|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Неуловимая «Варшавянка», или История совершенствования подводных лодок РоссииЕсли День моряка-подводника в России празднуют 19 марта, то День штурмана ВМФ ежегодно отмечается 25 января. Моряки-тихоокеанцы чтут оба дня, вспоминая легендарное прошлое не только подводного флота, но и всего Военно-морского флота (ВМФ). Если надводный флот ведёт свою историю от петровских времён, то подводный насчитывает 115 лет с того периода, когда отечественные подлодки узаконил своим указом российский император. Это решение, если хотите, можно назвать судьбоносным. С той поры моряками подплава было совершено немало героических подвигов. Жизнь не стоит на месте, меняются приоритеты на международном рынке вооружений, внедряются новые технологии, появляются передовые разработки подводных аппаратов. Отслужившие свой срок субмарины утилизируются, им на смену приходят новые образцы. Многие хорошо помнят и годы расцвета российского подводного флота, и годы застоя, и период подъёма. И всё же, несмотря ни на что, подводный флот живёт, субмарины бороздят океанские глубины, значит, водные границы страны находятся под надёжным контролем российских военных моряков. Моряков-подводников готовят в специальных учебных заведениях, но служат на подлодках и надводники. Впрочем, в высших учебных заведениях гражданского назначения тоже готовят специалистов для ВМФ. Военная кафедра МГУ имени адмирала Г. И. Невельского, например, готовит кадры согласно военно-учетной специальности (ВУС), предназначенные для резерва или запаса. Молодые люди, призванные служить Отечеству в Вооружённых силах и хорошо себя зарекомендовавшие, через военные ведомства попадают и в спецслужбы. Выпускники МГУ достойно несут службу на всех флотах России. Поэтому военная политика была и остаётся – всегда иметь подготовленный резерв. "Когда опасность Родине грозит, гражданский флот становится военным"! Взаимодействие же между университетами осуществляется и через проведение военно-патриотических мероприятий, таких, например, как историко-художественный конкурс "Память героев", посвящённый Дню героев Отечества (9 декабря), в котором принимают участие разные вузовские команды; спортивные соревнования типа "Гонки героев", проходящие на полигоне ТОФ, где состязаются все военные училища и вузы, в которых есть военные кафедры, как у ДВФУ, МГУ и так далее. В училищах курсантам предоставляется возможность участвовать в прохождении предусмотренных программами учебных сборов, в гребно-парусных регатах и конкурсах по перетягиванию каната, вязанию морских узлов и многих других. Есть на Краснознамённом Тихоокеанском флоте такие подразделения, которые постоянно занимаются подготовкой морских кадров: здесь будущие офицеры проходят практику, учатся штурманским и другим навыкам, постигают флотскую науку в условиях, приближенных к реальным. 19-я бригада ПЛ является одной из тех, где традиционно курсанты МГУ имени Невельского проходят военные сборы и становятся офицерами запаса. Уже стало доброй традиций начинать обучение будущих офицеров с рассказа о богатейшей истории 19-й бригады. Вот один из таких эпизодов. Первый экипажПервый экипаж подводной лодки Б‑248 сформирован в сентябре 1979 года. Командиром субмарины назначен капитан 1 ранга Василий Москалёв. Командиром боевой части пять (Бч‑5) стал капитан-лейтенант Александр Суровкин, выпускник СВВМИУ 1973 года. До назначения на новостроящийся корабль в должности командира находился два года, имел достаточный опыт плавания. Командиром моторной группы был назначен выпускник ВВМИУ имени Ленина лейтенант-инженер Андрей Смирнов. До убытия на завод личный состав изучал подводную лодку по отчётной документации, имеющейся в соединении. 19 ноября 1979 года экипаж убыл на судостроительный завод имени Ленинского комсомола города Комсомольска-на-Амуре. По прибытии на место был принят в состав соединения строящихся кораблей. К этому моменту ПЛ имела готовность примерно на 30 %. Подготовка личного состава соединения строящихся кораблей была разбита на четыре этапа. На первом этапе весь личный состав изучал тактико-технические данные электромеханического оборудования, систем и устройств подводной лодки, а также инструкции по их эксплуатации. Вторым этапом стало изучение расположения механизмов, устройств и систем по отсекам, а также занятия в учебном центре. Третий этап – отработка боевой и повседневной организации на берегу применительно к подводной лодке, а также решение задач водолазной подготовки. Параллельно проходила сдача зачетов на допуск к самостоятельному управлению боевыми постами, командами, подразделениями, боевыми частями. Дежурно-вахтенная служба на подводной лодке была выставлена 15 сентября 1980 года после спуска её на воду и погрузки аккумуляторной батареи. Последний этап подготовки субмарины к эксплуатации сопровождался швартовыми испытаниями материальной части, отработкой боевой и повседневной организации, подготовкой к переходу ПЛ на достроечную базу. Обнаружить не удалосьЧерез месяц от подводной лодки была принята задача Л‑1. 4 ноября субмарина включена в состав соединения строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. С 10 ноября 1980 года начались заводские, а затем, с 1 декабря 1980 года, государственные испытания, на которых личный состав продолжал осваивать подводную лодку. 31 декабря 1980 года "Варшавянка" включена в состав ВМФ. 17 ноября 1981 года головная ПЛ Б‑248 произвела погружение на предельную глубину 300 метров. 22 апреля 1981 года "Варшавянка" прибыла к месту постоянного базирования и приступила к обработке курса боевой подготовки. Личный состав последующих экипажей перед отправкой на завод-строитель проходил стажировку на Б‑248 со сдачей задачи Л‑1. Из состава экипажей направлялись командиры ПЛ, командиры Бч‑5, моторных групп, старшины команд, командиры отделений и техники-телемеханики. Дальнейшая подготовка экипажей проводилась в учебном центре и на заводе. Стоит заметить, что за годы службы подводных лодок этого проекта они зарекомендовали себя только с лучшей стороны. ПЛ‑248 во времена международной напряженности стала известна далеко за пределами Советского Союза после того, как гидроакустики ВМС США не смогли запеленговать местонахождение неуловимой субмарины. А теперь мы плавно перейдём с Краснознамённого Тихоокеанского на Черноморский флот. В настоящее время для Черноморского флота России важный день: на новой подводной лодке "Великий Новгород" проекта 636.6 "Варшавянка" подняли Андреевский флаг. Торжественные слова произнесены, экипаж стоит по местам, и дизель готов повести черное тело подводного хищника прочь из холодной Балтики к теплым водам южных морей. Всего на службе Черноморского флота стоит пять подводных лодок. Одна из них – еще советская субмарина "Алроса", которая находилась на модернизации до 2017 года. Остальные четыре – это сестры проекта 636.3. Сегодня к ним присоединится пятая подлодка – "Великий Новгород", а в ноябре 2016 года вышла еще одна – "Колпино". Мало какие подлодки породили столько путаницы в названии проектов, как "Варшавянки". Давайте попробуем разобраться. Еще в 1982 году начали строить подлодки проекта "Палтус" под номером "877". Планировалось, что ими будут вооружаться и СССР, и страны Варшавского договора. На Западе их называют Kilo. К 90-м годам проект 877 проанализировали, выявили слабые места, возможности для улучшения, после чего появился проект 636, который уже официально получил прижившееся название – "Варшавянка". На Западе эти подлодки называют Improved Kilo, что так и переводится – "улучшенная Кило". Ну а та шестёрка подлодок, что заложена для Черноморского флота, уже принадлежит проекту 636.3, но по-прежнему они называются "Варшавянки". При этом у всех этих подлодок есть еще одно название – "Чёрная дыра". Такую кличку им дали западные военные за поразительную незаметность. Главное качество подводной лодки – незаметность. Именно для этого они уходят глубоко под воду. Дизель-электрические подводные лодки идут под водой на электродвигателях (питание от батарей), которые периодически нужно подзаряжать, врубая дизельные двигатели – шумные и оставляющие за собой след из пузырьков выхлопа. Атомные же подводные лодки могут не всплывать месяцами – их электродвигатели работают от батарей, которые питает могучий ядерный реактор. Мощное вооружение, огромный запас автономности – что ещё нужно? Почему до сих пор строят старые дизель-электрические? Дело в том, что ядерный реактор – вещь тоже шумная, но его не приостановить, как дизельный двигатель. А ещё он охлаждается забортной водой, оставляя за собой радиоактивный "след". Поэтому атомные подлодки действуют на просторах океанов и несут на себе вооружение с "длинными руками". Дизель-электрические же субмарины действуют в морях и прибрежной зоне, где теснятся самые разнообразные суда. Проигрывая атомным подводным крейсерам в автономности, дизель-электрические выиграют в незаметности. И "Варшавянка" в этом плане вообще хищник, убийца других подлодок. Её ценность заключается в том, что эта подлодка имеет лучшую в мире разницу радиусов стрельбы и обнаружения. Это значит, что она выходит на дальность поражения противника гораздо раньше, чем противник сможет её обнаружить. Для уничтожения врага у неё имеется шесть носовых торпедных аппаратов с автоматом заряжания. При этом в четырех торпедных аппаратах уже стоят противокорабельные крылатые ракеты "Калибр" – очень грозное оружие. Благодаря им "Варшавянка" может отстреляться по противнику и спокойно скрыться в морских глубинах, прежде чем враг вообще поймет, что это было. Если тонущему боевому кораблю будет дело до таких разборок… После отстрела "Калибрами" торпедные автоматы заряжаются уже обычными торпедами – запаса крылатых ракет на борту нет. Подводное водоизмещение "Варшавянки" – почти 4 тыс. тонн. Это совсем не маленькая подлодка для своего класса. Максимальная глубина погружения – 300 метров, а автономность плавания в составе экипажа из 52 человек – 45 суток. Максимальная подводная скорость – 20 узлов (37 км/час), а надводная – 17 узлов (31 км/час). Но не это главное в подводной лодке, а то, что на экономном электрическом ходу со скоростью в 3 узла (5,56 км/час) она может пройти под водой 400 миль (740 км). Это через всё Чёрное море – из Сочи до турецкого Синопа и оттуда в Севастополь. Наличие таких субмарин у крымского побережья гарантирует безопасность наших территорий и напрочь отбивает у западных "партнёров" охоту покушаться на него. Однако это не все приобретения российского флота. Будущее российского флота22 октября 2016 года в Белое море на ходовые испытания впервые за долгие 16 лет вышла большая атомная подводная лодка "Подмосковье" проекта 667 "Дельфин" – это огромные, водоизмещением в 18 тыс. тонн атомные подлодки, вооружённые баллистическими ракетами. Сейчас из семи крейсеров в строю находится пять: "Тула" на плановом ремонте, а "Подмосковье" перестала быть ракетоносцем. После 16 лет модернизации она обрела новый статус и предназначение – носитель атомных глубоководных аппаратов. Её задача – скрытно доставить в нужный квадрат Мирового океана такой аппарат, как атомная глубоководная станция "Лошарик", которая затем на значительном отдалении и на одной только ей доступной глубине занимается своими делами. После того как работы закончены, глубоководная станция стыкуется с носителем, и они оба уходят в другой квадрат или домой. Есть информация, что "Подмосковье" снабжена и необитаемым автономным аппаратом "Клавесин‑2Р", способным уходить на 300 км от носителя и погружаться на 6 км. На самом деле все эти станции, аппараты и носители покрыты завесой тайны с грифом "Совершенно секретно", хоть и не имеют абсолютно никакого вооружения. Если же отбросить частности и детали, то становится понятным главное: "Подмосковье" – это испытательная площадка, на которой будут проводить дальнейшие изыскания по применению связок, таких как "атомный носитесь плюс обитаемая атомная подлодка" или "атомный носитель плюс глубоководный электрический беспилотник". Неизвестно, конкурируют ли эти связки друг с другом, но однозначно, что "Подмосковье" – это первый по-настоящему серьезный шаг к созданию подводных "авианосцев", выпускающих бесшумных беспилотных хищников, которые после торпедного или ракетного поражения противника быстро возвращаются на подлодку-носитель. В конце 2016 года флот обогатился двумя событиями, которые несут особый смысл: "Варшавянка" даже в названии несёт отметку прошлого, а "Подмосковье" – проект перспективного будущего. Но вместе они создают наше сегодняшнее настоящее и будущее российского флота. «Прогресс Приморья», № 10 (616) от 19.03.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |