Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 июня, среда
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Расписался на рейхстаге

Иван Луньков добросовестно отслужил срочную службу ещё в 30-е годы. Служил в стройбатальоне, который прокладывал железнодорожную ветку к посёлку Семёновка (ныне город Арсеньев). После службы остался работать в рисосовхозе. А потом грянула Великая Отечественная вой­на…

Всех механизаторов сразу призвали в армию. Три месяца Иван проучился на курсах шоферов далеко от своей малой родины – в Ульяновской области.

Машину дали Ивану американскую, полученную страной по ленд-лизу. Была такая государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства.

Сначала Иван даже оторопел от такой невиданной доселе машины, но всё-таки набрался смелости и обкатал её по родной столице Москве. А потом солдат вместе с машинами погрузили на платформы – и на фронт. Иван возил к передовой боеприпасы, и больше всего по ночам, а дороги грунтовые, изрытые воронками, разрешалось ездить лишь с включёнными подфарниками, можно сказать, вслепую в кромешной темноте, только успевай крепко держаться за руль. Груз опасный, к фронту и обратно. Немец норовил уничтожить автоколонны. Как только налетят немецкие самолёты, водители из машин выскочат да в воронки прячутся, подальше от своего смертельного груза. Надо было выполнить основную задачу – самому уцелеть и доставить груз по назначению. Несмотря на бомбёжки, эти, казалось бы, непростые минуты и были отдыхом для солдата.

Под Житомиром – вот где было жарко. Успевали только боеприпасы подвозить да раненых отвозить. Город несколько раз переходил из рук в руки. Там Ивана ранило, перевязался и дальше на фронт.

Заполнил Иван Луньков освобождение Польши. Подготовку к взятию Варшавы – особенно. Для штурма вражеских позиций готовились основательно. Тогда тылы уже достаточно хорошо снабжали всем необходимым. В успешном завершении военной операции не было никаких сомнений.

На всю жизнь запомнил Иван звон колоколов концентрационного лагеря смерти Майданека, который находился на пути к Варшаве. Линия фронта проходила недалеко – в бинокль были видны бараки, словно спичечные коробки, и дорога смерти… По ней фашисты ежедневно гнали на сжигание в печи сотни человек… Костей и золы увидели невероятно много. Закипала в груди лютая ненависть. Пощады палачам не было.

Победу встретил солдат Иван Луньков в фашистском логове – в Берлине. Повезло ему, остался живым. Две его машины разнесло при бомбёжках, а на третьей въехал в Берлин со стороны Бранденбургских ворот, въехал победителем.

Многие, кто был в день победы в нацистском логове, непременно побывали у рейхстага. Расписался на его стене и Иван Луньков. Написал гвоздём да твёрдой рукой освободителя: "Луньков Иван Григорьевич, 9 мая" – пусть знают наших.

В мирное время Иван Григорьевич работал грузчиком в цехе холодной штамповки машиностроительного завода "Аскольд". Честно и добросовестно, как и подобает победителю и участнику Великой Отечественной войны.

Никогда не заживёт в памяти народной боль и страдания о тех страшных днях великой битвы и навсегда останется благодарность нашим солдатам и офицерам.

«Прогресс Приморья», № 17 (580) от 26.06.2020 г.

Галина Писарева, по материалам музея ПАО «Аскольд»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно