|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Диалог о развитии промышленности в Приморском краеОкончание. Начало в № 5 Евгений Николаевич Леонов, генеральный директор ПАО "Завод "Варяг": "Прежде всего для предприятий важна конкурентоспособность на рынке — на военном и на гражданском. Наши предприятия были созданы в основном в советские времена, и почти каждое из них выпускало гражданскую продукцию от 10 до 30 % от своего общего объёма. Естественно, если в стоимость не укладывались по "гражданке", она покрывалась стоимостью "военки". Сегодня ни одно предприятие гражданскую продукцию практически не выпускает... Мы неконкурентоспособны на рынке с Китаем. Для того чтобы быть конкурентоспособными, надо быть в одинаковых условиях. А у нас условия совершенно разные. Поэтому вопрос прежде всего к администрации края и города: что надо сделать и каким образом, чтобы мы находились в одинаковых условиях? Да, многое зависит от нас. Это и производительность, о которой говорил Юрий Петрович Денисенко, это и техперевооружение, это и специализация предприятий. По специализации уже говорили о том, чтобы выносить отдельные компетенции за пределы завода. Я, например, сегодня занимаюсь гидравликой, высокоточной механообработкой, закупаю резинотехнические изделия в Санкт-Петербурге и на Урале. А почему их не делать у нас?.. Надо готовить и серьёзные управленческие кадры, молодёжь надо готовить именно на преференции сегодняшнего управления. И кредитные ресурсы должны быть не под 10-15 %, а примерно те же самые, что имеются в распоряжении наших соседей. Иначе нам никак. И последнее. Мы значительно перевооружились три года назад. Три года назад мы хронически отставали и срывали все поставки, потому что у нас была тройная перегрузка по трудоёмкости. Это нормативно чистая продукция, у нас "привлечёнки" очень мало. Это практически чистый труд. После техперевооружения мы объёмы увеличили в полтора раза. И в то же время наш завод недозагружен на 30-40 % от своей мощности по металлообработке. Я сегодня ищу работу. Ищу на "Звезде", в ДЦСС — везде. Давайте посмотрим, где её можно взять в нашем крае. Я обращаюсь к краевой администрации с тем, чтобы край разработал сегодня программы развития таких отраслей, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, городские нужды, медицина. Краевая медицина закупает обычных титановых изделий для своих нужд порядка на 150 млн. рублей… Нужны программы развития градостроительства, флота — гражданского и военного. Если программы будут разработаны, то возникнет вопрос: а что для этого надо? И отсюда вытекает другой: а что мы можем? И тогда уже, исходя из этого, можно строить всю программу, потому что машиностроение лежит в основе всего. Тогда мы будем работать и развиваться в этом вопросе… Посмотрите за границей — все заборы и столбы в горячем цинке. Мы же бесконечно у себя их красим. 150 млн. рублей, которые выделяются промышленности, — это же капля в море. Я только два станка могу на эти деньги купить для завода. Постройте где-то на предприятии цех горячей оцинковки, куда город и край вложат свои деньги, и вы не будете ещё двадцать лет красить эти заборы. Какая экономия! То же самое с бордюрами. Пётр Первый как в Питере положил 300 лет назад, так они и лежат. А мы их каждый год выкапываем, меняем. Все при работе, а гранитом завален весь край. Поставьте в деревню, где люди не знают чем заняться, камнережущий завод — и всё. Такие вопросы кто-то в крае должен генерировать, кто-то этим должен заниматься. Давайте создадим какой-то экономический блок, совет, привлечём людей и ими займёмся. Я уже сегодня говорил вице-губернатору о том, что в Петербурге есть негласное решение: всё, что там разработано институтами, должно оставаться на территории Ленинградской области и города. Кроме того, что они сами не могут делать. Почему мы тоже не можем так действовать? Давайте эти вопросы решать". Роман Владимирович Титков, генеральный директор ПАО "Дальприбор": "Хотел бы сделать акцент на том, что действительно сокращается гособоронзаказ. Мы, наверное, первые, кто это почувствовал, когда нас сократили на 30 %. И к вопросу о переходе на гражданскую продукцию: когда подрезают "военку", то выход бесповоротно один — это сокращение персонала. А это накал социальной обстановки, да ещё накануне выборов и при экономических санкциях, которые имеет страна. В сегодняшней ситуации на примере "Дальприбора" можно увидеть, как снижается оборонзаказ и как единственное в России специализированное предприятие пытается выкрутиться и выжить в сложившейся обстановке. Перейти на гражданку пока невозможно… Поэтому такие графики, как 25-й, 30-й годы, — это, наверное, нормально, но не в том случае, если ты уже сегодня испытываешь снижение объёма. Стандартные вещи. И сегодня мы этим активно занимаемся. Работать непросто. Мы выпускаем конечный продукт, правда, он не такой большой — это буи. И также работает множество поставщиков на нас. Конечно, это не вертолёт и не корабль. Маленький конечный продукт, но принцип его производства — такой же. Особенность нашего предприятия — что оно частное, без корпорации, без Министерства, и есть трудность поиска этих 50 % гражданской продукции... Мы можем здесь производить только то, в чём мы специалисты. Мы — в электронике, кто в чём. И мы сегодня ищем возможности, чтобы быть полезными здесь, со всеми нашими затратами… Что следует отметить, так это то, что город Владивосток не занимается промышленностью. Андрей Петрович Брик уже сдвигает эту тему с мёртвой точки, и я думаю, что-то должно раскачаться. Здесь нам нельзя быть в стороне, мы должны активно лоббировать свои интересы. Власти же, конечно, должны лоббировать интересы своей территории. Знаете, мне приходится бывать на съездах РСПП (Российского Союза промышленников и предпринимателей), когда со всей страны съезжаются промышленники большие и средние, военные и гражданские. И выходит губернатор такой-то области и рассказывает, как он всеми силами затаскивает работу к себе. При этом подтягивает образование, обеспечивает жильём, создаёт условия, использует всевозможные методы, для того чтобы у него был промышленный потенциал. Следом идёт торговля, безусловно, наука и производство. Не стесняется и говорит о том, что он лоббирует свои интересы, что даже отбирает у соседней области тот или иной продукт… Наша региональная власть вполне способна влиять на федеральную. Да, у нас сейчас четыре представителя в Госдуме. Это вообще их полноценная работа. Я думаю, они с охотой за это возьмутся. Но для этого нам необходимо работать сообща. А когда мы под флагом СоюзМаш России и РСПП выступаем — это другое дело. И не только оборонка, а вся наша промышленность с нами должна быть солидарна — проблемы у всех одни и те же (кадровые, себестоимость, жилищные и социальные). Сегодня, мне кажется, власть повернулась к нам, и есть положительные примеры, действительно слышат и пытаются помочь не на словах. А наше сообщество может помочь власти голосованием на выборах, своими экспертными мнениями и решением существующих проблем. Поэтому предлагаю нам не теряться, а наоборот, объединившись и участвуя в советах и таких совещаниях, вырабатывать рекомендации и их настойчиво продвигать". Игорь Иванович Мирошниченко, генеральный директор АО ВП "ЭРА": "Мне понравилось, когда вы в своих выступлениях стали больше переходить в практическую плоскость. К словам Евгения Николаевича хотел бы чуть-чуть добавить. Я, наверное, один из немногих, кто побывал в ранге и директора головного завода "Восточной верфи", и, как сейчас, в роли контрагента. Могу сказать, что снижение объёмов госзаказа на контрагентах отразится сильнее. Побывав и с той и с другой стороны, я в этом уверен. И согласен, что 100-150 млн. выделенных рублей — это капля. И поэтому с их использованием надо решать конкретные задачи. Вот коллеги сказали о совершенно верном направлении. Первое: нужны управленческие кадры — люди, которые могут организовать производство, знают принципы его построения. Они сейчас в штучном варианте. Я не могу сказать, что практика, которую мы проходили на заводах, учась в институтах и университетах, давала что-то, больше она нарабатывалась на предприятиях. Поэтому сейчас с потерей производства мы теряем и кадры, которые могут работать. Я считаю, что мне просто повезло, что у меня отличный технический директор. Мы разработали систему управления дизелями и программное управление, которое применимо к заказу "Восточной верфи" для управления машинами. Оформили теперь это в регистре и сейчас у нас проходят испытания. Сделали свой проект по заводу. Это вторая тема — проектная. Что я считаю главным? Главное — это наш проектный институт. К нам приходят ребята из Инженерной школы, и у некоторых мозги быстро работают, они хорошо всё схватывают. В конечном итоге у нас появится та промышленность, которую мы и должны реализовать, уходя от госзаказа. И третий вопрос — это то, с чего начинается любое производство. Оно начинается с инструментария, с производственной оснастки. Если будут разработки, будет проект, будет оснастка — тогда мы сможем что-то внедрять. Вот это ключевые вопросы, на которых надо было бы ДЦСС строить те виды производства, которые будут потом работать на нас. И я бы тоже предложил создать совет или группу из специалистов, которые всё чётко знают и помогут направить эти выделенные деньги для грамотного использования". Александр Тевьевич Беккер, директор Инженерной школы ДВФУ: "Я хотел пару слов сказать о конструкторском бюро. Дело в том, что многие директора этот вопрос поднимали на совещаниях и при личных встречах. Вопрос уже назрел. В советские времена такие институты создавались крупными ведомствами. Сейчас посмотрите на ДЦСС: пока они ещё не дошли до проектирования судов, только создаётся инженерный центр, но когда надо было, они проектное строительство довели до 600 человек. Взяли и собрали всех проектировщиков. В университете есть опыт создания конструкторских бюро, но по строительству. Я его создал, но с ним легче, потому что есть внутренний заказ, часто по ремонту, строительству, проектированию. Здесь, мне кажется, надо быстрее действовать, потому что, когда план Программы составят, будет тяжело быстро создать такой коллектив. Его надо уже создать, главное, чтобы были заказы. На базе университета это сделать трудно, а совместно с заводом, под малым предприятием — это возможно. Давайте подумаем. У нас ребята выпускаются, и из них способных можно поставить. По проектированию в строительстве у меня все кафедры задействованы: преподаватели, аспиранты и магистранты. Они где только не подрабатывают. Так что это вполне реально". «Прогресс Приморья», № 6 (468) от 15.02.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |