Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Забытый матч 1943-го

Окончание. Начало в № 26

Пикирующий истребитель "вводит" мяч в игру

Алексей Леонтьев — молодой дублёр и главный конкурент Акимова на место в спартаковских воротах. У него всё впереди, он ещё проявит себя, блеснёт своим вратарским талантом в послевоенных чемпионатах.

Через сорок лет вспомнит, уже будучи спортивным журналистом: "Бекетовка уцелела. Нас разместили в школе, расстелив на полу матрацы и вручив несколько гильз от снарядов, превращённых в осветительные приборы. Отдыхать, однако, не пришлось. Скоро на машинах через весь город повезли к тракторному заводу. И тут-то мы обнаружили, что жизнь не замерла в разрушенном Сталинграде. В обезображенных коробках цехов слышались гулкие удары, скрежет железа, вспыхивали огни автогена — уже началось восстановление первенца наших пятилеток. Но особенно запомнилась нам землянка, у которой женщина в ватнике и кирзовых сапогах стирала бельё, а около неё на шесте была прикреплена табличка с такой надписью: "Ремонт обуви и одежды".

В составе гостей — прославленный пенальтист Георгий Глазков, чьё хладнокровие при исполнении одиннадцатиметровых штрафных ударов болельщики хорошо помнили. Здесь и любимец публики форвард Владимир Степанов (по прозвищу Болгар), забивший три гола несравненным баскам, когда в 37-м году "Спартак" прервал успешную серию их выступлений в нашей стране, победив со счётом 6:2. И Николай Морозов — будущий тренер сборной СССР на самом успешном для неё мировом чемпионате в Англии. И Василий Соколов — капитан послевоенного московского "Спартака", а затем и тренер команды. И герой финальных кубковых матчей 46-го и 47-го годов Олег Тимаков. И, наконец, Владимир Щагин — выдающийся наш волейболист, он и в футбол неплохо играл. Против них и других известных московских футболистов — Виктора и Бориса Соколовых, Малинина, Оботова, Сеглина, Смыслова, Холодкова — на поле выходят местные игроки, чьи имена тоже известны болельщикам: Беликов, Шеремет, Моисеев, Колосов, Зуев, Фролов, Гусев, Шляпин, Плонский, Пеликян, Назарчук, Иванов.

…Наскоро сколоченные трибуны были рассчитаны в лучшем случае на три тысячи человек, а зрителей пришло (по самым скромным подсчётам) тысяч десять, если не больше. В основном это были военные люди; жители города только возвращались домой из эвакуации.

Обстановка, интерес к ритуалу, внимание ко всем мелочам приготовлений к матчу вроде бы ничем не отличались от того, что болельщики привыкли наблюдать перед состязаниями самого высокого ранга. Но разве создание подобной атмосферы, так напоминающей мирные дни, не входило в замысел устроителей товарищеской встречи?

Правда, был в ритуале штрих, существенно отличающий эту товарищескую игру от матчей других времён. Суть в том, что мяч в игру ввели…с "пикирующего" истребителя. Приземлившихся на военном аэродроме в Сталинграде спартаковцев эскортировали два истребителя. Приветствуя футболистов, лётчики, пилотировавшие истребители, говорили им, чтобы играли совершенно спокойно — охрана будет надёжной. И тогда же попросили мяч — им хотелось поучаствовать в ритуале. Мяч они сбросили на поле с самолёта. Так была дана команда к началу матча. Играли, правда, другим мячом. Сброшенный с неба кожаный снаряд от сильного удара о землю высоко подскочил и перелетел через трибуну. А там вездесущие мальчишки нашли ему применение. Этот небесный подарок обрадовал не только детвору, но и всех зрителей, истосковавшихся по настоящему зрелищу, как сказали бы сегодня, хорошо организованному шоу. Люди, пережившие тяжелейший 1942 год, чудом не сгинувшие в городских руинах, от души радовались долгожданному футбольному зрелищу. При неистовой поддержке трибун сталинградские игроки забили гол, который стал единственным, доказав тем самым, что город стоял и будет стоять до конца, будь то война или всеми любимый футбол. В концовке матча спартаковцы устроили настоящий штурм ворот хозяев, но динамовцы, как говорится, стояли насмерть, их оборона напоминала собой монолит. Именитый клуб из Москвы так и не сумел преодолеть эту преграду.

Позже спартаковцы признавались, что думали лишь о победе, но, когда проиграли, горечи не испытали, пожалуй, впервые за время существования команды. Спартаковцы понимали: главная победа — это сам факт состоявшегося матча в Сталинграде. Война-то тогда ещё не кончилась. Она лишь откатилась на запад.

И напомнила она о себе очень скоро. После матча, вечером, в наскоро сколоченном летнем театре, вспоминал А. Леонтьев, футболисты смотрели и слушали концерт джаза Бориса Ренского, символа довоенной музыкальной жизни страны. Неожиданно прозвучали выстрелы. Заработали зенитные расчёты, охранявшие сталинградское небо. Оказалось, что фашисты пытались заминировать фарватер Волги. Но ни с земли, ни с воздуха их не пропустили. "Так что веселитесь", — сказал вышедший на эстраду майор.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 27 (341) от 16.07.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно