Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В ВПК рассказали о планах по строительству подводных лодок «Борей»

Россия может продолжить строительство атомных стратегических подводных ракетоносцев проекта 955 ("Борей") после того, как будут готовы все законтрактованные на сегодня десять таких субмарин, сообщил член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов.

Отвечая на вопрос, завершится ли серия после постройки девятой и десятой таких подлодок, он сказал: "Не факт. Серия может быть продолжена. Проект показал себя как удачный, имеет хорошие перспективы по модернизации".

Владимир Поспелов не назвал точное количество дополнительных "Бореев", но отметил, что в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ‑3) четко определено число пусковых установок и боезарядов. Эти два параметра, по его словам, и определяют количество носителей.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) класса "Борей" (проект 955) спроектированы в петербургском ЦКБ морской техники "Рубин". При строительстве "Бореев" применены новые достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств для снижения шумности. Их основное вооружение – новый ракетный комплекс "Булава".

Подлодки оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Строительство осуществляет "Севмаш" – единственная верфь в России, обеспечивающая весь цикл создания боевых кораблей с атомной энергетической установкой.

Характеристики АПЛ усовершенствованного проекта 955А не разглашаются из-за режима секретности.

В настоящее время в составе ВМФ РФ три подлодки проекта 955: "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах", а также головная проекта 955А "Князь Владимир". Всего должно быть построено десять кораблей данных проектов, причем последние два, которые получили имена "Дмитрий Донской" и "Князь Потемкин", будут заложены в 2021 году.

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван "Юрий Долгорукий". Исследования в области ракетных подводных лодок, относящихся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году. Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр "Борей") занималось ЦКБ "Рубин", главным конструктором по проекту был В. Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности, было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА "Акула", вернувшись к "классической" схеме.

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным "макеевской" фирмой. Основным вооружением лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты "Барк", оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца. В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты "Курьер", "Пионер", "Тополь" и "Тополь-М"), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая "Медведка"), была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как "Булава". Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог – "Трайдент" II.

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой "Тополь-М", не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ. Новая ракета морского базирования Р‑30 "Булава", по разным данным, способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США, за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 "Борей" должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

Начиная с конца 80-х годов подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ "Дельфин" с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс "Барк". По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ "Барк" в пользу создания новой твердотопливной ракеты "Булава", обладающей другими габаритами.

Новая подводная лодка имела выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающихся подруливающих устройства, которые повышали ее маневренность. Подводные лодки проекта "Борей" оснащаются системой спасения – всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ‑600Н‑4.

Корпус подводной лодки проекта 955 "Борей" имеет двухкорпусную конструкцию. Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв. мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.

Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием, также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А. А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ "Рубин, подводные лодки проекта 955 "Борей" обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А "Антей" или 971 "Щука-Б".

Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК‑600Б "Иртыш-Амфора-Борей" – единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой "малой акустики" (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа "Вирджиния".

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ‑5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт. На реакторе используется система управления и защиты ППУ – "Алиот". По неподтвержденной пока что информации, на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК‑9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50 000 л. с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 "Борей" оснащается двумя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ‑160, каждый мощностью по 410 л. с. (по другим данным, мощностью в 370 л. с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р‑30 "Булава", созданные Московским институтом теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 "Борей" будет находиться по 16 БРПЛ "Булава", на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц.

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ‑80 и УГСТ, ракеты ПЛРК "Водопад". Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС‑324 "Шлагбаум" для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект – 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ‑104 "Бросок" или МГ‑114 "Берилл".

Наряду с носовыми антеннами ГАК "Иртыш-Амфора" будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

ТТХ лодки

Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров)

Длина наибольшая – 170 м

Ширина наибольшая – 13,5 м

Осадка корпуса средняя – 10 м

Водоизмещение подводное – 24 000 т

Водоизмещение надводное – 14 720 т

Скорость подводного хода – 29 уз.

Скорость надводного хода – 15 уз.

Глубина погружения предельная – 480 м

Глубина погружения рабочая – 400 м

Автономность плавания – 90 суток

Вооружение – 16 ПУ ракет Р‑30 "Булава", на лодках проекта 955А – 20 ПУ, 8х533 торпедных аппаратов

«Прогресс Приморья», № 18 (624) от 21.05.2021 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно