Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Жизнь и судьба великого гроссмейстера

"Шахматные произведения Алехина, крупнейшего шахматного художника прошлого, будут жить века. Разыгрывая алехинские партии, шахматисты грядущих поколений будут получать истинное эстетическое удовольствие, и удивляться мощи его гения" (Михаил Ботвинник).

Четвертый чемпион мира Александр Алехин (1892-1946) – фигура яркая и трагическая. Он прошел труднейший жизненный путь: участвовал в военных действиях, перенес ранения, был в тюрьме и чудом избежал расстрела, сменил много стран, в одиночку боролся с ударами судьбы, умер в нищете и забвении. Но в истории шахмат остался как великий и непобежденный чемпион.


Уже в 1920-е годы Алехин вошел в число претендентов на шахматную корону, а после эмиграции в 1921-м стал выигрывать турнир за турниром. В 1927-м, обыграв Хосе Рауля Капабланку, Алехин взошел на шахматный престол. Всего он сыграл пять матчей на первенство мира: после победы над Капабланкой дважды справился с Ефимом Боголюбовым, в 1935-м уступил Максу Эйве, но в 1937-м взял у него реванш. После Второй мировой войны был положительно решен вопрос о матче Алехина с Михаилом Ботвинником, однако чемпион мира скоропостижно скончался. В общей сложности из 112 соревнований Алехин выиграл 81. Алехин знал шесть языков, написал немало полезных книг.


Революция

...Революция 1917 года лишила Алехина дворянства и состояния. В 1920 году Алехин встретил швейцарскую журналистку Анну-Лизу Рюгг, представлявшую в Коминтерне Швейцарскую социал-демократическую партию, а в марте 1921 года женился на ней. Через пять недель супруги получили разрешение на выезд из Советской России в Латвию, откуда направились в Берлин.


В течение первых лет в Советской России Алехина воспринимали как русского шахматиста, временно живущего за границей. Он продолжал сотрудничать с советскими шахматными изданиями. После этого он направил Капабланке, который только что стал чемпионом мира, вызов на матч, но получил отказ. И все же матч с Капабланкой состоялся в Буэнос-Айресе осенью 1927 года, где Алехин стал победителем. После возвращения Алехина в Париж в честь его победы был устроен банкет в Русском клубе. На следующий день в некоторых эмигрантских газетах вышли статьи, где цитировалась речь Алехина, который якобы желал, чтобы "…миф о непобедимости большевиков развеялся, как развеялся миф о непобедимости Капабланки". И хотя достоверно неизвестно, произносил ли он такие слова, о возвращении на Родину теперь не могло быть и речи...

В 1932-м во время очередных гастролей Алехин увлекся богатой американкой Грейс Висхар, вдовой британского офицера, владельца чайной плантации на Цейлоне Арчибальда Фримена. Она была широко образованной и эрудированной женщиной, к тому же неплохо играла в шахматы.

Война

Вторая мировая война застала их в Буэнос-Айресе, на шахматной олимпиаде. Многие европейские мастера остались в Аргентине, чтобы переждать военную бурю. А Алехины, сев на пароход, вернулись в охваченную огнем Европу. В 1940 году супружеская пара отправилась в Португалию, куда чемпиона мира пригласили на выступления, затем они опять в Париже.

Около года Алехины провели в Польше и Чехословакии, а в 1943-м по приглашению Испанской шахматной федерации собрались посетить Мадрид. Но гестапо, контролировавшее пол-Европы, не разрешило жене Алехина сопровождать его, и она вернулась в Париж, оккупированный немцами. Так до конца жизни Александр больше не видел Висхар, по сути ставшей заложницей у нацистов. Он неоднократно пытался получить для нее испанскую визу, но из этого ничего не вышло. Как американскую гражданку, к тому же еврейку, Грейс могли подвергнуть во Франции репрессиям, и ради жены Алехин соглашался играть в состязаниях, организованных оккупантами.

В 1945 году Алехин перебрался в небольшой португальский городок Эшториал, расположенный недалеко от Лиссабона. Он сильно болел, угасал на глазах, а шахматных гонораров не хватало, чтобы свести концы с концами. Порой он ощущал полную беспросветность, и ему все труднее было обходиться без спиртного. В итоге врачи обнаружили, что у Алехина запущенный цирроз печени. Необходимо было немедленно бросить пить, но у него не хватило силы воли. И вот еще один удар: не выдержавшая испытаний Грейс Висхар написала супругу, что намерена порвать с ним. Алехин умер в 1946 году за шахматной доской, не дожив, как и его предшественник Капабланка, до пятидесяти четырех лет (существует версия, что Алехина отравили). Непобежденного чемпиона похоронили в Эшториале.

Память

В Москве несколько раз проходили турниры, носившие название "Мемориал Алехина". Наиболее значимые состоялись в 1956 году (десятилетие со дня смерти), в 1971 году (двадцать пять лет со дня смерти) и в 1992 году (столетие Алехина). В честь Алехина назван астероид Алехин. Одна из улиц в Эшториле, где умер Алехин, носит его имя. Американский шахматист Чарльз Яффе написал роман об Алехине "Alekhine’s Anguish: A Novel of the Chess World". Гроссмейстер Александр Котов, посвятивший много времени изучению жизни и творчества Алехина, написал художественно-биографический роман "Белые и черные". Роман Котова лег в основу сценария вышедшего в 1980 году фильма "Белый снег России". Роль Алехина сыграл народный артист России Александр Михайлов, выпускник театрального факультета Дальневосточного педагогического института искусств (сегодня – университета), который расположен во Владивостоке по соседству с театром имени Максима Горького.

Партии великого шахматиста анализировал приморский гроссмейстер Александр Зайцев, еще будучи студентом Владивостокского "политеха", который сегодня переименован в Инженерную школу в составе ДВФУ, входящую в состав ПРО СМР. Уроки великого гроссмейстера не прошли даром, Зайцев заявил о себе в полный голос в 1966 году, когда играл в Сочи на международном мастерском турнире, где удивил мировых шахматных грандов – Бориса Спасского, Тиграна Петросяна и других. Набрав более 50 процентов очков, он выполнил норму международного мастера. Память о нем политехники-союзмашевцы хранят трепетно и бережно. О нем есть материалы в Музее истории ДВФУ, на стене дома, где проживал Александр Зайцев, есть мемориальная доска. На фасаде здания Инженерной школы, вход в которое охраняют два льва, тоже имеется мемориальная доска с надписью: "Первому международному гроссмейстеру – дальневосточнику Александру Николаевичу Зайцеву. 1935-1971"…

Думается, деятельность Александра Алехина оказала благотворное влияние на весь ход развития мировых шахмат, а бывшего СССР и современной России – особенно.

«Прогресс Приморья», № 43 (255) от 31.10.2013 г.

Мария Днепровская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно