|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Незабываемые годы трудаБывших металлургов не бывает. Навыки приобретенного мастерства и профессионализма за многое годы доблестного труда остаются на всю жизнь – в сознании, в руках, в сердце. Накануне профессионального праздника – Дня металлурга – ветераны предприятия выступили с инициативой побывать на родном заводе. Многие из работавших в советское время в литейном цехе 1 ПАО "Аскольд", входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, не бывали на заводе с момента закрытия их цеха в перестроечные годы. Председатель заводского Совета ветеранов Владимир Васильевич Потапенко и начальник отдела маркетинга Татьяна Анатольевна Халиманова помогли организовать эту встречу, которая состоялась в Музее истории и трудовой славы завода "Аскольд". Если вернуться назад в историю развития металлургического производства на "Аскольде", то после окончания Великой Отечественной войны на предприятии имелась маленькая примитивная кузница, небольшая котельная, немного приспособлений, два кузнечных горна, ремонтные мастерские, шесть старых машин, несколько лошадей, деревянные цеха барачного типа и один огромный главный корпус, построенный до войны. Станочный парк – шесть устаревших станков и заводская территория – 69 гектаров пустыря с болотами и кустарником, пешеходными тропами и грунтовыми дорогами. Главным транспортным средством была лошадь. Литейный цех был небольшой, тесный. Стояли всего три печи. Так как мощности завода постоянно росли, то спустя какое-то время поставили еще две печи. 1949 год, а потом и 1950-й, стали для завода знаменательными по освоению большого количества новых изделий судовой арматуры. В цехе отливали муфтовые корпусы судовой арматуры, весом килограммов по пятнадцать каждый, водоразборные колонки, краны и муфтовые клапаны разных размеров. В цехе работало около сорока человек: формовали, плавили и разливали металл. В те далекие годы, когда завод только начал выпускать водомерные колонки, мало кто верил, что в селе Семеновка, ныне Арсеньеве, так сильно оторванном от цивилизованного мира, возможен такой небывалый производственный прорыв, а затем и широкая известность в мировом сообществе. И в этом была большая заслуга самых первых работников литейного производства. В 1954 году на заводе сдается новый литейный цех. В нем имелся просторный шихтовый двор, склад формовочных материалов, оборудованный грейферным краном, барабанным сушилом и размалывающими бегунами. В 1955–1956 годах на арматурном предприятии проводится генеральная реконструкция литейного и кузнечно-прессового цехов. Растут производственные мощности, завод оснащается новым технологическим оборудованием, осваиваются новые изделия судовой арматуры, трубопроводов. Время работает на заводчан. 12 апреля 1961 года весь мир облетела радостная весть: человек в космосе. Заводчане ликовали вместе со всеми. Гордость за страну, свой народ переполняла их сердца. Бригада обрубщиков литейного цеха 1 пишет письмо летчику-космонавту Юрию Гагарину с просьбой – стать почетным членом их передового коллектива. Телеграмма от космонавта пришла быстро, в ней он написал: "Был очень рад вашему письму, из которого узнал о ваших трудовых успехах. Благодарю за высокое доверие, оказанное мне – зачисление почетным членом вашей бригады. Постараюсь оправдать его своей работой и учебой. Желаю всему коллективу бригады новых успехов в коммунистическом труде и счастья в личной жизни. С уважением, Ю. Гагарин, летчик-космонавт СССР". В бригадах литейного цеха работали ударники коммунистического труда, которые досрочно выполняли пятилетние задания и были лучшими в судостроительной отрасли. Кроме производственных, они брали на себя повышенные социалистические обязательства – отработать определенное количество дней на сельскохозяйственных работах в подшефном колхозе по заготовке сена, уборке урожая. Нет ничего удивительного и неожиданного в том, что именно в металлургическом производстве кузнецу Александру Ивановичу Рябову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот". Он – единственный на предприятии, кто был удостоен столь высокой правительственной награды. Также он был первым среди аскольдовцев, получивших звание "Почетный гражданин города Арсеньева", которое 15 апреля 1970 года присвоил ему исполнительный комитет Арсеньевского городского Совета депутатов трудящихся, посвящение состоялось в торжественной обстановке во Дворце культуры завода "Аскольд". Высочайшие образцы трудовой доблести и энтузиазма показывал опытнейший рабочий – Александр Рябов. Выполнял сменные задания на двести с лишним процентов. Благодаря его упорному труду завод был обеспечен инструментом, кузнечными заготовками, а цеха работали ритмично, без сбоев. Он проявлял в труде чудеса рабочей доблести и героизма. Воспитал десятки учеников – прессовщиков, машинистов молотов, кузнецов! В кузнечно-прессовом цехе Александр Иванович проработал 23 года. В 1965 году завод представлял собой современное предприятие машиностроения и приборостроения. Предприятие серийно изготавливает 75 наименований арматуры ВВД давлением 200–400 кгс/см2. Были освоены новые технологические процессы литья, всё большие объемы получают литье по выплавляемым моделям, под давлением, центробежное, оболочковое, в землю и в кокиль. В металлургическом производстве успешно завершаются работы по внедрению вакуумно-пленочной формовки. На заводе трудилось ответственное и профессиональное поколение, создававшее надежный и прочный фундамент для дальнейшего развития и процветания предприятия. Завод с каждым годом наращивает производственные темпы. В начале января 1992 года был утвержден Устав завода, согласно которому "Аскольд" – самостоятельный хозяйствующий субъект. Отказ от централизованного планирования и распределения, развал Советского Союза и сложившихся производственных связей, свободное ценообразование, необоснованное вздувание цен монополистами привели к тому, что вся промышленность страны, в том числе и завод "Аскольд", стремительно теряли уверенность в завтрашнем дне. Попытки руководства предприятия сохранить производственные мощности и квалифицированные кадры не увенчались успехом. Один за другим закрывались цеха, в том числе и литейный цех. ВстречаЛитейка всегда была местом работы для сильных и выносливых людей, обладающих отменным здоровьем. И сегодня это труд, связанный с вредными условиями труда. Не каждый может выдержать этот шум, огненную лаву металла, запах гари. Некоторые не проходят "испытание на прочность". Ветераны, пришедшие на встречу, выдержали это испытание. Несмотря на прошедшие годы, судьба исчезнувшего литейного цеха и по сей день неотделима от их заводских судеб. Приятно было смотреть на улыбающиеся лица, искренние рукопожатия, бодрое настроение. Любая встреча, конечно, связана в первую очередь с воспоминаниями о тех трудовых днях. – В свое время в нашем цехе, – говорит Виталий Владимирович Ларионов, в те годы возглавлявший цех, – работало 360 человек. В месяц выдавали 520 тонн литья. Самые тяжелые – трехтонные отливки на локаторы. Заказов было очень много. Например, для завода "Радиоприбор" отливали корпусы клапанов для гражданских судов и Военно-Морского Флота. Много работы было проделано в социальной сфере, в том числе по улучшению условий труда рабочих. Позже директор завода перевел меня главным механиком в энергомеханическую службу. До сих пор приятно сознавать, что коллектив цеха написал письмо директору завода, чтобы меня вернули и оставили в цехе. Но руководству виднее. 40 лет работы отдано "Аскольду". Интересной была работа по внедрению новейшего метода вакуумно-пленочной формовки. Кстати, вам лучше расскажет об этом непосредственный участник этого производственного процесса, плавильщик Александр Владимирович Юрченко. Александр Владимирович говорил просто, ясно, интересно: "Методом вакуумно-пленочной формовки мы отливали корпусы по заказу Кургана для судов Военно-Морского Флота. Это была новейшая технология изготовления форм для литья с помощью термопластичной пленки и имела ряд преимуществ: более плотную структуру изделия, чистую поверхность с минимальным количеством посторонних включений, высокую точность размеров и качество, ряд других достоинств. Литье по методу ВПФ было экономически выгодно. Это значительное снижение трудовых затрат на механическую обработку, повышение долговечности модельных комплектов. Если говорить более понятным языком, то пленку разогревали до температуры 60 градусов, обтягивали нижний и верхний модельные комплекты при помощи вакуума, то есть откачивали воздух. Опоки заполнялись кварцевым песком мелкой фракции, который привозили специально из центральной части России. Последняя технологическая операция – заливка металла. Отливали мы и стальные корпусы паровых клапанов на котлы для судостроения". Александр Владимирович рассказывал про работу с таким оживлением, воодушевлением и знанием дела, что создавалось впечатление, как будто только вчера он плавил металл. – Наши детали даже были на выставке ВДНХ, – с гордостью отметил Александр Владимирович. – Конечно, работы было много, зато и заработная плата была достойной. Мы получали больше, чем директор завода. – Справедливое распределение, – заметила я, – в настоящее время такого нигде не встретишь. – Кстати, в наш цех были проложены железнодорожные рельсы, – продолжил Александр Владимирович, – и паровоз свободно заезжал в цех для разгрузки кокса. Еще хочу добавить, что мои родители тоже всю жизнь проработали на "Аскольде". Отец, Владимир Аверьянович, – начальником охраны, мама, Елена Лаврентьевна, – в механическом цехе. – А вот там стоит наша крановщица Лена, – которая подавала груз к печам, – сообщил Александр Владимирович и попросил ее подойти к нам. Мы познакомились. – Когда я пришла работать на завод, мне было чуть больше семнадцати лет, – рассказывает Елена Анатольевна Гурьянова. – Устроилась учеником крановщика. Когда исполнилось восемнадцать, стала работать самостоятельно. Хотя коллектив плавильно-заливочного участка был чисто мужской, работать было легко. Жили дружно и помогали друг другу как одна большая семья. Потом подошел мастер Василий Константинович Шабович, который рассказал, как ударно работала их комплексная бригада, в которую входили обрубщики, чистильщики (дробемётчики и пескоструйщики), добивавшиеся высокой чистоты обработки корпусов до блеска, как участвовали в рационализаторском движении и внедряли свои новшества, сокращая время обработки деталей и повышая качество и производительность труда. Со слесаря начинал свой трудовой путь на "Аскольде" Михаил Алексеевич Коргун. Позже работал в должности мастера, старшего мастера, начальника подготовки производства, потом возглавил планово-диспетчерское бюро цеха. – Наш коллектив был очень дружный, – вспоминает Михаил Алексеевич. – Работали в две смены. Успевали участвовать во всех заводских спортивных и культурных мероприятиях. Хочу отметить, что я из династии металлургов. Мой отец, Алексей Яковлевич, работал плавильщиком. Мама, Анна Иосифовна, – шихтовщиком. Всю жизнь трудились на одном предприятии. В настоящее время в авиакомпании "Прогресс", одном из лидирующих предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, трудится ведущим инженером по подготовке производства в литейном цехе Виктор Константинович Полущин, выходец из аскольдовских металлургов. Слушаю его – и невольно оказываюсь во времени тех трудовых будней. – В литейном цехе на "Аскольде" я работал мастером. Отливали арматуру для гражданских судов и Военно-Морского Флота. В цехе я отвечал за работу конвейера непрерывного цикла. Формовали заготовки, заливали металлом, выбивали отливки. Работы было настолько много, что приходилось работать в три смены. Позже меня перевели в планово-диспетчерское бюро. От работы на "Аскольде" остались самые приятные впечатления. Разговоры и воспоминания всплывали в памяти у собравшихся в зале один за другим. – Я был начальником цеха почти четыре года, это где-то 1985–1989 годы, – говорит Владимир Васильевич Потапенко. – В то время на предприятии сложилось довольно тяжелое положение в литейном цехе 1. Меня назначили заместителем начальника цеха по кадрам. Приходилось осваивать новую работу, много читать и заниматься самообразованием, учиться и перенимать опыт у старейших профессионалов-литейщиков: братьев Петра и Николая Столетних, Константина Шишкина, у главного металлурга завода Евгения Николаевича Куроедова, руководителя цеха Анатолия Лигаева и других. Более трех лет пришлось налаживать работу в цехе. А потом судьба опять внесла свои коррективы. Встреча ветеранов закончилась тем, что для них Татьяна Анатольевна Халиманова провела экскурсию по заводскому музею, а Владимир Васильевич Потапенко провел их по цехам предприятия. Сегодня литейное производство на "Аскольде" шагнуло далеко вперед. Остается неизменным и приоритетным направлением деятельности предприятия производство общесудовой и специальной судовой трубопроводной арматуры высокого и низкого давления, которая соответствует высоким требованиям, а своей надежностью и качеством продукция известна далеко за пределами нашей страны. Это продукция, которая напрямую связана с металлургическим производством. В День металлурга все, кто причастен к этой сфере деятельности, будут принимать поздравления, в том числе и ветераны предприятия. «Прогресс Приморья», № 27 (540) от 19.07.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |