|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
О проблемах взаимодействия рынка образования и трудаЧитателям газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России известны статьи о проблемах образования преподавателя "Дальрыбвтуза" Игоря Кима. Предлагаем познакомиться с содержанием очередного полемического материала нашего постоянного автора. В современном мире конвертируемых специальностей люди легко меняют сферы своей профессиональной реализации, в связи с чем вузы стоят перед необходимостью готовить специалистов, способных быстро осваивать новые уровни профессиональной деятельности. Преподаватель — главная фигура в образовательном процессе, от уровня его профессиональной компетентности будет зависеть качество получаемого образования. Новый по природе образовательный процесс может организовать и оценить только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного профессионального поиска и самосовершенствования. Долгое время считалось, что ключевым показателем результативности работы преподавателя являются его академические достижения. По умолчанию принималась мысль о том, что хороший ученый не может быть плохим преподавателем, что квалифицированному исследователю не нужна никакая дополнительная подготовка, для того чтобы войти в аудиторию и организовать образовательный процесс. Однако сегодня эта идея перестает быть неоспоримой. Все чаще мы слышим о значимости собственно педагогических компетенций для преподавателя высшей школы. Такая позиция нередко и, к сожалению, закономерно наталкивается на сопротивление со стороны преподавателей, которым гораздо легче признать несовершенство реформ, чем собственную неготовность к их реализации. В своей деятельности преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Главный результат учебной деятельности проявляется в успешности формирования теоретического сознания и мышления, а целеполагающей функцией выступает необходимость научить обучаемого тому, как творчески осваивать знания. Однако есть и негативные моменты в деятельности преподавателя, в частности, недостаточная мотивированность его педагогической деятельности. В силу низкого уровня заработной платы преподаватели вынуждены искать дополнительную работу по совместительству, причем вынуждены это делать в условиях высоких нагрузок по основному месту работы. Вечный дефицит времени и отсутствие положительных эмоций, связанные с постоянной перегрузкой, не позволяют им в полной мере контролировать и организовывать учебную деятельность студентов. Центральная проблема при формировании преподавательского коллектива связана с тем, что подавляющее большинство не способно переосмыслить сущность учебного процесса в контексте технологических инноваций. Это приводит к тому, что, освоив информационные технологии на уровне пользователей, преподаватели крайне неэффективно используют их в учебном процессе. Многие навыки преподавателей, работающих в рамках традиционных моделей образовательного процесса, оказались невостребованными при использовании дистанционных образовательных технологий. Вместе с тем стала очевидной потребность в навыках и приемах, которыми преподаватели просто не владеют. Большинство преподавателей получили ученые степени и звания в 1990-2000 годы, когда резко упали требования к их получению, поэтому они не обладают достаточной педагогической грамотностью и современными технологиями обучения. Среди них встречаются люди с низкой обучаемостью, практически не способные к педагогической деятельности в новых условиях. Проблемы интеграции бизнеса и образованияПри объявлении вакансии на хорошую должность обычно претендентов много, а найти хорошего специалиста крайне трудно. Данный кризис возник в 2000-2010 годах по причине взрывного роста специалистов высшего образования в России, особенно среди "юристов" и "экономистов". В этих условиях преподаватели в большинстве своем персонально не работали над повышением собственной профессиональной компетентности, поскольку одновременно работали в нескольких вузах. Спрос на преподавателей данных направлений был чрезмерно высок, а отсутствие конкуренции среди преподавателей и низкая оплата труда привели к закономерному падению качества образования. Возникший конфликт между старой системой высшего образования и новым рынком труда блокирует позитивные сдвиги в образовательном процессе. В этих условиях некоторые представители бизнеса убеждены, что вузы должны активнее играть на рынке труда и инициатива должна исходить от учебных заведений, так как они продавцы своего продукта и должны осуществлять маркетинг своих услуг. Проблема эта не является исключительно российской. Взаимное недопонимание между бизнесом и академической средой существует во всем мире. По мнению руководителя центра коммерциализации Оксфордского университета, основа его профессиональной деятельности — это постоянная работа в роли медиатора между вузовскими преподавателями и бизнес-компаниями, организация между ними тесного профессионального диалога. Вузовскому сообществу не стоит и дальше пенять бизнесу на безынициативность в этом вопросе, тем более когда производственным компаниям или корпорациям надо подготовить или переобучить своих сотрудников, они эту задачу решают путем создания корпоративных университетов. При этом, если предприятия не видят в вузах партнера, можно либо обижаться, либо попытаться изменить положение дел. Если говорить о движении со стороны университетов, то залог успеха здесь в том, чтобы без распространенного предрассудка "они сами не знают, чего хотят" выходить на контакт с работодателями и выстраивать полноценную коммуникацию, то есть внимательно их слушать, после чего предлагать варианты решения выявленных кадровых и иных задач предприятий и вместе разрабатывать образовательные и иные проекты. Те, кто умеет таким образом выстраивать деловые отношения, обычно имеют стабильных заказчиков на рынке труда. Следует отметить, что при экспоненциальном росте числа студентов существенно не изменилось ни количество, ни качество преподавательских кадров, не расширилась материальная база вузов, то есть качество высшего образования в целом упало. В обществе сформировалась четкая установка: молодой человек без образования не нужен никому. Постепенно стала проявляться опасная для будущего тенденция: общество как бы внутренне согласилось с тем, что образование, диплом с записанной в нем специальностью — само по себе, а траектория жизненного устройства и самореализации — сама по себе. Возник некий "пакт молчания" вокруг нелепой ситуации, при которой едва ли не большинство выпускников вузов работали не по специальности, и при этом множилась когорта "юристов" и "экономистов" с дипломами ветеринарных академий и сельхозуниверситетов. Среди причин низкой эффективности работы системы высшего образования чаще других назывались недостаточная квалификация преподавателей высшей школы; ориентация на общетеоретическую, а не на практическую подготовку будущих специалистов; несоответствие учебных программ требованиям современной ситуации. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 46 (458) от 30.11.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |