|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Хроника жизни завода № 11626 мая 1936 года вышло постановление Совета труда и обороны о строительстве авиаремонтного завода в Уссурийской области Дальневосточного края. Эту дату ПАО ААК "ПРОГРЕСС" считает датой своего основания. От нее ведёт свою летопись целый ряд событий, которые привели к выбору и утверждению места под строительство авиаремонтного завода и именно в с. Семеновка (с 1952 года – город Арсеньев). По разным причинам первоначально намеченные правительством сроки сдачи завода в эксплуатацию неоднократно срывались. В 1939 году дела на стройке начали меняться в лучшую сторону. Именно 1939-й стал годом практического освоения ремонта самолетов и двигателей. То есть завод начал выполнять ту задачу, ради которой он и строился – ремонт авиатехники. С тех пор прошло более 80 лет… Мы хорошо знаем историю родного предприятия. Однако более всего нам известны факты из истории завода как бы сами по себе, а интересно бы узнать, что в это самое время происходило в стране вообще и в частности – других ее регионах? Как отзывались события в стране на жителях Семеновки и первостроителях завода? В эти первые апрельские дни предлагаю пройти по страницам прошлого, освятив события 80-летней давности первого полугодия 1939 года. Так получится первая публикация, а далее мы опубликуем материалы из истории строительства завода в контексте истории страны. Итак, на 1 января 1939 года заводом уже как полгода руководит третий начальник строительства и директор Николай Сергеевич Новиков. В это же самое время бывший до Н. С. Новикова начальником строительства и директором завода Спиридон Ильич Апостолов сидит в Ворошиловской тюрьме (г. Уссурийск), обвиненный в контрреволюционной деятельности и в срыве сроков строительства завода. Виновным он себя не признает, и через два года, проведенных в тюрьме без суда, будет освобожден по протесту прокурора. В начале 1939 года в распоряжении завода были только незаконченное здание инструментального и ремонтно-механического цехов да помещение гаражной стоянки. Несмотря на трудности со сроками строительства, на заводе № 116 на 1939 год уже было запланировано отремонтировать семь самолетов-истребителей И‑16 и шестьдесят четыре мотора. Во всей же стране в начале года произошло одно очень важное событие – это Всесоюзная перепись населения. По результатам этой переписи мы знаем, каким стало население рабочего поселка Семеновка по состоянию на январь 1939 года – 10 746 человек. Сравните: в 1936 году, до приезда первых строителей завода № 116, село Семеновка представляло собой менее 200 дворов с населением примерно 500 жителей. И вот какой прирост населения за три года! А все потому, что на строительство авиаремонтного завода съехались из разных областей страны тысячи рабочих. Программа переписи включала 16 пунктов: кроме пола, возраста, национальности и состояния в браке, переписчики спрашивали гражданство, родной язык, грамотность, место работы или учебы, общественную группу, занятие или иной источник средств существования, отношение к главе семьи, временный или постоянный характер проживания и другие вопросы. А в Америке, в Вашингтоне, 26 января 1939 года на знаменитой конференции по теоретической физике учёный Нильс Бор объявил об открытии деления урана. 29 января в нашей стране была испытана ракета 212 – экспериментальная управляемая крылатая ракета, разработанная под руководством Сергея Павловича Королёва. Февраль 1939 года. Заводом получены первая машина – самолет-истребитель И‑16 и три мотора М‑100. Но завод фактически не имел ни готовых площадей, ни квалифицированных кадров, и поэтому по договоренности с Управлением Военно-воздушных сил (УВВС) на завод прибыл ремпоезд ВВС. Под руководством специалистов ремпоезда, в распоряжении которых были необходимые запчасти и инструмент и которые руководили подготовкой кадров и освоением ремонта самолетов и двигателей. В конечном итоге был отремонтирован один самолет И‑16 практически в полевых условиях. 1939 год был отмечен утратами: 27 февраля 1939 года ушла из жизни Надежда Константиновна Крупская. Заводская газета "Сталинец" написала об этом, опубликовав некролог и статью-биографию "Друг и соратник великого Ленина". Март 1939 года. Единственная на тот момент местная газета "Сталинец" не обходила вниманием ни одной важной темы внутренней и даже международной жизни. Одним из ключевых событий первого квартала 1939 года в ней был отмечен очередной XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), который должен был начаться 10 марта, и к открытию которого коллектив завода № 116 старался через газету отрапортовать о взятых на себя обязательствах выполнить производственный план. А к концу марта уже рапортовали о свершении трудовых подвигов и выполнении взятых на себя обязательств. 80 лет назад на страницах газеты "Сталинец" было не так уж много публикаций на простые, "житейские" темы. И всё же они есть. Есть что-то и о культуре. О заводском клубе, например. Построен он был в феврале 1938 года в парке "Восток". Но уже в марте 1939 года автор публикации сетует, что он "исключительно превратился в коммерческое кино, кроме платных киносеансов, никаких других работ не проводится". Драм-коллектив, который вырос до 36 человек не работает. А также не работают джаз-оркестр, струнный кружок, кружок западных танцев. А все потому, что у клуба больше нет помещений. Но автор обращения в газету предлагает выход – "немедленно переселить из клубного барака живущих и дать возможность рабочим культурно отдыхать, повышать свой культурный уровень". Живущие в клубе – это явно те строители и работники завода, которым не предоставили места в жилых бараках. Кстати, о кино. 31 марта 1939 года состоялся выход на экраны страны советского полнометражного художественного фильма "В людях". Это экранизация второй части автобиографической трилогии Максима Горького. Фильм получил Сталинскую премию II степени (1941 год) и даже премию имени Р. Уннингтона на Международном кинофестивале в Эдинбурге (1955 год). Интересно, когда смогли увидеть этот фильм жители Семеновки и видели ли они его вообще? Да, с жильем было туговато. Но и о детях не забыли – 25 марта 1939 года было начато строительство пионерского лагеря "Салют". Вообще, 1939 год был полон событий как общегосударственного, так и местного масштаба. Для завода № 116 именно 1939-й стал годом практического освоения ремонта самолетов и двигателей. Это переломный год в начальной истории предприятия. В апреле 1939 года в нашей стране произошли события грандиозного масштаба, одно из них связано с авиацией. 28–29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ‑30 "Москва" летчик Владимир Коккинаки и штурман Михаил Гордиенко совершили беспосадочный перелёт Москва – Северная Америка протяжённостью 8 000 километров. Они стали первопроходцами кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой, по которому и в настоящее время осуществляются полёты. И только 22 июня 1939 года жители рабочего поселка Семеновка прочитали на первой странице заводской газеты "Сталинец" Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Героя Советского Союза Коккинаки В. К. и Гордиенко М. Х. За осуществление героического беспосадочного перелета Москва – Северная Америка командир экипажа и его штурман награждались орденами Ленина и медалями "За отвагу", а еще им были выданы денежные награды по 20 000 рублей. 30 апреля 1939 года в Нью-Йорке открылась Всемирная выставка. Выставочный ареал занимал площадь 4,9 км2, что является пока непобитым рекордом. Выставку посетили около 44 миллионов человек, а работала она до октября 1940 года. Павильон СССР поразил западных участников своим размахом и роскошью и стал вполне оправданным поводом для восхищения и гордости. А на другом континенте, на его Дальнем Востоке, с весны 1939 года начался необъявленный локальный вооружённый конфликт у реки Халхин-Гол на территории Монголии, что примерно в 900 километрах на восток от Улан-Батора, у границы Маньчжоу-Го с МНР. К 1939 году Япония завершила оккупацию Центрального Китая и приступила к строительству железной дороги с перспективой выхода в Маньчжурии на Ганьчжур. Цель у Японии осталась прежняя – организация плацдарма для нападения на СССР. После смены в январе 1939 года японского правительства напряжённость на границе усилилась. Японцами стал выдвигаться лозунг расширения японской империи "вплоть до Байкала". В то же время Япония обвиняла Монголию в преднамеренном нарушении границ Маньчжурии. Участились нападения японских войск на монгольских пограничников, только в январе–феврале 1939 года их было совершено более трех десятков. 11 мая 1939 года отряд японской кавалерии продвинулся на 15 километров вглубь территории МНР и атаковал монгольскую пограничную заставу. С подходом к границе подкрепления японцы были оттеснены на исходный рубеж. Это событие условно считается началом полномасштабного вооруженного конфликта. В мае и июне постоянно происходили пограничные столкновения. Наряду со столкновениями наземных войск, имели место столкновения авиации. В этом конфликте участвовали советские войска, введенные на территорию МНР, что было связано с необходимостью отражения внешней агрессии против союзного монгольского государства и выполнения задач по обороне страны от потенциальной военной угрозы извне. В районе боевых действий работала группа лётчиков-асов из Москвы. Они обучали пилотов, реорганизовывали и укрепляли систему воздушного наблюдения, оповещения и связи. Для обеспечения господства в воздухе сюда были переброшены новые советские модернизированные истребители И‑16 и "Чайка", которыми впервые в мире были применены боевые неуправляемые ракеты "воздух-воздух", позднее использованные для создания систем залпового огня. В результате боя 22 июня было обеспечено превосходство советской авиации над японской, и удалось захватить господство в воздухе. Всего в воздушных боях с 22 по 28 июня японские авиационные силы потеряли 90 самолётов. Потери советской авиации оказались гораздо меньшими – 38 машин. И только 26 июня было сделано первое официальное заявление советского правительства по поводу событий на Халхин-Голе. По советскому радио прозвучали слова: "ТАСС уполномочен заявить…". Новости с берегов Халхин-Гола появились на страницах советских газет. Жители рабочего поселка Семеновка прочитали сообщение ТАСС на страницах своей местной газеты "Сталинец" 1 июля 1939 года. Завод № 116, предназначением которого должен был стать ремонт боевой авиационной техники, летом 1939 года еще, по сути, строился и испытывал трудности определенного порядка. Так, 11 июня 1939 года в рабочем поселке Семеновка состоялось совещание при начальнике 5-го Главного Управления НКАП. На совещании отмечалось, что ввод в действие заводского аэродрома намечен на октябрь 1939 года, но по причине невыполнения заводами-смежниками приказа Наркома сроки строительства аэродрома будут сорваны. Было решено строить временный аэродром. «Прогресс Приморья», № 19 (532) от 24.05.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |