|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Во все времена — на передовойОкончание. Начало в № 2 Период 1985-1991 годов характеризуется значительным количеством природных и техногенных катастроф, в ликвидации последствий которых принимали непосредственное участие инженерные войска. Наиболее тяжелой из них явилась Чернобыльская катастрофа, для ликвидации последствий которой было привлечено 26 инженерных батальонов (более 8 тыс. человек) и до 900 ед. спецтехники, которые дезактивировали местность путем снятия верхнего слоя грунта с последующим его захоронением (свыше 300 тыс. кубометров), возвели 140 водоохранных сооружений, оборудовали 186 пунктов водоснабжения. При ликвидации последствий землетрясения в Армении в декабре 1988 года инженерными войсками в кратчайшие сроки было расчищено более 200 тыс. кубометров завалов, подорвано 86 аварийных зданий, пробурено и оборудовано несколько десятков скважин для снабжения населения питьевой водой. В 1985-1991 годы инженерные войска возглавляли маршал инженерных войск С.Х. Аганов и генерал-полковник В.П. Кузнецов. Во время боевых действий в Афганистане инженерные войска осуществляли разминирование путей движения и объектов, населенных пунктов и местности, подготавливали и содержали пути движения в горно-пустынных районах, прикрывали минно-взрывными заграждениями границу с Афганистаном и районы расположения войск, производили их фортоборудование. Для обеспечения ввода войск в Афганистан был наведён и в течение двух с половиной лет непрерывно эксплуатировался наплавной мост длиной 788 м на реке Амударья в районе г. Термез. Там же впервые в истории мостостроения в условиях мигрирующей реки за пятьдесят один день под руководством профессора М.А. Козлова был построен высоководный мост длиной 588 м. За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в Афганистане, сержанты Н.П. Чепик, В.П. Синицкий, Н.И. Кремениш и А.И. Исрафилов были удостоены звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. Лошкарев стал первым в сухопутных войсках полным кавалером ордена "За службу Родине". Инженерные войска Вооруженных сил Российской ФедерацииГлавной задачей инженерных войск в рамках проводимой военной реформы является обеспечение в инженерном отношении функционирования оборонительной системы государства при минимальных экономических затратах. Для ее решения руководству инженерных войск приходилось решать сложнейшие проблемы: создание российских инженерных войск, сохранение их боевых возможностей при значительном сокращении, инженерное обеспечение действий войск в зонах вооруженных конфликтов, сохранение научного потенциала и системы подготовки кадров. Основными путями решения этих проблем являлось определение состава и рациональной организационно-штатной структуры инженерных войск, повышение их технической оснащенности за счет разработки новых средств и продления сроков службы, оптимизация содержания инженерного обеспечения действий войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, поддержание системы подготовки кадров и научных исследований. При совершенствовании оргштатной структуры инженерных войск в первую очередь внимание уделялось вопросам управления, организации минно-розыскной службы, усилению подразделений войскового звена, оснащению их бронированной техникой. Произошел переход на бригадную систему, отдельные батальоны и кадрированные части были переформированы в инженерно-саперные бригады сокращенного состава, по своей структуре максимально приближенные к структуре военного времени. Сокращение инженерных войск привело к необходимости формирования баз хранения военной техники (БХВТ). Следует отметить, что принимаемые решения по реорганизации инженерных войск часто носили противоречивый характер, что было вызвано поиском оптимальных путей выхода из кризиса 90-х годов с сохранением боеспособности частей и подразделений инженерных войск. Одновременно с решением этих проблем осуществлялся вывод частей и соединений с территорий сопредельных государств. В начале 90-х годов из групп войск и государств ближнего зарубежья было выведено и расформировано 64 инженерных соединения и части, вывезено около 11200 единиц инженерной техники и свыше 12800 вагонов инженерных боеприпасов и имущества. В результате преобразований, проведенных в 90-е годы, к началу нового тысячелетия в составе инженерных войск ВС РФ имелось 135 соединений, частей, учреждений и вузов: шесть бригад, 15 полков, две ПРТБ (И), 33 отдельных батальона, 12 БХВТ, пять мобилизационных депо, три высших учебных заведения, четыре учебных центра, четыре научно-исследовательских учреждения, 57 частей ИТО. Основу инженерных войск в настоящее время составляют инженерные и инженерно-саперные соединения и воинские части сокращенного состава, способные выполнять минимальный объем инженерных задач мирного времени с увеличением нормативных сроков. В связи с продолжающимся сокращением их численности осуществляется переход с бригадной на полковую структуру окружных и армейских инженерных комплексов. Для обеспечения действий в мирное время созданы части постоянной готовности. Хотя на современном этапе технический уровень отечественных средств инженерного вооружения в целом уступает уровню армий ведущих зарубежных государств по нескольким направлениям (инженерные боеприпасы, средства устройства заграждений, инженерно-дорожные машины, средства общего назначения), по некоторым направлениям (паромно-мостовые парки, инженерные машины разграждения, средства преодоления МВЗ, механизации земляных работ) наблюдается паритет. В последние годы наметилась тенденция к улучшению снабжения инженерных войск новой однотипной техникой и инженерными боеприпасами, сокращена номенклатура средств инженерного вооружения, произведена их унификация. К настоящему времени создана рациональная группировка инженерных войск, способная обеспечить в инженерном отношении отражение возможной агрессии против России, ее безопасность и территориальную целостность. В результате проводимой реформы военного образования сложилась новая система подготовки военно-инженерных кадров. Военно-инженерная академия переформирована в Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии ВС РФ, стала ее структурным подразделением. Целесообразность такого изменения покажет время. Имеются два высших военно-инженерных командных училища — Нижегородское и Тюменское. Подготовка младших специалистов инженерных войск осуществляется в межвидовых учебных центрах. Боевая подготовка инженерных войск осуществляется с учетом опыта выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий объединенной группировки войск в контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа, локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет. Главное внимание в ходе боевой подготовки уделяется индивидуальной подготовке офицеров, одиночной подготовке личного состава, слаженности подразделений. За заслуги перед Отечеством в последние годы орденами и медалями в инженерных войсках награждено более 2000 военнослужащих. Звание Героя России присвоено 12 военным инженерам: генерал-майору А.А. Красникову, подполковнику В.А. Ростовщикову, майору О.В. Крюкову, младшему сержанту Е.Г. Борисову, посмертно — подполковнику С.В. Жуйкову, майорам А.И. Кобину, М.И. Васянину, капитанам А.Ю. Журавлеву, Ю.А. Дмитриеву, старшим лейтенантам В.Л. Мариенко, А.М. Колгатину, Р.Г. Берсеневу. Одной из главных задач для инженерных войск с декабря 1994 года является обеспечение действий войск в Чеченской Республике, где на них возлагаются задачи по обеспечению движения войск, разведке и уничтожению мин и фугасов, устройству заграждений для прикрытия позиций своих войск, их фортификационному оборудованию, водообеспечению войск. Всего инженерными подразделениями установлено свыше 200 км минных полей, обнаружено и обезврежено более 300 тысяч взрывоопасных предметов, проверено на наличие мин около 500 различных объектов, разминировано более 400 га сельхозугодий, разрушено свыше 200 оборонительных сооружений боевиков, построено 98 км горной дороги, наведено два наплавных и восстановлено два капитальных моста, отрыто и оборудовано порядка 9 тысяч окопов и укрытий с общим объемом вынутого грунта более 2,2 млн. куб. метров, добыто и очищено 200 тысяч тонн питьевой воды. В 1994 году инженерные войска обеспечили ввод, размещение и действия миротворческих сил в зоне грузино-абхазского военного конфликта. На них возлагались задачи по разведке и восстановлению путей движения, разминированию местности, оборудованию позиций войск. При этом было проверено на наличие взрывоопасных предметов свыше 650 га, уничтожено более 12 тысяч взрывоопасных предметов. Также участвовали инженерные войска в миротворческой деятельности в Боснии и Герцеговине в 1996 году, где ими было обнаружено и обезврежено более 4 тысяч взрывоопасных предметов. Перспективы развития инженерных войск видятся в совершенствовании организационно-штатной структуры имеющихся соединений и воинских частей, формировании новых частей и подразделений маскировки и защиты от ВТО, во включении в мотострелковый батальон инженерно-саперного взвода, в мотострелковое отделение — должности "стрелок-сапер", в оснащении современными средствами инженерного вооружения. Планируется создание высокооснащенных, боеготовых, компактных и мобильных региональных комплексов инженерных войск рациональной структуры, способных решать задачи в условиях мирного времени в интересах ВС РФ, оказывать помощь населению во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. В настоящее время разрабатывается новая система инженерного вооружения. В создании средств инженерного вооружения приоритет отдается тем, которые в наибольшей степени влияют на эффективность инженерного обеспечение боевых действий, разработаны с использованием базовых шасси и комплектующих отечественного производства. По структуре создания и серийного производства представляют интерес три класса инженерных машин: специальные машины инженерного вооружения, инженерные машины двойного применения, народно-хозяйственные образцы. Новые образцы инженерного вооружения и военной техники планируется разрабатывать по трем направлениям: обеспечивающие мобильность своих войск, контрмобильность войск противника, живучесть и защиту своих войск. В первую очередь к ним можно отнести следующие. Средства инженерной разведки, обеспечивающие получение информации в реальном масштабе времени, в том числе ночью, средства поиска кабельных линий управления взрывом и подавления командно-исполнительных приборов. Инженерно-дорожные машины и машины разграждения, имеющие высокую производительность и маневренность, способные существенно повысить темпы продвижения войск в условиях массовых заграждений и разрушений, дистанционно управляемые и роботизированные машины, боевая экипировка сапера. Усовершенствованные паромно-мостовые парки, мостостроительные и переправочно-десантные средства, малогабаритные переносные комплекты для строительства мостов, однопролетные фермы из легких сплавов для подачи на препятствие вертолетами. Инженерные боеприпасы с элементами искусственного интеллекта, способные поражать низколетящие цели, групповые бронированные цели, в том числе в верхнюю полусферу, дистанционно устанавливаемые, имеющие механизмы самоликвидации и самодеактивации, повышенную трало— и взрывоустойчивость, а также боеприпасы нелетального действия. Быстровозводимые, многократно используемые фортсооружения промышленного изготовления из новейших легких и высокопрочных материалов, в том числе для ведения огня с дистанционным и автоматическим управлением. Средства маскировки войск на основе изменения физических параметров приземного слоя атмосферы и поверхностей объектов, маскировочные пенные покрытия. Бронированные транспортно-боевые машины для перевозки личного состава и ВВ, переносные электростанции, в том числе на новых физических принципах, средства очистки и опреснения воды на новых технологиях, передвижное высокопроизводительное оборудование для сварки и резки металла, бурения скальных пород, с высокой автономностью и транспортабельностью. Кроме того, будет производиться модернизация существующих средств с целью поддержания их в боеготовом состоянии, повышение их эффективности и надежности, а также разработка средств двойного назначения. Инженерные войска имеют богатейшую историю. В процессе своего становления и развития они решали разнообразные задачи: от инженерного обеспечения действия артиллерии до инженерного обеспечения общевойскового боя и операций, в том числе стратегических, контртеррористических и миротворческих операций, активно участвовали в военно-инженерной подготовке территории государства к военным действиям. Огромную работу провели инженерные войска Российской Федерации в дружественной нам Сирии. После освобождения Пальмиры 27 марта 2016 года было сообщено, что в разминировании города примет участие международный противоминный центр Вооружённых Сил Российской Федерации. 29-30 марта в Сирию были направлены две группы разминирования. Сапёрам поставлена задача — сохранить исторические ценности, которые находятся в Пальмире. Разминирование предполагалось закончить в течение месяца, историческая часть города была полностью разминирована к 21 апреля. Было обезврежено около 18 тыс. взрывоопасных предметов, разминировано 825 га территории и 8,5 тысячи зданий. 2 декабря 2016 года направлены сапёры для разминирования освобождённых от террористов восточных районов Алеппо. К 21 февраля 2017 года отряд выполнил свои задачи и вернулся в Россию. Очищено 29,56 км2 территории, 945 км дорог, 4,5 тыс. сооружений (в том числе 90 школ, 4 детских сада, 25 поликлиник), обезврежено 36 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 20 тыс. самодельных взрывных устройств. 10 марта 2017 года направлен отряд для разминирования вновь освобождённой Пальмиры. Командование осуществлял начальник инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий. Находясь на передовой, российские саперы разминировали огромные территорию Пальмиры, другие города, некогда захваченные боевиками ИГИЛ. За выполнение поставленных задач по разминированию сирийских территорий многие военнослужащие награждены орденами и медалями. Исторический опыт развития инженерных войск свидетельствует о том, что этот род войск, успешно выполняя стоящие перед ним задачи в мирное и военное время, будет и впредь вносить достойный вклад в дело защиты нашей Родины. «Прогресс Приморья», № 3 (465) от 25.01.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |