Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
19 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Гордость отечественного авиапрома

Окончание. Начало в № 37

21 ноября 1969 года конференц-зал Московского вертолётного завода был заполнен полностью. Здесь Михаил Леонтьевич Миль праздновал свой 60-летний юбилей. Люди подходили, поздравляли, жали конструктору руку. Это был самый тёплый и искренний юбилей в жизни Миля. Очевидцы отмечали, что каждый старался вложить всю душу в тост, в честь юбиляра. В тот день было произнесено немало речей с сердечными пожеланиями здоровья, творческих удач.

И вот наступил момент, когда был оглашён Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Михаила Леонтьевича третьим орденом Ленина. В зале гремели громкие и долгие аплодисменты. В ответ Миль выразил благодарность за эту награду всем. Без помощи коллектива, без поддержки правительства, без семьи и друзей он не смог бы осилить всё то, что было им задумано.

30 ноября 1969 года в "Комсомольской правде" появилось интервью с юбиляром, отрывки которого предлагаем читателям газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

– М. Л., когда впервые пришло к вам чувство неба?

– В семь лет я сделал первую модель самолёта… А чувство неба? Сейчас мне кажется, что оно родилось вместе со мной…

– Вы любите сказки?

– Да, – Миль тихо засмеялся и зашагал по кабинету. – Я их рассказывал сначала трём своим дочкам, а потом – внуку…

– О коврах-самолётах?

– Нет. Об этом почему-то никогда. Просто брал какую-то жизненную ситуацию и по поводу неё фантазировал. Сказки мои обычно были направлены против эмоционально скупых, однобоких людей…

Моё поколение страстно увлекалось авиацией. Передний край науки всегда привлекателен. В школе я пропадал в авиамодельном кружке. В институте – в кружке планерном. На втором курсе мой товарищ рассказал мне об автожирах. Летательный аппарат, у которого не может быть катастрофы при потере скорости, пленил меня раз и навсегда. Отсюда началась моя дорога к вертолётам…

– У вас и у ваших машин "Ми" одинаковая черта характера?

– Пожалуй, лишь одна – добросовестность.

– Когда ваша новая машина построена, воплощена в металл, здороваетесь вы с ней или прощаетесь?

– Я её люблю, любуюсь – не налюбуюсь, где уж прощаться. А слово "здравствуй" говорится в самом начале. Вот я леплю и леплю из пластилина новую модель… Пальцы, торопятся за мыслью, размещают в пластилиновой кабине будущие грузы, пассажиров, отрабатывают каждую деталь… В голове – непрерывная цепь сомнений, рассуждений, поиск ответов на все вопросы. И так месяцы, годы. Есть потом право любоваться, а?

– Как проходят часы вашего досуга? Ведь вы говорили, что не любите людей одноплановых…

– Да, не люблю, а вот сам с трудом умею отключаться от вертолётных мыслей. Впрочем, когда у меня начинает пошаливать здоровье, я пишу акварели, играю на рояле, хожу в лес собирать грибы.

Был помоложе – управлял самолётами и вертолётами. Это крепко сдружило меня с лётчиками-испытателями. Они мои первейшие друзья, мои, если хотите, соавторы.

– Как вы себя ведёте в опасной ситуации?

– Честное слово, становлюсь совершенно хладнокровным, рассчитываю каждое движение, голова работает чётко, ясно. Кстати, хочу заметить, не люблю истеричности и суеты в любых жизненных ситуациях.

– Каким вы себе представляете "город вертолётов". Один из писателей-фантастов писал о таком городе.

– Не может быть такого города. Представьте себе на минуту – над городом тучи комаров, только вместо комаров – вертолёты. Это же нелепость.

– Что вам кажется самым главным в вашей профессии конструктора?

– За двадцать лет работы нашего конструкторского бюро не было случая, чтобы какой-то образец машины не пошёл в серийное производство. Массовое строительство обязывает к абсолютной надёжности. Вот это и есть главный девиз моей профессии.

Трудно сказать, сколько М. Л. Миль придумал бы разных моделей винтокрылых маши, оправившись от болезни. Когда его не стало, появилось отчётливое представление о том, какое огромное наследие он оставил следующим поколениям граждан своей страны. Вертолёты марки "Ми" до сей поры выполняют полезную работу в небе, принося помощь людям, и не только в современной России. Он создал коллектив, который продолжил его дело. Московский вертолётный завод с 1970 года носит имя М. Л. Миля, который воплотил свои мечты в реальность. О вертолётах Миля слагают стихи и пишут песни: "И спасибо, вам, товарищ Миль…" В России проходят съёмки фильма о жизни Михаила Леонтьевича, выход которого намечен в 2020 году. Впрочем, конструктор и сам был человеком творческим. Он оставил акварели, зарисовки, наброски, которые хранятся в семье. Глядя на них, понимаешь, что талант художника во многом помог ему в конструировании отечественных вертолётов.

«Прогресс Приморья», № 49 (562) от 20.12.2019 г.

Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно