Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 июля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Проект Ил-114-300: решающий 2020 год

История создания

Пассажирский самолет Ил‑114–300 предназначен для эксплуатации на местных воздушных линиях, является модернизированной версией турбовинтового самолета Ил‑114. Производство самолета будет осуществляться на отечественных авиапредприятиях.

Программа модернизации и возобновления серийного производства регионального пассажирского самолета Ил‑114–300 осуществляется на основании поручений Президента Российской Федерации от 9 августа 2014 года и 3 ноября 2015 г. Работы ведутся с целью обеспечения внутреннего рынка авиаперевозок современными воздушными судами отечественного производства в классе пассажирских самолетов с количеством мест 52–64 с полезной нагрузкой до 7 т.

В феврале 2017 года между ПАО "ОАК" и дочерними предприятиями ОАО "Ил" и АО "РСК "МиГ" были заключены договоры в целях проведения опытно-конструкторских работ и подготовки производства по программе Ил‑114–300.

Головным изготовителем выступает АО "РСК "МиГ", на заводах которого будет осуществляться производство агрегатов и финальная сборка самолетов Ил‑114–300. В настоящее время сформирована производственная кооперация, в которой примут участие предприятия ПАО "ОАК": ПАО "ВАСО", АО "Авиастар-СП", АО "АэроКомпозит". Работы по программе Ил‑114–300 синхронизируются с ОДК по двигателю ТВ7–117СМ‑01 и двигателю ТВ7–117СТ‑01.

Самолет Ил‑114–300 предназначен для замены на внутренних авиалиниях импортных самолетов аналогичного класса (ATR‑42, ATR‑72, Q400) и старых типов самолетов Ан‑24/Ан‑26.

Особенности конструкции

Летный экипаж самолета состоит из командира и второго пилота. Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на Ил‑114–300 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих категории II ИКАО. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолетных систем отображаются на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях.

Современный пассажирский салон обеспечит комфортабельный полет во всем диапазоне высот.

Компоновка систем выполняется так, чтобы исключить влияние отказов одних на работу других. Они имеют необходимую степень резервирования, а в их конструкции используются материалы, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации.

Реализация на Ил‑114–300 современных научно-технических достижений по обеспечению требуемых уровней аэродинамического и массового совершенства самолета и силовой установки, обеспечивают самолету высокие показатели топливной эффективности.

Шасси самолета обеспечивает посадку на необорудованные аэродромы, имеющие как бетонированные, так и грунтовые покрытия, что способствует расширению географии использования Ил‑114–300 в различных регионах.

Кроме того, самолет рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах. Ил‑114–300 имеет встроенный трап для входа и выхода пассажиров. Обеспечен быстрый и легкий доступ ко всем элементам конструкции и агрегатам, необходимость подхода к которым предусматривается программой технического обслуживания.

Для самолета Ил‑114–300 принята система эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, обеспечивающая поддержание требуемого уровня летной годности при минимальных эксплуатационных расходах в пределах проектного ресурса 30000 л. ч. или 30000 полетов и срока службы 30 лет.

Геометрические характеристики

Длина – 26,877 м

Высота – 9,324 м

Размах крыла – 30 м

Площадь крыла – 81,9 м2

Диаметр фюзеляжа – 2,86 м

Характеристики силовой установки

Количество x тип двигателя – 2хТВД

Двигатель – ТВ7–117СМ‑01 (ТВ7–117СТ‑01)

Максимальная мощность на валу (МСА, Н=0) – 2 650 л. с.

Диаметр винта – 3,6 (3,9) м

Соответствие нормам ИКАО – Прил. 16 Гл. 3

Массовые характеристики

Максимальная взлетная масса – 23,5 т

Максимальная полезная нагрузка – 6,5 т

Емкость топливных баков – 8 780 л

Летные характеристики

Крейсерская скорость – до 500 км/ч

Высота полета – до 7 600 м

Дальность полета с максимальным количеством пассажиров – 1 900 км

Дальность полета с максимальным запасом топлива (с нагрузкой 1300 кг) – 5 000 км

Потребная длина ИВПП – 1 400 м

Число мест

Экипаж, чел. – 2

Пассажиры, чел. – 64

Проектный ресурс

Календарный – 30 лет

Количество полетов – 30 000

Количество летных часов – 30 000 ч

В ожидании заказов

Первое соглашение о поставке будущих Ил‑114–300 появилось в 2017 г. Государственная транспортная лизинговая компания разместила предварительный заказ на полсотни самолетов. В обозримом будущем его планировали довести до состояния полноценного договора на поставку.

В июне 2019 г. руководство РСК "МиГ" объявило о наличии нескольких заказчиков. В конце августа появились три предварительных соглашения на поставку 16 самолетов разным авиакомпаниям. Наиболее крупный заказ, на 8 машин, разместили якутские "Полярные авиалинии". Наименьший заказ – от компании "КрасАвиа" из Красноярского края, которая планирует получить три самолета.

По известным данным, поставки 16 самолетов трем заказчикам займут несколько лет. Передача первых машин запланирована на 2022 г., последних – на 2026-й. При этом разработчики проекта утверждают, что возможен выход на производство до 10–12 самолетов в год.

Подобные объемы выпуска будут иметь смысл при наличии крупных заказов. По разным оценкам, российским авиакомпаниям требуется не менее нескольких десятков Ил‑114–300. Вероятно, основная масса заказов начнет поступать после завершения работ по опытным самолетам.

Желаемые результаты

Успешное завершение проекта Ил‑114–300 с запуском серии и поставкой готовой техники заказчикам позволит решить несколько важных проблем в контексте развития гражданской авиации. При этом подобный самолет становится одной из нескольких подобных мер, принимаемых в последние годы.

Главный положительный результат нового проекта – появление еще одного отечественного регионального самолета, отвечающего всем современным требованиям. При этом Ил‑114–300 является полностью российской разработкой и строится только с применением наших агрегатов. За счет этого производство и эксплуатация техники не будут зависеть от импорта и возможных проблем с ним.

С учетом сложной ситуации в мире и проблем ведущих производителей авиационной техники можно предполагать, что Ил‑114–300 имеет коммерческие перспективы не только на внутреннем рынке. Впрочем, не стоит надеяться на быстрое появление особо крупных экспортных контрактов.

Решающий 2020 год

Разработка и подготовка производства современного Ил‑114–300 не были простыми и дешевыми. Работам дали старт в конце 2014 г., но опытный самолет еще не поднимался в воздух. На ранних стадиях проекта на проведение необходимых работ государство выделило почти 9,6 млрд руб. В прошлом году к ним добавили 2,22 миллиарда на организацию серийного производства.

Целесообразность этих затрат будет показана в самое ближайшее время. Ожидается завершение наземных испытаний первого прототипа "01–08", а к концу года состоится его первый полет. Затем к испытаниям присоединится первый опытный самолет, построенный с нуля. За ним последует машина на серийных технологиях.

В целом уже сейчас понятно, что промышленность справилась с поставленной задачей. Существующий самолет прошел глубокую модернизацию и получил новые компоненты, благодаря которым теперь соответствует современным требованиям и может найти место в системе пассажирских и грузовых перевозок.

Однако все это необходимо подтвердить на практике, в рамках испытаний, которые стартуют в ближайшее время. 2020 год станет ключевым в истории проекта Ил‑114–300 и определит его реальные перспективы. Пока все располагает к оптимизму.

«Прогресс Приморья», № 20 (583) от 17.07.2020 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно