|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Авиаконструктор Павел Сухой22 июля родился авиационный конструктор Павел Осипович Сухой. Пожалуй, сегодня многие знают марку отечественных самолётов "Су". Старшее поколение россиян помнит такие просторечные слова, как "ишачок", "сушка" и другие. Впрочем, большая часть авиационных рекордов совершена на самолётах, придуманных Сухим. Генеральный конструктор авиационной техники Павел Осипович Сухой, по воспоминаниям его современников, не любил громких фраз и торжественных мероприятий. Беседам на отвлечённую тему он предпочитал разговор по делу. "Сухой есть Сухой", – говорили о его манере общения. Работая на секретных предприятиях, Павел Осипович избегал публичности, но и для ближайших сотрудников оставался загадкой. "Мы работали с ним бок о бок, выполняли его задания, общались ежедневно", – вспоминали сослуживцы. – Мы были рядом с ним, и в то же время он был недосягаем для нас, словно истребитель, летящий на сверхзвуке…" Он не имел звания академика и относил себя к "рядовым авиации", но ведущие авиаконструкторы страны признавались: "Уж если у кого учиться новому и интересному, так это у Сухого". Созданная им научно-инженерная школа во многом определила ход развития мировой авиации. Боевые машины марки "Су" – это 60 % сегодняшнего автопарка российских ВКС. Это один из наиболее совершенных самолётов в мире. Однажды своему коллеге-земляку Павел Осипович признался: "Моя настоящая фамилия не Сухой, а Сухи. Мы оба с вами белорусы, и только поэтому я вам это рассказываю. Когда я родился и мне давали в церкви имя, дьяк сказал, что он не знает такой фамилии – Сухи, младенец будет наречён фамилией Сухой. Вот так я стал Сухим". 22 июля 1895 года в местечке Глубоком Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Республики Беларусь) в семье школьного учителя Осипа Андреевича и его жены Елизаветы Яковлевны родился сын Павел. Отец будущего авиаконструктора был выходцем из бедной крестьянской семьи. Мальчишкой он летом помогал пасти общинный скот, а зимой посещал школу, где по праву считался лучшим учеником. На собранные всем миром средства односельчане отправили Осипа получать образование в город. Окончив Молодечненскую учительскую семинарию и вернувшись в родное село, Осип Андреевич возглавил начальную школу. С чернобровой красавицей Елизаветой Яковлевной он создал большую и дружную семью, в которой у мальчика Паши было четыре сестры. В 1900 году Осип Андреевич принимает приглашение на пост директора школы для детей железнодорожников в Гомеле. Семейство Сухих ютится на съёмной квартире – средств на строительство собственного жилья не хватало. Выручил проживающий по соседству инженер-железнодорожник, друг многодетных родителей. Ссудив без процентов и в рассрочку на несколько лет необходимую сумму, он помог со строительством отдельного дома и поиском необходимых материалов. Четыре комнаты, кухня, просторная веранда – крепкий, добротный дом располагался на краю широкого поля, рядом с железной дорогой. Бывшие сельские жители завели корову и кур, разбили огород и фруктовый сад. Из окон дома часто доносились звуки пения и скрипки. По вечерам семейство собиралось в большой комнате и сообща составляло очередной выпуск домашнего журнала "Молодая поросль". Каждый вносил свою лепту: впечатления, заметки, стихи, рисунки. За общим столом декламировали стихи, вслух читали новинки обширной отцовской библиотеки. Родители и сёстры в основном интересовались искусством, музыкой и литературой, Павла больше привлекали достижения науки и техники, столь радикально менявшие образ жизни человека в начале ХХ века. Появление на улицах Гомеля первого автомобиля, открытие кинотеатра и купленный соседом граммофон вызывали у юного Павла Сухого не только восторг, но и желание понять: как это работает? Он изучал устройство двигателя внутреннего сгорания, зачитывался популярными статьями о конструкции самых передовых и удивительных изобретений того времени – аэропланов. Особо привлекала внимание Павла статья основоположника отечественной авиационной науки Николая Егоровича Жуковского о студенческом кружке любителей воздухоплавания Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана). Под руководством знаменитого профессора студенты проектировали, строили и сами испытывали планеры и аэропланы самых современных на то время авиационных конструкций. Теперь Павел знал наверняка, чем займётся после окончания гимназии. БолезньЛетние каникулы 1911 года Сухой с группой гимназистов провёл в Туркестане. Экскурсию организовало общество гомельских учителей как поощрение своих лучших воспитанников. Гимназисты посетили Хиву, Бухару, Самарканд и другие города. Диковинная восточная архитектура, народные обычаи, цветущая природа. Экзотические фрукты и сладости, о существовании которых юноша читал лишь на страницах журнала "Вокруг света". Не преодолев и половины маршрута, Павел заболел тяжёлой формой дизентерии, которая уложила его в постель. Болезнь дала осложнения, с которыми Сухому пришлось бороться всю жизнь. Чтобы сохранить работоспособность и добиться поставленных целей, Павел был вынужден соблюдать специальный режим питания и строгую диету. Это закалило волю, приучило к самоограничению, дисциплине, терпению – столь необходимым любому профессионалу качествам. Золотую медаль по окончании гимназии Павлу Сухому помешали получить четвёрки по гуманитарным предметам: латинскому и немецкому языкам. Однако по точным наукам ему не было равных, здесь он был круглым отличником. В аттестате зрелости Павла Сухого, который хранится в краеведческом музее Гомеля, записано: "Дан сыну начального учителя из крестьян Павлу Осиповичу Сухому в том, что, вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8 июня 1914 года. Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, педагогический совет постановил наградить Павла Сухого серебряной медалью". Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 25 (631) от 09.07.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |