Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Авиаконструктор Павел Сухой

22 июля родился авиационный конструктор Павел Осипович Сухой. Пожалуй, сегодня многие знают марку отечественных самолётов "Су". Старшее поколение россиян помнит такие просторечные слова, как "ишачок", "сушка" и другие. Впрочем, большая часть авиационных рекордов совершена на самолётах, придуманных Сухим.

Генеральный конструктор авиационной техники Павел Осипович Сухой, по воспоминаниям его современников, не любил громких фраз и торжественных мероприятий. Беседам на отвлечённую тему он предпочитал разговор по делу. "Сухой есть Сухой", – говорили о его манере общения. Работая на секретных предприятиях, Павел Осипович избегал публичности, но и для ближайших сотрудников оставался загадкой.

"Мы работали с ним бок о бок, выполняли его задания, общались ежедневно", – вспоминали сослуживцы. – Мы были рядом с ним, и в то же время он был недосягаем для нас, словно истребитель, летящий на сверхзвуке…"

Он не имел звания академика и относил себя к "рядовым авиации", но ведущие авиаконструкторы страны признавались: "Уж если у кого учиться новому и интересному, так это у Сухого". Созданная им научно-инженерная школа во многом определила ход развития мировой авиации. Боевые машины марки "Су" – это 60 % сегодняшнего автопарка российских ВКС. Это один из наиболее совершенных самолётов в мире.

Однажды своему коллеге-земляку Павел Осипович признался: "Моя настоящая фамилия не Сухой, а Сухи. Мы оба с вами белорусы, и только поэтому я вам это рассказываю. Когда я родился и мне давали в церкви имя, дьяк сказал, что он не знает такой фамилии – Сухи, младенец будет наречён фамилией Сухой. Вот так я стал Сухим".

22 июля 1895 года в местечке Глубоком Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Республики Беларусь) в семье школьного учителя Осипа Андреевича и его жены Елизаветы Яковлевны родился сын Павел. Отец будущего авиаконструктора был выходцем из бедной крестьянской семьи. Мальчишкой он летом помогал пасти общинный скот, а зимой посещал школу, где по праву считался лучшим учеником. На собранные всем миром средства односельчане отправили Осипа получать образование в город. Окончив Молодечненскую учительскую семинарию и вернувшись в родное село, Осип Андреевич возглавил начальную школу. С чернобровой красавицей Елизаветой Яковлевной он создал большую и дружную семью, в которой у мальчика Паши было четыре сестры.

В 1900 году Осип Андреевич принимает приглашение на пост директора школы для детей железнодорожников в Гомеле. Семейство Сухих ютится на съёмной квартире – средств на строительство собственного жилья не хватало. Выручил проживающий по соседству инженер-железнодорожник, друг многодетных родителей. Ссудив без процентов и в рассрочку на несколько лет необходимую сумму, он помог со строительством отдельного дома и поиском необходимых материалов. Четыре комнаты, кухня, просторная веранда – крепкий, добротный дом располагался на краю широкого поля, рядом с железной дорогой. Бывшие сельские жители завели корову и кур, разбили огород и фруктовый сад. Из окон дома часто доносились звуки пения и скрипки. По вечерам семейство собиралось в большой комнате и сообща составляло очередной выпуск домашнего журнала "Молодая поросль". Каждый вносил свою лепту: впечатления, заметки, стихи, рисунки. За общим столом декламировали стихи, вслух читали новинки обширной отцовской библиотеки. Родители и сёстры в основном интересовались искусством, музыкой и литературой, Павла больше привлекали достижения науки и техники, столь радикально менявшие образ жизни человека в начале ХХ века. Появление на улицах Гомеля первого автомобиля, открытие кинотеатра и купленный соседом граммофон вызывали у юного Павла Сухого не только восторг, но и желание понять: как это работает? Он изучал устройство двигателя внутреннего сгорания, зачитывался популярными статьями о конструкции самых передовых и удивительных изобретений того времени – аэропланов. Особо привлекала внимание Павла статья основоположника отечественной авиационной науки Николая Егоровича Жуковского о студенческом кружке любителей воздухоплавания Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана). Под руководством знаменитого профессора студенты проектировали, строили и сами испытывали планеры и аэропланы самых современных на то время авиационных конструкций. Теперь Павел знал наверняка, чем займётся после окончания гимназии.

Болезнь

Летние каникулы 1911 года Сухой с группой гимназистов провёл в Туркестане. Экскурсию организовало общество гомельских учителей как поощрение своих лучших воспитанников. Гимназисты посетили Хиву, Бухару, Самарканд и другие города. Диковинная восточная архитектура, народные обычаи, цветущая природа. Экзотические фрукты и сладости, о существовании которых юноша читал лишь на страницах журнала "Вокруг света". Не преодолев и половины маршрута, Павел заболел тяжёлой формой дизентерии, которая уложила его в постель. Болезнь дала осложнения, с которыми Сухому пришлось бороться всю жизнь. Чтобы сохранить работоспособность и добиться поставленных целей, Павел был вынужден соблюдать специальный режим питания и строгую диету. Это закалило волю, приучило к самоограничению, дисциплине, терпению – столь необходимым любому профессионалу качествам.

Золотую медаль по окончании гимназии Павлу Сухому помешали получить четвёрки по гуманитарным предметам: латинскому и немецкому языкам. Однако по точным наукам ему не было равных, здесь он был круглым отличником. В аттестате зрелости Павла Сухого, который хранится в краеведческом музее Гомеля, записано: "Дан сыну начального учителя из крестьян Павлу Осиповичу Сухому в том, что, вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8 июня 1914 года. Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, педагогический совет постановил наградить Павла Сухого серебряной медалью".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 25 (631) от 09.07.2021 г.

Игорь Суховей

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно