Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

WorldSkills в лицах

. Автор - Юлия Бушуева

Автор фото — Юлия Бушуева

Мы продолжаем серию пуб­ликаций о сотрудниках Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина, лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, которые в этом году выступили в качестве участников и экспертов на V Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2018. Сегодня мы познакомим наших читателей с серебряным призёром чемпионата в компетенции "Инженерный дизайн CAD", инженером-конструктором второй категории отдела главного металлурга Евгением Клюкманом и экспертом данной компетенции – инженером-конструктором отдела главного конструктора Дмитрием Таран.

Евгений Клюкман в этом году успешно дебютировал на III Корпоративном чемпионате профессионального мастерства среди работников предприятий холдинга "Вертолёты России" по стандартам WorldSkills, завоевав первое место в компетенции "Инженерный дизайн CAD". Затем он занял третье место на ежегодном корпоративном чемпионате "Молодые профессионалы" госкорпорации "Ростех" по стандартам WorldSkills – РостехSkills 2018. Несколько месяцев упорной подготовки – и заветное "серебро" национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2018 оказалось в кармане молодого, но перспективного специалиста. Уверены, что Евгений еще не раз порадует коллег своими достижениями!

– Евгений, как Вы выбрали профессию?

– После окончания школы я заключил контракт с заводом "Прогресс" в рамках целевого обучения по специальности "технология машиностроения". Таким образом, по окончании университета мне предстояло пять лет отработать на предприятии. Можно сказать, что профессия выбрала меня сама.

– В чём заключается Ваша работа?

– Инженеров конструкторского бюро отдела главного металлурга можно охарактеризовать как "мастеров на все руки". Вот некоторые из наших обязанностей: проектирование в 3D деталей, отливок и специальной оснастки – модельных комплектов, пресс-форм, штампов ковочных, кокилей, форм на S-Max, разработка чертежей и извещений, переписка и согласование проектов с другими предприятиями холдинга "Вертолёты России", проектирование планировок в связи с реконструкцией литейного производства, реинжиниринг – обратное конструирование с помощью мерительного инструмента, участие в разработке коммерческих предложений отдела и многое другое. Работы всегда много, её нужно выполнять оперативно и качественно.

– Есть ли место для творчества в Вашей работе?

– В рамках узких полномочий творчество, в моём понимании, сводится к поиску наиболее простых способов решения порученных задач, чтобы рутинную сложную работу выполнить легко и просто. В результате мне удалось внедрить четыре рацпредложения, упрощающих жизнь инженера. Некоторые из коллег с удовольствием пользуются моими техническими решениями. Но, к сожалению, не все идеи удаётся реализовать на должном уровне, поскольку может требоваться дополнительное обучение специалистов или изменение стандартов предприятия.

– Какие Вы видите преимущества в Вашей профессии?

– Работая в отделе, мы имеем возможность общаться с коллегами по производству – инженерами, слесарями, сварщиками, программистами, иногда с иностранными специалистами. У каждого свой взгляд на производственный процесс, зачастую радикально отличный от мнения других. Можно послушать многих и найти оптимальный вариант действий.

– Каков уровень ответственности в Вашей работе?

– Уровень ответственности, возложенный на инженеров конструкторского бюро отдела главного металлурга, я считаю, очень высок. Необходимо выдержать размеры в электронной модели отливки при назначении технологических припусков, в оснастке при назначении усадки и напусков. Важно, чтобы конструкция "тянулась" – проходила анализ на уклон, модель была без "дыр" – самопересечений, вырезов и других дефектов геометрии, а изготовленная оснастка была технологичной в работе. А также чтобы полученная отливка соответствовала чертежу не только геометрически, но и была без дефектов – пористости, неметаллических включений, недоливов и прочего. Здесь важна проверка на этапе конструирования литниковой системы – на этапе симуляции заливки металла в программе MagmaSoft и своевременной доработки или радикального изменения литниковой системы.

– В чём секрет Вашего успеха в работе и на чемпионате?

– Главная задача в университете, на мой взгляд, – не только и не столько получить знания, а сколько научиться тому, что если есть трудная задача, к которой не знаешь, с какой стороны подступить, необходимо найти информацию, как эту задачу можно решить. Успех – это умение не зацикливаться на проблеме, а подойти к её решению с другой стороны, спросить у коллег: инженеров или рабочих. Некоторые слесари могут рассказать больше, чем многие инженерно-технические работники.

На каждом чемпионате WorldSkills возникали такие ситуации, когда я сталкивался с непосильной, на первый взгляд, задачей, и руки буквально опускались. На чемпионате уровня "Прогресса" для меня это были электронные сборки крепежей. Сейчас эта задача делается на "раз-два", но в то время, когда я видел много болтов, гаек, шайб, просто не хотелось ничего делать, это казалось мне невозможным. Но ты перебарываешь это. На следующих уровнях чемпионата – холдинга "Вертолёты России", госкорпорации "Ростех", Национальном чемпионате – встречались проблемы куда серьёзнее. Каждый раз появлялось желание всё бросить. Но чем больше ты преодолеваешь "непосильных задач", тем легче избавиться от этого чувства – "Зачем мне это нужно?" – и уверенно продолжать своё дело.

– Есть ли новаторские идеи для Вашей работы и профессии. Какие?

– После чемпионата, к своему удивлению, я обнаружил, что есть способы сделать некоторые этапы привычной работы намного продуктивнее. Например, при разработке чертежей мы переводим модель отливки из NX в 2D, затем модель детали в 2D и накладываем одно на другое в AutoCAD. Либо можно было сделать это одновременно, но тогда будет сложно назначить типы линий на "отливку" и "деталь". Процесс можно легко оптимизировать. Благодаря полученным на чемпионате знаниям то, на что я мог потратить весь день, теперь делаю самое большее за полчаса. Думаю, что распространение подобных знаний будет полезно для всего коллектива.

– Расскажите, с чего началось участие на WorldSkills? За счёт чего вы добились победы, как готовились?

– В начале этого года в наш отдел пришла служебная записка от учебного центра с предложением поучаствовать в конкурсе профмастерства среди специалистов "Прогресса". Среди компетенций была "Инженерная графика CAD". Мне это было интересно. Я занял на заводском конкурсе первое место, и учебный центр направил меня на стажировку в отдел главного конструктора. Должен сказать, там мне показали многие моменты работы в программе Simens NX, о которых я даже не предполагал. Например, там я понял принцип анимации простых механизмов и основы сборок. В мае проходил чемпионат холдинга "Вертолёты России", где мне вновь удалось занять первое место. По возвращении специалисты учебного центра организовали целевое обучение по инженерной графике в учебном центре и отправили на чемпионат в корпорацию "ОАК", но "вне конкурса". На этом этапе я научился разрабатывать анимацию сложных механизмов, например робота "Валли", а также эффективно проектировать электронные модели сборок. На конкурсе "Ростеха" среди 25 участников мне удалось завоевать третье место. Холдинг "Вертолёты России" организовал обучение для финалистов и экспертов в Московском государственном колледже архитектуры и градостроительства, где мы совместно с экспертами WorldSkills – преподавателями, изучали тонкости эффективного проектирования. Кроме того, в учебном центре мы с моим экспертом Дмитрием Таран вновь прошли курс обучения. Главное наше достижение на этом этапе – мы нашли способ сделать высококачественное фотоизображение и видеоролик средствами NX. С самого начала все эксперты и участники с других предприятий говорили: "В NX невозможно сделать хорошую фотографию электронной модели, а уж тем более – записать реалистичный видеоролик" в силу того, что большинство участников работали в других программах моделирования, например Inventor, SolidWorks, Компас‑3D. В Интернете информации о качественной визуализации также не было. И всё же мы доказали – всё возможно. Главное – верить в своё дело и действовать.

Дмитрий Таран – неоднократный призёр корпоративных чемпионатов профмастерства холдинга "Вертолёты России". А с 2017 года он начал развиваться в качестве эксперта Чемпионатов WorldSkills.

– Как Вы выбрали профессию?

– Если честно, я никогда не думал, что буду работать с чертежами, и всегда старался избегать их, хотя имел математический склад ума. Ещё со школьной скамьи мне легко давалась алгебра, геометрия и построение алгоритмов. В 2010 году я получил работу в отделе главного конструктора нашего авиационного завода "Прогресс" в должности техника-конструктора. Спустя некоторое время пришло осознание того, что решение конструкторских задач – это действительно то, чем я хочу заниматься. И по сей день я стараюсь развиваться в этом направлении. Так, например, следуя своему интересу к профессии, я поступил в филиал Дальневосточного федерального университета в городе Арсеньеве и обучаюсь на кафедре Самолёто— и вертолётостроения.

– Как охарактеризовать Вашу работу? В чем она заключается? В чем сложность?

– Непосредственно моей задачей является создание и сопровождение электронного макета изделий, а также анализ наличия необходимых зазоров между агрегатами и элементами конструкции.

– Какие личностные качества Вы проявляете в профессии?

– На мой взгляд, любой инженер-конструктор должен обладать таким набором качеств, как исполнительность, ответственный подход к делу, внимательность к деталям и аккуратность, стремление к развитию. Именно эти качества способствуют успешному выполнению задач инженера. Такими качествами обладаю и я сам.

– Есть ли место для творчества в Вашей работе?

– Для меня процесс творчества – это поиск нестандартных, более рациональных путей решения задач, и это, безусловно, присутствует в моей работе. Также к творчеству можно отнести и работу над различными проектами, такой опыт присутствует в моей профессиональной деятельности. В 2015 году я участвовал в научно-практической конференции "Молодёжь XXI век", ежегодно проводимой на нашем предприятии. Это был интересный и полезный для меня опыт.

– Какие вы можете назвать преимущества в Вашей профессии?

– Наверное, самое главное преимущество заключается в том, что мы имеем возможность внести весомый вклад в развитие отечественного авиастроения, ведь без нашей работы не взлетит ни один вертолёт. Кроме того, все конструктивные изменения, направленные на улучшение характеристик каждой машины, проводятся при нашем непосредственном участии. Таким образом, мы не только делаем нашу продукцию более конкурентоспособной, но и профессионально развиваемся сами.

– Какова доля ответственности за принятие решения в вашей работе?

– В основном мы выступаем исполнителями, поэтому уровень ответственности не так высок, как, например, у руководителей. Но иногда мы занимаемся непосредственно разработкой отдельных деталей, агрегатов и узлов. И вот тут ты несешь личную ответственность за функциональность, качество и технологичность этих элементов.

– Расскажите про ваше участие в Worldskills? С чего всё началось?

– В 2016 году я занял третье место на ежегодном корпоративном чемпионате профессионального мастерства среди работников предприятий холдинга "Вертолёты России" "Молодые профессионалы" по стандартам WorldSkills в компетенции "Инженерная графика CAD". По возвращении на предприятие за достигнутый результат я был переведён с должности техника-конструктора на должность инженера-конструктора. 

В 2017 году я вновь выступил на этом Чемпионате и также занял третье место, что послужило дальнейшему получению третьей категории. Думаю, в достижении таких результатов на соревнованиях мне помогли стрессоустойчивость, рациональное распределение времени, умение быстро принимать решения и знание инструментария программного обеспечения благодаря периодическому обучению и непосредственно опыту работы.

Также с 2017 года я выступаю в качестве эксперта по компетенции "Инженерная графика CAD", являюсь независимым экспертом на демонстрационных экзаменах ДВФУ и межвузовских соревнованиях. Кроме того, я выступал экспертом-компатриотом на корпоративном чемпионате "Вертолётов России". Наш участник, выбранный по результатам корпоративного чемпионата предприятия, Евгений Клюкман, завоевал первое место, и впоследствии мы поехали на корпоративный чемпионат "Ростеха", на котором он занял третье место. Мы постоянно проводим работу над ошибками, тренируемся, выявляя слабые стороны, стараемся, чтобы не было промахов. Также мы ездили на обучение в Москву по линии WorldSkills, где участникам разъясняли, какие основные нюансы нужно учитывать при выполнении заданий, как рационально использовать время и как не допускать ошибок. И вот теперь мы успешно выступили на Чемпионате Hi-Tech. Уверен, что это только начало!

«Прогресс Приморья», № 48 (510) от 07.12.2018 г.

Юлия Бушуева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно