|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Перспективные «экранопланы»В начале ХХ столетия опытные пилоты заметили, что их аэропланы перед приземлением иной раз подолгу мчатся над поверхностью земли, словно в воздухе их придерживает подушка-невидимка. Этот факт заинтересовал конструкторов, что привело к появлению нового вида транспорта – экранопланов и экранолётов. Исходной точкой исторического отсчёта таких машин считается октябрь 1941 года, когда студент-дипломник Ростислав Алексеев защитил свою работу "Глиссер на подводных крыльях". Несмотря на то что враг стоял у ворот Москвы, молодой конструктор не бросил разработки судов на подводных крыльях, наоборот, он вплотную подошёл к разработке летательного аппарата на воздушной подушке. В начале 1960-х годов в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) в лабораторных условия проводились исследования экранного эффекта на малых буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах. На Горьковском водохранилище была построена испытательная станция ИС‑2 с комплексом уникальных сооружений специально для исследований экранного эффекта. В июле 61-го на испытательной станции ИС‑2 начались полёты отечественного экраноплана СМ‑1. В первом полёте его пилотировал сам главный конструктор Р. Е. Алексеев. К осени 1961 года техника пилотирования экранопланов была освоена до такой степени, что Ростислав Евгеньевич стал приглашать гостей из Москвы на демонстрационные полёты. В 1964-1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого на тот период в мире летательного аппарата – экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название "каспийский монстр"; так расшифровали американцы аббревиатуру КМ (корабль-макет) на борту экраноплана. Главным конструктором этого экраноплана был, как всегда, Р. Е. Алексеев, ведущим конструктором – В. П. Ефимов. Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около 100 метров. Однажды он сумел подняться в воздух с взлётной массой 544 тонны, что было своего рода рекордом. Полномасштабные испытания КМ начались в 1966 году. Проводились они на Каспийском море в районе города Каспийска. В 1972 году был построен военный экранолёт "Орлёнок", предназначенный для переброски морских десантов на дальность до 1500 километров. Таких экранопланов было построено пять, их включили в состав 11-й отдельной авиагруппы, подчинявшейся главному штабу морской авиации. "Орлята" могли подниматься в самолётном режиме на высоту до двух километров. По некоторым данным, государственная программа предусматривала строительство 24 экранопланов типа "Орлёнок". Серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Однако этим планам не суждено было воплотиться. Работы по выпуску и развитию этого перспективного транспортного направления были постепенно свёрнуты. Четыре изготовленных экземпляра "Орлёнка" до 2007 года находились на базе ВМФ в Каспийске. Затем один аппарат отбуксировали по Волге в Москву и установили в музее ВМФ, а остальные, по существу, превратились в металлолом. Но пришли другие времена: в наши дни оригинальный вид воздушного транспорта снова возрождается. Например, в МАИ вам могут показать экраноплан-трансформер ЭЛА‑608 "Океан". На первый взгляд он напоминает собой игрушку. Тем более что на макете не видны его истинные размеры. Впрочем, в натуральную величину аппарат не так велик: размах его крыльев – 4,5 метра, а взлётный вес – 360 килограммов. Рассчитан он на двух человек и предназначен для работы в качестве своеобразной "скорой помощи" в местах, где практически нет дорог. Экраноплан способен лететь не только над водой, но и над болотом, песками и прочими труднопроходимыми участками местности. Модульность конструкции экраноплана заключается в том, что ЭЛА‑608 можно использовать как судно на воздушной подушке или аэроглиссер, поставив на нём поплавки. Аппарата может быть полезен МЧС. Его также предлагается использовать как туристическое или спортивное судно. По словам куратора проекта Александра Юрьева, экраноплан можно использовать в любое время года, но вот когда дело дойдёт до серийного выпуска машины, пока неясно. Экраноплан "Чайка" может вообще стать универсальной транспортной системой, базирующейся как на воде, так и на берегах с небольшим уклоном и даже на аэродромах, утверждает председатель совета директоров ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева Георгий Анцев. Масса этого экраноплана составляет 54 тонны, из которых 15 – полезная нагрузка. "Чайка" способна закрывать расстояния до 3000 километров. Разработчики идут дальше. Они считают, что "Чайку" можно использовать для освоения Арктики, так как экраноплан гораздо меньше зависит от погоды, чем, например, вертолёт. Помимо патрулирования морских берегов с помощью "Чайки" можно будет проводить спасательные операции и доставлять специалистов на шельфовые месторождения. "Чайка" выполнена по схеме кольцеплана. Для того чтобы выходить из режимов экрана (когда машина движется над водой на небольшой высоте и держится на ней за счёт повышенного давления под крылом), экраноплан будет использовать верхнее крыло. Полёты на внеэкранных режимах можно использовать не только для перемещения на аэродромы, но и для того, чтобы облететь препятствия (например, острова или крупные суда). Сейчас Петербургское научно-производственное предприятие "Радар ммс" проводит испытания системы. Проект "Нептун" зародился в СССР в конце 1980-х годов. Он представляет собой сверхтяжёлый самолёт-амфибию "Бе‑2500". По своей сути он является экранолётом – совокупностью экраноплана и самолёта. Аппарат будет иметь длину около 115 метров, размах крыльев – почти 126 метров и высоту свыше 29 метров. При собственной массе в 2500 тонн экранолёт может взять с собой до 1000 тонн полезной нагрузки. "Бе‑2500" способен к высотному (на скорости 770 км/час) или надводному полёту (на воздушной подушке) на скорости 450 км/час, при этом дальность может составлять вплоть до 16 тысяч километров. Словом, аппарат может уверенно работать по всему миру. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 35 (598) от 30.10.2020 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |