|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Верность любимому делуВ славном городе Арсеньеве, где работают ведущие предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России – ПАО ААК "ПРОГРЕСС" и ПАО "Аскольд", проживает много ветеранов труда, награждённых правительственными наградами, некогда работавших на различных предприятиях и в организациях, внёсших значительный вклад в развитие города, края и страны в целом. Их интересная, насыщенная жизнь и добросовестная, плодотворная работа вызывают глубокое уважение и гордость. Поколение, поднявшее Отчизну на более высокий уровень развития, обеспечившее ему процветание, причём не заботясь о своем собственном благосостояния и благополучии. Бескорыстные, честные, ответственные. Позняк Павел Андреевич всю свою трудовую жизнь посвятил работе на железнодорожном транспорте. Его детство и юность пришлись на тяжелые военные годы и трудное послевоенное время. Такие, как он, быстро взрослели не по годам, а, став взрослыми, не боялись брать на себя ответственность за порученное дело, активно участвовали в различных мероприятиях, а природа, в свою очередь, награждала их многими талантами. Самоучки развивали в себе различные способности и претворяли их в жизнь, радуя не только близких, но и всех окружающих их людей. В 1933 году в Приморский край из Белоруссии приехал его отец Андрей Иосифович. Обзавёлся семьёй. Павел родился в 1940-м году, всего детей в семье росло четверо. Отец был человеком достаточно грамотным. Интересовался грамматикой русского языка. Всё, что вызывало интерес, тщательно конспектировал в записную книжку. Она до сих пор хранится у Павла Андреевича. Почерк убористый, мелкий, каллиграфический – красивый. Работал Андрей Иосифович бухгалтером на заводе "Прогресс", ныне лидирующем предприятии Приморского регионального отделения СоюзМаш России. Профессионалу своего дела поручали проводить ревизии на предприятиях даже в других регионах. Работа отнимала большую часть его жизни. Воспитанием детей в основном занималась супруга Мария Александровна. Была домохозяйкой. Когда дети выросли, устроилась нянечкой в детский сад. Павел постоянно откликался на просьбы мамы, помогал ей по хозяйству, по дому. Между ними существовала крепкая духовная связь и тёплые отношения, дружба и искренняя любовь. Как считает Павел Андреевич, именно от мамы ему передались такие качества характера, как богатый внутренний мир, честность, доброе сердце, нравственная чистота помыслов и действий, сила воли и чувство справедливости. В школьные годы парень особенно любил два предмета – математику и физику. Не был равнодушен к автомобильной технике. Их школе отписали автомобиль военный лет. Павел старательно его восстанавливал вместе с преподавателем автодела, бывшим фронтовиком-офицером. Тот присматривался к мальчишке, ценил его усердный труд, не нагружал наставлениями, а как старший формировал его мировоззрение. Павел научился водить машину. В 15 лет он удачно совершил свою первую дальнюю поездку в город Уссурийск. Доверили доставить на машине завуча школы. Вообще-то талантов у парня было много. Павел обладал хорошим голосом. Был солистом, пел и в школьном хоре. На городском смотре художественной самодеятельности занял первое место и был отправлен на краевой смотр. Увлекался лыжами. Участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам среди школ города. И здесь был лидером. Отстаивал честь города на краевых состязаниях. Ему был присвоен второй взрослый разряд. В школе ему доверяли проводить уроки физкультуры, физзарядку. Серьёзно подходил к учёбе. На всех уроках внимательно слушал учителей. Ведь дома некогда было готовить домашнее задание: помогал маме по хозяйству. И ещё обладал талантом игры на гитаре. Впрочем, у них вся семья была музыкальной. – Мой отец играл на мандолине, – рассказывает Павел Андреевич. – Старший брат – на гитаре, гармони, мандолине, балалайке. Он-то и научил меня играть на гитаре. Да и жизненный опыт передал. После десятилетки Павел решил поступать в Магаданский горный техникум. Но однажды приехал знакомый по фамилии Махнач, который учился в Хабаровском железнодорожном техникуме и предложил парню поступить в этом техникум. Окончив школу, Павел, недолго думая, сел на поезд и поехал в Хабаровск. Полтора месяца проучился на курсах подготовки к экзаменам. Успешно поступил. Именно в Хабаровске у него появилось ещё одно увлечение – любовь к театру. – А всё началось с того, – с улыбкой вспоминает Павел Андреевич, – что в город приехал на гастроли Пермский театр оперы и балета, и меня пригласили статистом для участия в массовке в опере "Аида". Платили три рубля, тогда это были большие деньги. Потом мне дали контрамарку, и я просмотрел все их представления. Так что я приобщался к искусству сполна. Меня даже приглашали в их театр работником сцены. Труппа собиралась гастролировать за границей. Но я отказался. Любовь к театру у Павла Андреевича сохранилась на всю жизнь. Будучи в командировках в Москве, обязательно посещал Большой театр. Как-то на спектакле в театре сатиры сидел рядом с Верой Васильевой, советской и российской актрисой, народной артисткой СССР. Познакомился с ней и взял у неё автограф. – Когда я был студентом, – говорит Павел Андреевич, – я всегда подрабатывал на пропитание. Отец ушел из жизни в 1958 году. Мама зарабатывала очень мало. Помогать было некому. Сбрасывались с друзьями на хлеб и конфеты "Подушечка". Дешево и вкусно. В техникуме поначалу стал заниматься лыжами, но из-за плохого питания просто не стало хватать сил, и я оставил спорт. Преподаватель заметил моё плачевное физическое состояние, и убедил деканат восстановить мне стипендию, которую я одно время не получал. Четвёртый и пятый курсы окончил на "отлично". Хорошистов, в том числе и меня, распределили в село Реттиховка Приморского края, а через два месяца призвали в армию. Служил на Курильских островах. Там воочию увидел, что такое цунами, извержение вулкана. Служил в секретной части. В армии тоже пригодились мои музыкальные данные. Создали свой вокально-инструментальный ансамбль и выступали с ребятами для военнослужащих. Моя фамилия была занесена в Книгу почета части. На последнем году службы поступил в Хабаровский железнодорожный институт. Вступил в партию. Рекомендации мне дали командир части и замполит. На очном отделении Павлу не пришлось долго учиться. Не на что было жить, поэтому пришлось перевестись на заочное отделение. Два года молодой специалист работал на Хасане дежурным по станции Озёрные Ключи. В городе Партизанске трудился заместителем начальника станции. В то время при нём было начато техническое переоснащение железнодорожного транспорта, электрификация, переход на тепловозы и электровозы. И начинания эти успешно реализовывались. В 1976 году Павла Андреевича перевели на внеклассную станцию Находка. Это была его самая сложная работа, связанная с портом. Впервые здесь были созданы транспортные узлы: морской, автомобильный и железнодорожный, объединяющие все предприятия, связанные с работой железнодорожного транспорта. – В то время из-за границы в порт приходило много судов, гружённых зерном, – вспоминает Павел Андреевич. – Где-то по шестьдесят тысяч тонн. Особая проблема заключалась в том, что не было специальных вагонов для перевозки зерна. Имеющиеся в наличии вагоны надо было вымыть, высушить под зерно. А имеющихся особых зерновозов было пять-шесть. Эту задачу нужно было решать только на государственном уровне. Когда проходили совещания, то крайними всегда оказывались железнодорожники. Мои предложения по разруливанию создавшейся ситуации никто не хотел решать и тем более брать на себя ответственность. К нашему разговору подключилась супруга Павла Андреевича, Светлана Евдокимовна – Вы знаете, Павел Андреевич был одним их тех коммунистов, которые не боялись высказывать своё мнение и говорить о недостатках в работе. Его честность и прямолинейность раздражали и не давали покоя некоторым людям из вышестоящего начальства, – с гордостью за мужа сказала она. – Для решения возникшей проблемы с зерном, – продолжил Павел Андреевич, – к нам приезжал первый заместитель министра путей сообщения. Пригласили меня к нему на разговор. Я доложил ему суть проблемы, требующей решения на государственном уровне, которая заключалась в приобретении специальных вагонов и расширении причалов. Замминистра внимательно выслушал и сказал, что теперь, наконец-то, картина стала понятна. И, конечно, появились зерновозы. В 1987 году Павла Андреевича перевели в Хабаровск на должность начальника отдела управления Дальневосточной железной дороги. Одно время его приглашали работать начальником станции в Набережные Челны, но он отказался. В его трудовой биографии – работа первым заместителем начальника грузовой службы, позже – помощником начальника Дальневосточной железной дороги, начальником отдела управления дороги имущественных отношений. Общий стаж его трудовой деятельности составляет 45 лет. За свой многолетний профессиональный труд Павел Андреевич удостоен многих почётных грамот и благодарностей, а также высоких званий: "Почётного железнодорожника" и "Почётного ветерана Дальневосточной железной дороги". Если переключиться с работы на жизнь вообще, то он, как и его супруга, любит путешествовать. В былые времена объездили весь северо-запад России, побывали на Украине, ну и, конечно, в Москве, Санкт-Петербурге, на родине лётчика-космонавта Юрия Гагарина. Они до сих пор хранят кассеты с видеосъёмками, которые Павел Андреевич снимал лично на камеру. С юности любил фотодело, только в то время не было возможности купить фотоаппарат. В 2006 году его брат позвал их жить в Арсеньев. Переехал Павел Андреевич с супругой на свою малую родину. К великому сожалению, не удалось братьям пообщаться, вспомнить детство и юность: как-то быстро брат ушел из жизни. В Арсеньеве Павел Андреевич тоже не сидит без дела. Принимает участие в работе городского совета ветеранов. В 2009-м возглавил совет ветеранов железнодорожной станции Арсеньев. Заботится о своих ветеранах, помогает в решении наболевших вопросов, поздравляет с днем рождения и юбилейными датами, посещает их на дому, а то и просто поддерживает добрым словом. Бывает, что телефон может зазвонить поздно-поздно вечером. Многое сделал Павел Андреевич по переселению ветеранов-железнодорожников из ветхого жилья в современные благоустроенные квартиры. Именно он оказал огромное содействие по восстановлению движения пассажирского поезда Чугуевка-Владивосток. Арсеньевский совет ветеранов поддерживает дружеские отношения со многими ветеранскими организациями Приморского края. Побывали в гостях и обменялись опытом работы со спассчанами, ханкайцами, кавалеровцами, дальнегорцами. Их радушно встречали в Дальнереченске, Уссурийске и других городах. Как-то незаметно мы опять вернулись к разговору о его матери. – Приезжаю в очередной раз навестить маму, – вздохнув, сказал Павел Андреевич. – Погостил у неё, помог по дому, а когда настало время уезжать, то даёт она мне сто рублей. Можно сказать, месячная зарплата. Я так не хотел брать, а ещё больше боялся её обидеть своим отказом. Думаю, возьму, а потом как-то найду способ их вернуть. – Вот не могу удержаться, чтобы не высказать про их отношения, – торопливо начала Светлана Евдокимовна. – Я не встречала таких людей, чтобы между сыном и матерью были настолько душевные и сердечные отношения, привязанность и искренняя любовь. Не каждому такое дано. Это же такое великое счастье, когда между детьми и родителями есть взаимопонимание, доброта, сочувствие. Было о чём поговорить с супругами. Например, о том, что старшее поколение, и они в том числе, не могут принять и наш современный мир. Не воспринимают они передачи на современном телевидении, где изобилуют ток-шоу о разводах богатых людей, делёжке их имущества и так далее. Куда же подевались передачи о простых рабочих, шахтёрах, тружениках сельского хозяйства, которые бы прославляли их достойный труд?.. Как я вас понимаю, Павел Андреевич и Светлана Евдокимовна. В старые добрые времена мы по несколько раз пересматривали фильмы, воспевающие человека труда: "Высота", "Девчата", "Весна на Заречной улице" и другие, которые учили добру, честности и достойному труду, уважению к старшим. Я до сих пор с большим удовольствием пересматриваю их. – Вот напишите об этом, – с сожалением и глубоко вздохнув, попросила меня Светлана Евдокимовна. Подобную просьбу мне обозначил и председатель Арсеньевского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Почётный гражданин Арсеньевского городского округа Василий Андреевич Клоков. Написать-то я напишу, уважаемые ветераны, но от моих строк ничего не изменится в этом мире. Единственное утешение – лишь в том, что среди читателей немало найдётся сограждан нашей страны, разделяющих вашу точку зрения. Но просьбу я выполнила. Несмотря на возраст (скоро 80 лет), Павел Андреевич не сидит дома сложа руки. Он всё такой же неугомонный, только морщинок на лице стало побольше, да ноги не так быстро ходят. Казалось бы, можно было бы уже и отдохнуть, но это не в его характере. Где бы он ни жил, обязательно сам строил дачный домик. Когда купили в Арсеньеве дачу, он её тоже обустроил. Ранней весной супруга занимается овощной рассадой, а Павел Андреевич – цветочной. Любит бархатцы и гладиолусы. – Когда Павел Андреевич высаживает цветы, – с любовью в голосе рассказывает Светлана Евдокимовна, – то обязательно протягивает верёвочку, и строго по ней, ровненько, высаживает цветы. Чтобы всё было красиво и аккуратно. Ценит красоту, которую подарила нам природа. Он лучший сборщик ягод. Хороший помощник, как на даче, так и по дому. Когда я зашла в их подъезд, то обратила внимание – да и нельзя было этого не заметить, – что он ухоженный, везде чистота и порядок. На окнах – цветы, рядом стоят шкафчики с художественной литературой. – Мы, жильцы подъезда, сами поддерживаем порядок, – заметив мое восхищение, сказал Павел Андреевич. – Так и должно быть там, где твой дом. Вот такое оно, наше старшее поколение. Живёт не напрасно, плодотворно работая, с думами не только о семье и своих близких, но и с заботами об окружающих их людях, природе. Вносили и вносят свой посильный вклад в развитие города, края, страны. Здоровья вам и долгих лет жизни! «Прогресс Приморья», № 35 (548) от 13.09.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |