Религиоведы нашей страны сходятся в одном: крещение Руси повлияло на дальнейший ход развития европейской цивилизации. Впрочем, святые Кирилл и Мефодий, давшие нам славянскую письменность, не только научили нас общаться, но и благодаря слову приблизили к культуре. Вовсе не случайно отмечается праздник, названный День славянской письменности и культуры. И это, конечно же, способствовало взаимопониманию славянских народов, изучению их нравов, обычаев и культурных традиций. Крещение способствовало появлению духовного сословия. Сложилось так, что церковь со временем была включена в структуру государственного управления. После правления Петра Великого, который много времени посвятил строительству русского флота, укреплению государственных границ, она стала по сути своей "духовной коллегией", её порой называли "министерством по делам религии", подчинявшимся Синоду — учреждению, главу которого назначал самодержец. Всё духовенство императорской России делилось на чёрное (монашествующее) и белое, которое включало в свой состав священников, состоящих в браке и проводящих службы в храмах, соборах и церквях. Обе категории имели пять санов.

Монашеский сан и обет безбрачия

Чёрное духовенство — это те священнослужители, которые приняли монашеский сан и дали обет безбрачия. Они занимали прежде и занимают сегодня высшие должности в структуре Русской православной церкви. С 1589 по 1700 годы во главе церкви стоял Патриарх. После Октябрьской революции 1917 года в России, несмотря на большевистскую атеистическую пропаганду, церковь также возглавлял Патриарх. Это и есть высший титул главы автокефальной, то есть самостоятельной церкви (с греческого pater — "отец", archo — "управляю"). После раскола христианской церкви в 1054 году на католическую и православную, или западную и восточную, титул патриарха закрепился за иерархами православной церкви. Кто хоть однажды бывал в церкви, наверняка слышал обращение к Патриарху — "Ваше Святейшество". Далее по старшинству в церковной иерархии идёт митрополит (от греческого metropolites — глава столичной епархии). До 1589 года, когда на Руси был избран первый Патриарх, главой всей Русской православной церкви был митрополит. До митрополита Феогноста, который в ХIV веке перенёс свою кафедру из Владимира в Москву, местом пребывания митрополита были Киев и Владимир. С возведением московского митрополита Иова в сан Патриарха четыре архиепископа были поставлены в сан митрополитов: Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий. В 1917 году, когда было снова установлено патриаршество, на территории бывшей Российской империи существовало три кафедры, где пребывали три митрополита: Петроградская, Московская и Киевская. Митрополиты, как и Патриарх, носят белый клобук с крестом наверху, и обращаются к ним "Ваше Высокопреосвященство".

Далее следуют титулы архиепископа и епископа (от греческих слов archi — "старший, главный", episkopos — "блюститель, наблюдатель"). Эти титулы носят представители чёрного духовенства, стоящие во главе административно-территориальных церковных округов — епархий. Архимандрит (в переводе с греческого archi — "старший, главный", mandra — "овчарня", то есть архимандрит — "пастырь") — четвёртый по старшинству титул представителей чёрного духовенства. Обычно его носили и носят сегодня настоятели больших мужских монастырей, ректоры духовных семинарий, главы духовных миссий. Этот титул, впрочем, присваивался некоторым монахам за особые заслуги перед православной церковью. Титуловали архимандрита "Ваше Высокопреподобие". Пятый, последний по старшинству титул чёрного духовенства — игумен (от греческого hegumtnos — "идущий впереди, предводительствующий"). Этот титул принадлежит настоятелю православного монастыря или его помощнику. Настоятельница женского монастыря носит титул игуменьи. Титуловали игуменов и игумений так же, как и архимандритов, — "Ваше Высокопреподобие".

Белое духовенство

Высшим титулом белого духовенства до революции 1917 года считался титул протопресвитера (от греческого protos precbyteros — "наистарейший"). В конце ХIХ века их было четверо: глава военного и морского духовенства, глава придворного духовенства (он же настоятель собора Зимнего дворца, Благовещенского собора в Московском Кремле, по совместительству — духовник императорской семьи), старшие священнослужители Успенского, Архангельского соборов Московского Кремля. Протопресвитеры титуловались "Ваше Высокопреподобие". В современной Русской православной церкви награждение саном протопресвитера производится "в исключительных случаях за особые церковные заслуги по инициативе и решению Святейшего Патриарха". Высшим титулом современной Русской православной церкви является титул протоиерея (от греческого protos hiereus — "старший священник"). До появления термина "протоиерей" в повседневном обиходе широко использовалось название старшего священника "протопоп". Титул протоирея даётся по обыкновению настоятелям крупных православных храмов. Титулуется протоирей так же, как титуловались протопресвитеры, — "Ваше Высокопреподобие". За исключительные заслуги перед церковью протоиерею может быть даровано право ношения митры — особого головного убора в виде высокой полусферической шапки с укреплёнными на ней образками. Такой протоирей называется митрофорным.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (440) от 27.07.2017 г.

Подготовил Степан Марков

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно