|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Гордость отечественного авиапромаПродолжение. Начало в № 37 22 ноября 1909 года родился знаменитый конструктор отечественных вертолётов Михаил Леонтьевич Миль. В год 110-летия этого неординарного человека редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России разместила на страницах издания ряд материалов о его жизни и деятельности. Сегодня мы расскажем о поездке Миля в Америку. В США Михаилу Леонтьевичу довелось летать на американских вертолётах S‑58 Сикорского, V‑107 фирмы "Вертол", вертолёте Хиллера и "Аллуэтт". Также он побывал на вертолётных заводах США. Миль старался запомнить всё, что видел, и в гостинице всё тщательно фиксировал в блокнот. На заводах это ему делать запрещалось. Более того, Миль делал зарисовки и эскизы того, что зафиксировала его цепкая память. Встреч с конструкторами и аэродинамиками было немало. Запомнилась встреча с русским аэродинамиком, принёсшим славу американскому вертолётостроению, Игорем Сикорским, племянником знаменитого конструктора, другими известными конструкторами: Дугласом, Хиллером, Майслоу, Добльхофом. И всё же Миль ставил главной задачей встречу с одним из первых конструкторов самолётостроения и пионером вертолётостроения Игорем Ивановичем Сикорским. Однако встреча не состоялась, Михаилу Леонтьевичу передали письмо Сикорского на русском языке и книгу. Похоже, Сикорскому просто не разрешили встретиться с Милем. Удалось встретиться с его племянником Игорем Сикорским. Он рассказал Милю, что Игорь Иванович читал книгу Миля о вертолётах, его довоенные работы по аэродинамике ротора, которые в 1942 году перевели на английский язык. Он хотел даже уведомить Михаила Леонтьевича, что использовал некоторые его выводы. В целом поездка в США стала для Миля плодотворной. В его дневнике появляется запись: "Наши вертолёты имеют большую грузоподъёмность, дальность и высотность. Двигатели – тоже лучше. Мы наглядно отстаём в оборудовании и изготовлении лопастей". По возвращении на Родину Миль берётся за новый проект. Ранее он и его коллеги пытались разработать вертолёт с турбореактивными двигателями на концах двух лопастей B‑7, однако в то время эта идея была не реализованной. Считалось, что такой проект – это что-то из области фантастики, по этой причине работы были остановлены. На Западе уже появились вертолёты с газотурбинными двигателями. Миль понимал, что силовая установка нового типа в 4–5 раз легче поршневой, и если вес двигателя уменьшился, то и вес летательного аппарата будет на порядок меньше, что позволит увеличить полезную нагрузку. Наименьший вес двигателя и его максимальная мощность позволят вертолёту беспрепятственно маневрировать, выполнять различные работы и быть более безопасным, чем раньше. При перевозке груза расход топлива станет меньше по сравнению с машиной с поршневым двигателем. Себестоимость тонно-километра понизится в два раза. Впрочем, в 1957 году был создан вертолёт Ми‑6 с двумя газотурбинными двигателями. О работе над ним редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала в одном из номеров. Это был тяжёлый вертолёт. Для вертолётов среднего класса, как Ми‑4, например, и лёгких, как Ми‑1, газотурбинных двигателей на тот период создано не было. Михаил Леонтьевич получил задание правительства на модернизацию вертолёта Ми‑4, на который должен быть установлен не поршневой, а газотурбинный двигатель. Но Миль поступил иначе, он решил создать новый вертолёт, В‑8, на котором установили один двигатель конструкции А. Г. Ивченко АИ‑24В, несущий же винт оставался четырёхлопастным, он разрабатывался для Ми‑4. В июле 1961 года эта машина впервые поднялась в воздух. Сохранился снимок, на котором радостные милевцы торжествуют после очередного успеха. Вертолёт стал проще в управлении, а скорость заметно увеличилась. 9 июля 61-го этот вертолёт с одним двигателем был представлен на воздушном параде в Тушине. На этом Михаил Леонтьевич не остановился, перед ним встала новая задача – создание двухдвигательного вертолёта, что увеличит надёжность машины. В случае отказа одного двигателя в воздухе будет работать второй, и вертолёт избежит аварии. За помощью в создании двигателя Миль обращается в КБ С. П. Изотова, где в короткие сроки создают два двигателя для Ми‑2 и Ми‑8. Вес двигателя для Ми‑8 составил 335 килограммов. Мощность двигателя составила 2 х 1 500 лошадиных сил. В 1962 году два двигателя ТБ2–117 устанавливают на вертолёт Ми‑8. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 44 (557) от 15.11.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |