Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Главный сварщик страны

Осенью следующего года в Дальневосточном федеральном университете большая дата — 100 лет высшему инженерному образованию на Дальнем Востоке. В этой связи отметим важную деталь: никакие ветры перемен не могут затушевать основополагающую роль старейшего технического вуза в становлении и развитии высшего инженерного образования, и не только на Дальнем Востоке, но и в стране в целом. Вовсе не случайно до сих пор теперь уже Инженерная школа ДВФУ является кузницей инженерных кадров. Это люди, которые служили Отечеству верой и правдой на трудовом поприще во все времена. Одним из них, безусловно, является Виктор Петрович Вологдин.

Вологдины

Род Вологдиных происходит от крепостных графов Строгановых. Были в нём ополченцы, боровшиеся с бандами Пугачёва, выучившиеся благодаря графам Строгановым работники горных рудников, школьные преподаватели. Представлен род особо одарёнными пятью братьями. Одни были социал-демократами, вели политическую борьбу, отстаивая идеалы красного движения. Другие искали себя в белом движении, пытаясь вернуть былой монархический строй. Но в большей мере они принесли пользу государству в области науки. Их деятельность легла в основу создания научной базы отечественной металлургии, радиотехники, высокочастотной техники, применения сварки в промышленности и судостроении, разработки проблем демографии Крыма, создания российского флота. Одна из ветвей рода дала Отечеству известного учёного-палеонтолога. Все братья вели педагогическую деятельность, были профессорами различных вузов, а некоторые — основателями научных школ. Их сыновья и дочери воевали в годы Великой Отечественной войны, поднимали после победы из руин Россию, были хорошими инженерами, медиками и просто воспитателями своих детей, внуков и правнуков.

Сегодня вспомним одного из братьев этого большого рода — Виктора Петровича Вологдина. Он родился в 1883 году в Пермской губернии, стал видным учёным, основателем отечественной электросварки, пионером применения электросварки в судостроении. Спроектировал и построил первое в СССР цельносварное судно.

В 1894 году, будучи учеником реального училища, Виктор посетил знаменитый электросварочный цех ("электролитейную фабрику") Н.Г. Славянова на Пермских пушечных заводах, что определило сферу его будущих научных интересов. В 1902 году поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I, где достиг больших успехов, и был удостоен чина фельдфебеля. Однако в 1906 году вместе с десятью соучениками выразил солидарность участникам революционного движения и приказом морского министра И.К. Григоровича был отчислен из училища.

В 1906 году поступил в Политехнический институт в Петербурге на электромеханическое отделение, в 1910 году (по другим данным — в 1909 г.) окончил его, был оставлен преподавателем на механическом факультете.

В 1911 году для ознакомления с постановкой турбостроения выезжал в Германию, Францию, Швейцарию. В декабре 1914 года по приказу министра Григоровича переведён в Морское ведомство на должность старшего производителя работ в чертёжной Главного управления кораблестроения. Одновременно преподавал в Петроградском институте путей сообщения и на кораблестроительном отделении Политехнического института.

Во время Гражданской войны, по данным некоторых исследователей, в 1918-1919 годах служил в армии Колчака в звании старшего лейтенанта, за храбрость, проявленную в борьбе с большевиками, произведён в капитаны 2-го ранга, награждён орденом Св. Владимира 4 степени с мечами и бантами и орденом Св. Станислава 3 степени.

После поражения колчаковской армии Вологдин оказывается в Приморье. С ноября 1919 Виктор Петрович — представитель Морского ведомства и директор правления "Дальзавода" во Владивостоке. Он организовал небольшую электросварочную мастерскую при электромонтажном цехе и приступил к экспериментам по сварочному делу. Одновременно Вологдина в ноябре 1920 года избирают профессором Политехнического института, затем деканом, а осенью 1921 года — ректором.  В 1923 году после объединения Политехнического института с ГДУ Виктор Петрович становится деканом технического факультета. В 1925 году избран ректором ГДУ.

В 1926 году Вологдин на "Дальзаводе" организовал сварочное производство паровых котлов. 6 июня 1927 года он составил краткую рукописную записку "Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций".

Мосты

В 1928 году Вологдин спроектировал и построил цельносварной Казанский мост на полуостров Шкота во Владивостоке. Четыре сварщика сварили мост с пролётом 25 м всего за 20 дней, сэкономив 25 % металла по сравнению с клёпаной конструкцией. В 1929-1931 годах построил ещё два цельносварных моста, в том числе мост тяжёлого типа с пролётом 36,6 м и общим весом около 300 т. Кроме того он применил сварку для изготовления металлических топливных резервуаров, а 4 ноября 1930 года построил первое в СССР цельносварное судно — буксирный катер серии "Ж" (ЖС-6).

Большое внимание Виктор Петрович уделял подготовке квалифицированных инженеров-сварщиков. Организовал кафедру сварки в ГДУ. Он же разработал первый учебный план, систему обозначений сварочных соединений на чертежах, государственные стандарты на электроды, контроль качества сварки и впервые начал читать курс сварки. После того как в 1930 году ГДУ был разделён на несколько институтов, Вологдин работал в Дальневосточном политехническом институте (ДВПИ). В 1930 году состоялся первый выпуск факультета сварки ДВПИ (три инженера-механика сварочной специальности).

В дальнейшем Вологдин продолжил работу на "Дальзаводе" и в 1931 году стал его техническим директором. В ГДУ при техническом факультете создал лабораторию электрической и газовой сварки.

Виктор Петрович первым в стране начал читать курс сварки на механическом факультете ГДУ. Он и его коллеги вели большую пропаганду электросварки. До 1933 года Вологдин сделал 130 докладов о сварке, в том числе в Госплане, Судопроекте, на съезде сварщиков и на многих заводах. Принял участие в публичном диспуте на тему "Сварка или клёпка". Как ректор, твёрдо отстаивал идею подготовки знающих специалистов, резко выступал против многочисленных собраний и совещаний, мешающих учёбе.

В 1933 году Вологдина перевели в город Ленинград, где ему поручили возглавить сварочную группу Главморпрома. Не прерывая связи с вузами, Вологдин возглавил кафедру сварки в Ленинградском кораблестроительном институте. В 1934 году избран профессором Ленинградского кораблестроительного института. Одновременно в 1933-1934 годах работает профессором электросварочного института, консультирует строителей крупнейших новостроек СССР (Адмиралтейский и Балтийский судостроительные заводы, Кировский завод, Днепрогэс).

В 1935 году в Ленинграде под его руководством построен первый полусварной морской пароход "Седов". Под влиянием Вологдина на ряде заводов началась постройка сварных доков, теплоходов для Каспийского моря и других цельносварных судов.

К началу Великой Отечественной войны сварка в судостроении почти полностью вытеснила клепку. В 1939 году клепка для изготовления речных судов была запрещена постановлением правительства. В годы войны все корпуса строящихся судов, как и их ремонт, выполнялись только с помощью электросварки.

С 1934 по 1949 годы Вологдин работал заведующим кафедрой сварки Ленинградского кораблестроительного института.

В последние годы жизни (1946-1950) руководил постройкой цельносварных кораблей и судов на заводах Ленинграда, занимался научной и педагогической деятельностью.

Виктор Петрович умер в ночь на 14 октября 1950 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Его имя было присвоено кафедре сварки судовых конструкций Ленинградского кораблестроительного института и контейнеровозу "Профессор Виктор Вологдин". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943 год).

Во Владивостоке на Аллее славы ДВГТУ установлен бюст профессора Вологдина работы заслуженного архитектора РФ Эдуарда Барсегова, на стене главного входа есть мемориальная доска с надписью: "В этом здании работал учёный с мировым именем, ректор ДВПИ Вологдин Виктор Петрович, основоположник сварного судостроения".

«Прогресс Приморья», № 45 (457) от 23.11.2017 г.

Подготовил Степан Марков

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно