|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Антоновские небесные тяжеловесыОн по-настоящему великий авиаконструктор, и в этом нет преувеличения по одной причине: если О. К. Антонов работал над проектом летательного аппарата, то обязательно не только учитывал текущее время, но и заглядывал в далёкое завтра. Именно с прицелом на будущее конструктор взялся за создание огромной машины, способной быстро доставлять по воздуху в любой конец мира самые различные крупногабаритные грузы. Олег Константинович стоит в одном ряду с Туполевым, Яковлевым и другими известными далеко за пределами страны конструкторами. Это он позже разработал тяжеловоз Ан‑225, не дожив до первого полёта своего детища, а прежде был собран пассажирский и грузовой Ан‑2, который народ ласково называл "аннушкой" или "кукурузником". Спросите жителей отдалённых районов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, что они знают о двукрылом самолёте Ан‑2? И вам, без сомнения, расскажут столько историй, связанных с "аннушкой", что у вас непременно появится желание прокатиться на этой машине. Автор данных строк, будучи школьником, а затем и студентом, "налетал" столько часов, что мог бы претендовать на должность помощника пилота средней руки. Соревнования по лыжным гонкам зимой, футбольные турниры летом, смотры художественной самодеятельности районного и краевого уровня – все эти мероприятия проводились в разных географически отдалённых населённых пунктах. Туда, как поётся в песне, "только самолётом можно долететь". Если погода позволяла, мы занимали согласно купленным билетам места в "аннушке", и она доставляла нас в нужную точку. И таких пассажиров перевезла эта неприхотливая машина, придуманная Антоновым, тысячи и тысячи по всей необъятной стране. Впрочем, модернизированные самолёты Ан‑2 до сих пор служат России и выполняют всё те же функции: доставляют грузы и перевозят пассажиров из одной точки в другую. Северянам прошлых поколений вообще невозможно представить свою жизнь без "аннушек". Однажды, будучи проездом в Хабаровске, посетил малый аэропорт, от которого сохранилось лишь название остановки. Когда приблизился к бывшему зданию, где располагались авиакассы и зал ожидания, сердце забилось чаще, а когда увидел стоящий на постаменте самолёт Ан‑2, совсем впал в сентиментальность. И это вовсе не была ностальгия, нет, так произошла встреча с прошлым, в котором "аннушка" играла далеко не последнюю роль. Вот он, старый знакомец, возможно, именно на нём когда-то в детстве, юношестве и молодости довелось на нём летать, разглядывая в круглые иллюминаторы таёжный пейзаж. Немалый пласт жизни всплыл в памяти, связанный с этим самолётом-работягой, для которого никаких преград не существовало. Это мне сегодня известно о том, что в ОКБ Антонова со второй половины 60-х годов прошлого столетия разрабатывался тяжёлый транспортный самолёт, предназначенный гражданскому воздушному флоту. Первым тяжеловесом был турбовинтовой Ан‑22 "Антей". Он перевозил на своём борту тяжёлые грузы и осуществлял десантирование живой силы и техники. "Антей" брал на борт до 80 тонн и развивал скорость до 650 км/ч. "Младшим братом" "Антея" стал реактивный четырёхмоторный Ан‑124 "Руслан" с увеличенной в полтора раза грузоподъёмностью и скоростью до 850 км/ч. Самолёт выпускали до 2004 года, но эксплуатируется он и сегодня. Распад Союза ССР стал серьёзным ударом по отечественному авиапрому. Произошло обнуление гражданского авиастроения. Были предприняты попытки наверстать отставание от общемирового уровня, но пока просвет уменьшается не так быстро, как этого требует время. Ведутся работы над проектами Суперджет‑100 и МС‑21. Из советского периода по-прежнему в строю Ан‑2 и некоторое количество – из 55 построенных в советские годы – "Русланов". И остался довольно уникальный проект (пока в единственном экземпляре) – тяжеловес Ан‑225. Этот самый большой в мире самолёт появился благодаря долговременной программе "Энергия" – "Буран", которая стала попыткой ответа на американскую многоразовую космическую систему Space Shuttle. В этой самой масштабной и трудоёмкой в истории отечественной космонавтики программе было задействовано более миллиона человек, 1200 предприятий и организаций различных министерств и ведомств. Общие затраты составили колоссальную сумму – 16,5 миллиарда рублей. Благодаря коллективным усилиям советский "челнок" был построен. Его длина превышала 37 метров, размах крыла достигал 24 метров, высота – более 17 метров, взлётный вес мог достигать 114 тонн. При таких гигантских габаритах транспортировка "Бурана" в собранном виде от завода-изготовителя до космодрома Байконур, находящегося в тысячах километрах, могла быть осуществлена только воздушным путём. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 4 (610) от 05.02.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |