Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 декабря, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Хроника жизни завода № 116

Как уже сообщалось в историческом экскурсе, опубликованном в выпуске газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" № 19 от 24 мая 2019 года и описывающем хронику жизни предприятия, ее связи с событиями в стране в первом полугодии 1939 года, в то время на тогда еще стройке завода дела начали меняться в лучшую сторону. Именно 1939-й стал годом практического освоения, ремонта самолетов и двигателей. То есть завод начал выполнять свою задачу – ремонтировать авиатехнику. Предлагаю пройти по страницам прошлого, осветив события 80-летней давности второго полугодия 1939 года в стране и на заводе. С тех пор прошло ровно 80 лет…

Сначала о кино. В 1939 году в СССР вышло много художественных фильмов, среди которых такие известнейшие, как "Девушка с характером", "Подкидыш", "Поднятая целина", "Трактористы" и "Мужество". Именно о советском чёрно-белом героико-приключенческом фильме "Мужество" режиссёра Михаила Калатозова хотелось бы напомнить особо. Премьера фильма в СССР состоялась 16 августа 1939 года. Дело в том, что в фильме подробно показан самолёт УТ‑2 – советский учебно-тренировочный самолёт предвоенного и военного периодов и высший пилотаж на нём. Наш завод тоже будет выпускать этот самолет, но чуть позже – с мая 1941 года. В годы Великой Оте­чественной войны завод № 116 среди нескольких заводов в СССР, выпускавших эту учебно-тренировочную машину, станет заводом, который в тяжелых условиях войны выпустит почти 3 000 самолетов, "готовых к бою", как писал директор завода Н. С. Новиков в своих отчетах.

1 августа 1939 года была учреждена золотая медаль "Герой Советского Союза", как дополнительный знак отличия для Героев Советского Союза. Однако уже 16 октября 1939 года медаль была переименована в "Золотую Звезду". Изменился и ее рисунок – теперь на оборотной стороне присутствовала надпись "Герой СССР".

В тот же день 1 августа 1939 года была торжественно открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Имя скульптора Веры Игнатьевны Мухиной в этот год было на слуху, особенно у москвичей. А всё потому, что в столице, возле главного входа на открывшуюся Всесоюзную сельскохозяйственную выставку установили ее скульптуру "Рабочий и колхозница", в 1937-м украшавшую советский павильон на Всемирной выставке в Париже.

И снова о кино. Предвоенное время в Европе и на нашем Дальнем Востоке было напряжённым. И оно диктовало темы для кинематографистов СССР, ведь в 1938–1939 годах на дальневосточных рубежах нашей страны произошёл ряд военных инцидентов с японцами на озере Хасан и на Халхин-Голе. Фильм "Трактористы" режиссера Ивана Пырьева, премьера которого состоялась 3 июля 1939 года, при всей его комедийности и музыкальности имел очень даже милитаристский настрой.

А военный конфликт на Дальнем Востоке в это время продолжался, и политическая обстановка здесь была в 1939 году явно не в пользу СССР. На обоих берегах реки Халхин-Гол велись ожесточённые бои. Но 15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, Монголией и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол.

Победа СССР в конфликте на Халхин-Голе имела кардинальные и далеко идущие геополитические последствия, она стала одной из главных причин отказа от нападения Японии на СССР во время Великой Отечественной войны.

Крупным военачальником и генералом армии стал И. И. Федюнинский, в ходе разгрома японцев на р. Халхин-Гол он умело командовал 24-м мотострелковым полком. Среди прочих отличившихся военнослужащих И. И. Федюнинский 29 августа 1939 года стал Героем СССР. В 1975 году Правительством Монгольской Народной Республики ему присвоено звание Героя Монгольской Народной Республики. В начале Великой Отечественной вой­ны И. И. Федюнинский служил уже на западе страны, и в сентябре 1941 года, в один из самых критических периодов битвы за Ленинград был назначен заместителем командующего Ленинградским фронтом и одновременно командующим 42-й армией. Имя генерала И. И. Федюнинского связано и с историей нашего завода. Приморцы, среди которых были и представители завода № 116, стали первыми, прибывшими сквозь кольцо блокады в начале 1942 года. Они передавали подарки к Новому году доблестным частям генерала И. И. Федюнинского.

Но вернемся в 1939 год. Что происходило в Семеновке во второй половине этого года? Еще в первом полугодии под руководством специалистов прибывшего на наш завод ремпоезда, был отремонтирован один самолет И‑16 практически в полевых условиях. Но в августе, когда ремпоезд ушел, ремонт самолетов остановился. Самолет И‑16, который в просторечии звали "Ишак" или "Ишачок", таким образом, стал первой машиной, с которой начался ремонт авиационной боевой техники на нашем заводе. Этот самолет был основным истребителем военно-воздушных сил РККА с 1930-х годов вплоть до 1942 года. Самолеты И‑16 в 1939 году активно участвовали в боевых действиях на Халхин-Голе.

К концу 1939 года заводом было получено еще двадцать восемь штук истребителей И‑16, два самолета СБ (средний бомбардировщик), три самолета ДБ (дальний бомбардировщик), моторов М‑100–60 штук, М‑25–36 штук, М‑85–4 штуки. Но самолеты в 1939 году отремонтированы не были из-за отсутствия технологии. Программа по ремонту в 1939 году была выполнена только на 55,4 %. И это при том, что завод еще строился.

Но, пожалуй, главным событием 1939 года в Семеновке и на заводе стало установление нового всесоюзного рекорда по укладке бетона на строительстве заводской ТЭЦ – пример мужества, силы, энтузиазма, благодаря которым, и только им, был построен наш завод.

События, связанные с установкой рекорда, происходили в конце лета и начале осени 1939 года. Члены бригады бетонщиков, каждого из которых задело "за живое" сообщение из центральных газет о рекордах бетонщика Марусина, собрались и обсудили эту новость и решили побить рекорд Марусина. Три дня напряженной работы, и … в каждый из них перекрытие всесоюзного рекорда знаменитого Марусина в два с лишним раза нашими бетонщиками! Формулировка рекорда звучала так: "рекорд по укладке бетона на одного укладчика", а рекордсменом был сам бригадир бригады бетонщиков-комсомольцев Андрей Бойко.

Побитие рекорда – да, вот это был праздник! Стихийно возник митинг, бригаду поздравляли руководители стройки, товарищи по работе, говорили много теплых, хороших слов, а потом последовали награды… "Знатный комсомолец-стахановец строительства, установивший всесоюзный рекорд по укладке бетона, мастер социалистического труда, воспитанник ленинского комсомола, растущий и инициативный товарищ" – так об А. Бойко писала заводская газета "Сталинец". Чуть позже страницы газеты "Сталинец" запестрили сообщениями о предстоящих 24 декабря выборах в Советы. Ставший легендой Андрей Бойко был зарегистрирован избирательной комиссией кандидатом в депутаты в Уссурийский областной Совет депутатов трудящихся по 33-му избирательному округу (поселок Семеновка).

И еще одна дата. В 1939 году командиром 5-й железнодорожной бригады Особого корпуса железнодорожных войск стал Павел Алексеевич Кабанов. Прежнее командование за невыполнение плана и срыв задания было снято, многие офицеры за саботаж были расстреляны. Бригада строила и сдавала в постоянную эксплуатацию линию Манзовка (ныне – Сибирцево) – Варфоломеевка, протяженностью главного пути 106 километров.

Стоит отметить, что "наличие, состояние и возможность использования транспортных путей" (как один из критериев) сыграли важнейшую роль и поставили точку в 1936 году в выборе площадки под строительство нашего завода именно рядом с Семеновкой. Несмотря на сложнейший профиль трассы – тайгу и хребты Сихотэ-Алиня, кабановцы все задачи выполнят в срок – железнодорожная линия будет открыта в 1940 году. Комиссия подсчитает проделанный объем работы на линии. Среди показателей будет и такой – одиннадцать построенных промежуточных станций. Одной из них станет станция Даубихэ (по названию реки, ныне – река Арсеньевка) в рабочем поселке Семеновка (ныне – город Арсеньев). Военные железнодорожные строители свяжут станцию Манзовка с Семеновкой, возведут мосты через реки Даубихэ и Халазу (ныне – река Дачная).

Петр Ажимов в свое время проходил службу в этих самых железнодорожных строительных войсках, которые и прокладывали путь от Манзовки до Варфоломеевки. И когда срок его службы подходил к концу, Петр демобилизовался и, как и многие демобилизованные воины-комсомольцы, решил с места не трогаться и остаться на строительстве нашего завода. Благодаря воспоминаниям Петра Ажимова нам известна подробная картина тех легендарных дней, когда в 1939 году он, будучи членом бригады бетонщиков А. Бойко, участвовал в установке рекорда.

Мало какой другой год может сравниться по насыщенности событиями в жизни страны в целом и локально с 1939-м. Все события к концу года более или менее благополучно завершились. Дела на стройке завода начали меняться в лучшую сторону: завод не только продолжал строиться, но уже отремонтировал первый боевой самолет, получил новые задания на будущее.

«Прогресс Приморья», № 48 (561) от 13.12.2019 г.

Татьяна Болотникова, специалист музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно