|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Диалог о развитии промышленности в Приморском краеВ предыдущем номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказывали о том, что во Владивостоке в конференц-зале отеля "Русь" завода "Варяг" состоялся Круглый стол, посвящённый Государственной программе Приморского края "Развитие промышленности в Приморском крае". Организаторы мероприятия: администрация Приморского края и Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России — предложили руководителям заводов ОПК края и представителям ИШ ДВФУ к обсуждению следующие вопросы: "Закон Приморского края "О промышленной политике Приморского края", "О разработке программы "Развитие промышленности в Приморском крае", "О создании дальневосточной электронной информационной площадки "Снабженец", "О ходе подготовки к празднованию 100-летия инженерного образования на Дальнем Востоке". В мероприятии участвовали представители органов краевой и городской власти: первый вице-губернатор Приморского края А.И. Костенко, и.о. директора департамента промышленности Приморского края А.А. Пикалов. Довольно внушительным было представительство руководства промышленных предприятий и организаций Приморья. Мы предлагаем вам заочно побывать на этом совещании и ознакомиться с тезисами отдельных выступлений. Любой участник этой встречи — человек дела, неравнодушный не только к судьбе своего предприятия, вертикали власти, университета, но и к судьбе своего города и края. В конференц-зале царил особый дух большой заинтересованности в решении задач, стоящих перед оборонной промышленностью края. И каждый выступающий был готов работать командно в интересах дела в целом, добиваясь диалога на всех уровнях, для достижения нужного результата. Александр Иванович Костенко, первый вице-губернатор Приморского края: "Я коснусь нескольких позиций, которые, на мой взгляд, важны. Что мы сегодня видим по предприятиям оборонной промышленности? Понятное движение — к 2025 году мы должны быть на 50 % своей загрузки сориентированы на выпуск гражданской продукции. Это не совсем свойственно нам. Есть снижение по оборонному заказу на большинстве предприятий, мы это уже видим. Я подтверждаю, что мы готовы работать в плане административной помощи предприятиям. Губернатор активно в этой части работает с военно-промышленной комиссией, с руководством... Конечно, нам надо думать об успешной рыночной продукции, которую вы либо планируете делать, либо уже выпускаете. Об этом стоит задумываться, и в этом смысле есть предложения, чтобы провести под руководством министра промышленности совещание по развитию промышленности Дальнего Востока, в том числе Приморского края. Нам, конечно, надо думать и о финансовой поддержке предприятий. Надо об этом думать и властям, и руководителям предприятий. Я говорил об этом с губернатором, он готов. Он сказал, что приглашает к себе руководителей, и важно, чтобы у них изначально было желание работать… По налогу на имущество было много разных обсуждений. Хотелось бы, чтобы было абсолютно чёткое понимание идеологии этого закона, поскольку увеличение давления на предпринимательство и на заводы — это неверная идеология. Но решение принято Федерацией, и теперь нам надо попробовать следующее. Первое: для того чтобы сейчас заниматься отдельным законом о льготе в Приморском крае, надо понимать, чего мы хотим. Если мы хотим, чтобы предприятия имели дополнительные ресурсы, какую-то сумму квоты на приобретение оборудования, — тогда нормально. У вас появляется собственность, и мы будем понимать, для чего мы это делаем. Второе: нам надо думать, какие области будут приоритетными. Нужно понимать, какие задачи ставит Приморский край в части своего целевого развития, и тогда двигаться в этом направлении". Алексей Анатольевич Пикалов, и.о. директора департамента промышленности Приморского края: "Я хотел бы поблагодарить всех, кто здесь присутствует. Особенно принимающую сторону. Я надеюсь, что наши встречи будут носить более частый характер. Думаю, что именно в таком живом общении с нашей стороны могут быть выработаны какие-то решения. И, несмотря на то что есть некоторые установки организаторов, хочу, чтобы наша сегодняшняя беседа носила неформальный характер, чтобы от неё была какая-то отдача. И чтобы это был диалог, а не монолог. Я хотел бы поговорить о законе, который действует с января 2016 года, и о том, как он реализуется сегодня. Тенденции в экономическом развитии, связанные с развитием территории Свободного порта Владивосток, мы наблюдаем сегодня. Но реализация "Закона о промышленной политике", прямо скажем, находится не в очень хорошем состоянии. На это есть и объективные, и другие причины. Реализация этого закона возложена на департамент промышленности. При этом часть предприятий лесной промышленности, фармацевтики курируется совершенно другими департаментами. В каждом департаменте есть какая-то своя часть предприятий, что говорит о неэффективности использования ресурсов… Поэтому на начальном этапе реализации закона мы видим изменение структуры штатной численности департамента в соответствии со структурой Министерства промышленности и торговли — нам тогда лучше будет держать все в своих руках. А в отдалённой перспективе, возможно, с целью формирования каких-то системных мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий, видится создание фонда развития или поддержки промышленности. Если возвращаться к тем полномочиям, которые возлагаются отраслевым "Законом о промышленной политике", то мы уже начали работать по этому закону. Просматриваются возможные направления сотрудничества с иностранными партнёрами: японскими, корейскими, китайскими, с нашими коллегами из других субъектов. Все те обращения, которые поступают в наш адрес, непременно направляются на предприятия, чтобы посмотреть возможность реализации каких-то совместных проектов. В рамках поддержки кадрового потенциала вице-губернатором проводится большая работа: он встречался с министром труда и социального развития. Они обсуждали возможность направления молодых специалистов на предприятия Дальнего Востока. Мы этот вопрос прорабатываем, и главное для нас — решение вопроса социального обеспечения кадров. Мы надеемся, что они поедут сюда к нам. Информацию о потребности в кадрах мы у руководителей предприятий запрашивали, формировали некий пул. Кроме того, департаментом образования и науки Приморского края сейчас активно прорабатывается вопрос возобновления среднего специального образования. Вы знаете, что с этим сейчас большая проблема. Тут мы тоже работаем. В колледжах открываются новые специальности. На базе сайта Министерства промышленности и торговли введена система, которая позволяет нам сформировать все имеющиеся меры поддержки — это очень удобный механизм, надеюсь, вы все им пользуетесь. На сайте также действует каталог промышленной продукции, и любой из участников рынка может разместить информацию о продукции. Там очень удобный навигатор: любой желающий может зайти на сайт, выбрать субъект и посмотреть, какая продукция в этом субъекте. Такая система есть, и сейчас она очень активно продвигается в Министерстве промышленности и торговли. Мы стараемся принимать участие во всевозможных выставках и мероприятиях Министерства промышленности и торговли. В этом году во Владивостоке будет проводиться Военно-морской салон. Все площадки, которые предлагаются на федеральном уровне, нами поддерживаются. Это очень важно для нас и для вас в качестве представления производимой продукции. А самые главные полномочия, которые предписаны нам законом, — это обеспечение негосударственной поддержки промышленных предприятий. Тут на самом деле работа проводилась очень небольшая. Благодаря А.И. Костенко мы разработали Проект государственной программы Приморского края в области развития промышленности в соответствии с краевыми требованиями. Сразу оговорюсь, что Программа носит сегодня исключительно типовой характер. Это вариант Программы, который мы планируем наполнять и развивать. Мы просим помощи и у вас. Мы включили в Программу ряд организационных мероприятий и предусмотрели те механизмы, которые сегодня разрешены: это компенсация затрат предприятия на производство продукции и субсидирование предприятий в части модернизации недвижимого имущества. Предложения от некоторых предприятий мы уже получили, попытались их структурировать, и в принципе в эту логику они вписываются. Но в любом случае, оговорюсь, что это только типовой вариант Программы". Михаил Владимирович Колтович, первый заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России: "Не первый раз мы говорим о том, что, для того чтобы развивать полную технологию, надо что-то разработать. Вопрос о необходимости создания института разработчиков несколько лет назад поднял Юрий Петрович Денисенко. У нас есть такое предложение к ДВФУ и ДВО РАН. Вы возьмите на себя эту функцию и подумайте, что для этого надо, чтобы у нас появились институты — разработчики или конструкторские бюро? В своё время представители "Вертолётов России", ОКБ "Камов", завода "Прогресс" встречались с ректором, и речь шла о том, что если подготовку специалистов для ОКБ "Камов" возьмёт на себя университет, то КБ было готово создать здесь свой филиал. До сих пор воз и ныне там, но наши предприятия идею поддерживают и могут подсказать, в каком направлении двигаться. По фонду развития. Хотелось бы, чтобы на его создание ушло не 5 или 10 лет, а меньше. В Программе уже заложены определённые средства, почему бы не создать его за счёт этих средств? А что должно измениться, чтобы этот фонд появился? В любом случае эти деньги можно тратить по разным направлениям — администрация нашла деньги, чтобы заплатить "Радиоприбору" и другим предприятиям, значит, какой-то резерв есть. Мы обращаемся к нашим властям: давайте Программу будем строить вокруг тех предприятий, которые на сегодняшний день уже существуют. Создавать новые предприятия для Дальнего Востока — очень сложно не только по финансам, но и по человеческим ресурсам. Ни для кого не секрет, что у нас остро стоит кадровый вопрос и по рабочему персоналу… А вот чтобы построить такую Программу, которая бы обрастала работающими сегодня предприятиями, нужно понять, куда уходить непрофильным предприятиям. Президент озвучил ряд цифр по переходу предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции. Сказано, что к 2025 году оборонные предприятия должны на 30 % перейти на гражданскую продукцию, а к 2030 году — на 50 %. Вероятно, есть смысл при построении региональной Программы учитывать и выполнение этой поставленной перед нами задачи? Обсуждение развития промышленности на уровне директорского корпуса — это правильно, но что думают о развитии промышленности муниципалы? Возможно, стоит организовать встречу на муниципальном уровне, чтобы администрация города тоже приняла в этом участие. Пусть тоже прозвучат предложения… Хочу сказать несколько слов о Военно-морском салоне. На совещании, которое проводил губернатор с директорами, было сказано, что в этом году во Владивостоке на Военно-морском салоне должна быть максимально представлена промышленность Приморского края. Поэтому я очень прошу руководителей наших промышленных предприятий подумать, как мы можем показать свои заводы и что для этого необходимо: отдельная аудитория, стенды и так далее... Мы создали Рабочую группу по подготовке к этому мероприятию, и мы свои предприятия должны показать максимально эффективно". Юрий Петрович Денисенко, управляющий директор ПАО ААК "Прогресс", председатель Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России: "Промышленность Приморского края представляет многие отрасли. Сегодня мы затронули определённые компетенции, и они решают часть тех промышленных проблем, которые стоят в регионе… Если глобально взять, то у нас две головные площадки, которые существуют на территории Приморского края и выпускают финишную продукцию. Это ДЦСС со своими предприятиями, у них финиш — готовая продукция, и завод "Прогресс", финиш у которого — вертолёты. Поэтому, если мы развиваем свои компетенции вокруг этих двух головных организаций, это один вопрос. Тогда мы должны встраиваться в этот бизнес и двигать его совместно… Нам выгодно иметь смежные предприятия здесь, рядом, а не в европейской части страны. Есть технологические площадки, которые считаются для нас не совсем профильными, и это направление — трансформация производственной площадки, то есть вынос этих компетенций за контур наших предприятий. Сегодня "Прогресс" предложил несколько таких компетенций. У каждого целевика — большое количество смежников. Предприятия, которые нас снабжают, разные, многие из них находятся в разных экономических условиях и нас не совсем устраивают. Кроме того, запуская новый финишный продукт, мы формируем новую ведомость покупных комплектующих изделий, формируем себе своих новых партнёров. Это может иметь большое значение для комплексного развития нашего промышленного блока. Встроиться в эти компетенции можно. Здесь несколько вопросов: во-первых, предприятия должны быть готовы к решению техзадач, во-вторых, они должны иметь соответствующий уровень производительности труда, и в-третьих, на каждом предприятии должна быть действующая система менеджмента качества. Вот эти три момента, по которым каждый у себя на предприятии может сделать какой-то аудит. Если смотреть по некоторым публикациям Министерства экономического развития, то сегодня Программа формируются у для того, чтобы повысить уровень производительности труда на предприятиях промышленности. Регионам предлагается вложить деньги... На самом деле это принципиальный вопрос. Если мы говорим о гособоронзаказе, то это одно, когда мы выходим на рынок (а мы уже столкнулись с этим вопросом), там совершенно другие вещи. Насколько мы сможем это регулировать и этим управлять — вот задача. Я хочу сказать о том, с чего бы хотелось начать и какую помощь ждать от департамента, чтобы решать эти вопросы на региональном уровне. Вероятно, нам самим необходимо создать рабочую группу и определить все компетенции, которые мы планируем здесь развивать в ближайшей перспективе и далее. Когда мы это поймём, у нас сразу возникнет масса вопросов: это и подготовка персонала, и конструкторское бюро, и технологии и материалы, и всё остальное. Появится много вопросов и, самое главное, обозначится структура обеспечения производственных процессов. На подготовку производства, создание инфраструктуры и понадобятся как раз эти фонды, о которых мы говорим. Или даже не фонды нам сейчас нужны, а нормальные кредитные ресурсы. Если мы не сможем это решить на федеральном уровне, получать длинные дешёвые кредиты, должны быть субсидированные поставки, а это те же фонды. Вот это развитие сегодня главное. Не соглашусь, что иметь в проекте новые предприятия так сложно. Часть компетенций наоборот надо развивать на частных малых предприятиях. Это будет даже выгодно с точки зрения экономики — перестраивать некоторые наши большие расширенные мощности. Окончание читайте в следующем номере «Прогресс Приморья», № 5 (467) от 08.02.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |