Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Перспективы развития отечественной робототехники

В АО "Рособоронэкспорт" состоялось первое заседание Комитета СоюзМаш России по развитию роботизированных технологий на отечественных промышленных предприятиях под председательством члена Бюро СоюзМаш России, генерального директора АО "НПО "Уралвагонзавод" Александра Потапова с участием Президента Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", председателя Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимира Гутенёва. Основной темой дискуссии стало формирование предложений по решению наиболее значимых проблемных вопросов в сфере отечественной робототехники на предприятиях ОПК.

Открывая заседание, Владимир Гутенёв отметил, что мировая индустрия промышленных роботов динамично развивается и находит все новые применения в различных отраслях: "В России остро стоит задача повышения производительности труда в промышленности за счет автоматизации и роботизации технологических процессов. Российский рынок пока невелик, но имеет большой потенциал роста. Одни считают, что сегодня в России проблемы с научной и материальной базой в этой отрасли, другие полагают, что у нас есть необходимые знания и технологии, чтобы развиваться, правда, предстоит много работы".

Владимир Гутенев подчеркнул, что вложение средств в робототехнологии — не погоня за модой, а потребность развитого государства: "В последние несколько лет у нас появляются индустриальные парки, центры технического творчества, Робототехнический центр, который открыли при "Сколково" в 2014 году. В процесс создания роботов все больше вовлекают школьников и студентов. Для того чтобы развивать эту область, необходима координация всех ее участников. Комитет по развитию роботизированных технологий на отечественных промышленных предприятиях создается, чтобы совместить все инициативы. На сегодня многие предприятия не в полной мере осознают экономические эффекты от использования робототехнических устройств — за исключением автомобилестроения, которое знает, насколько выгодны эти устройства при серийном производстве большого объема продукции. Внедрение роботов в промышленности и других отраслях создаст больше новых рабочих мест, причем эти новые рабочие места — творческие, высокотехнологичные и производительные. Развитие робототехники изменит не только лицо индустрий, делая их современными и конкурентоспособными в мире, а будет менять структуру нашего общества, увеличивая число творческих и интеллектуальных, образованных и культурных людей".

Председатель Комитета СоюзМаш России по развитию роботизированных технологий на отечественных промышленных предприятиях, генеральный директор АО "НПК "Уралвагонзавод" Александр Потапов напомнил, что у России есть своя история, которой, безусловно, нужно гордиться. Но будущее необходимо формировать, ориентируясь на реалии настоящего. Пора переходить от импортозамещения к импортонезависимости. "Эта тенденция должна развиваться во всех областях экономики, особенно в робототехнике. Также тематика робототехники серьезно связана с диверсификацией. Особое внимание необходимо уделять кадровому обеспечению. Высшие учебные заведения уже сейчас формируют направления робототехники. Необходимо, используя общий потенциал и ресурсы, формировать кадровый задел в тех специальностях, которые могут представлять интерес и сегодня, и в далеком будущем. Только учитывая все эти моменты, можно добиться развития отечественной робототехники".

О рынке робототехники в России рассказал президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталий Недельский: "Рынок робототехники, несмотря на рецессию, растет в среднем на 12 % в год. Спрос в основном формирует Китай. С 2007 года в Китае работают масштабные программы по поддержке закупки иностранной робототехники и развитию собственной. Поэтому сегодня около 30 % рынка занимают именно китайские компании. У России в последние годы в этой отрасли положение достаточно ровное. Серьезных драйверов для роста пока нет. При этом мы спокойно можем потреблять несколько тысяч роботов в год даже просто для тренировки, и промышленность не заметит этого. Первым шагом должно стать увеличение объема рынка, а также понимание менеджмента предприятий, то есть понимание окупаемости".

Руководитель проектного офиса, совладелец компании АО "Азимут Робототехника" Евгений Соколов выступил с докладом, посвященным факторам, препятствующим скорейшему внедрению робототехники в ОПК: "Самое опасное из того, что сегодня переживает сфера высоких технологий, область искусственного интеллекта и робототехники, — это отсутствие внятной государственной стратегии. Все делается разрозненно. Поэтому сегодня мы вынуждены ориентироваться на страны, которые 30-40 лет назад даже не были нам конкурентами. И осознавать то, насколько мы отстаем в количественном отношении от этих стран, что очень печально, учитывая то, что рядом с нами находится дружественный Китай, который сейчас диктует перспективы этого рынка. Поэтому стратегия, в которой будут отражены в том числе и угрозы, вытекающие из этого состояния, и вероятности преодоления этих угроз, — это главное, о чем мы сейчас должны думать. Комитет создан для того, чтобы вырабатывать методические организационные основания для совместной работы. Когда мы не локально пытаемся решать задачу, а действительно понимаем, что нужно делать на уровне страны и ОПК, который с одной стороны является локомотивом темы высоких технологий и основным потребителем, а с другой стороны — заложником отсутствия глобальной стратегии. Робот — это нечто, что должно заменить труд человека в тех областях, где он неэффективен. Поэтому стратегия должна быть еще и технологической".

Эксперты пришли к заключению: тот, кто создаст первые полностью автоматические роботизированные комплексы, в которых система сама решает сложные комплексные задачи, тот и будет господствовать в мире.

По итогам заседания Комитета СоюзМаш России по развитию роботизированных технологий на отечественных промышленных предприятиях проблемные вопросы и способы их решения были учтены и приняты в дальнейшую работу.

«Прогресс Приморья», № 50 (462) от 28.12.2017 г.

Подготовил Валерий Молчунов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно