|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Долгие километры путиВ номерах газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" за 31 июля и 14 августа 2015 года мы познакомили читателей с профессиональным велосипедистом, коренным приморцем Михаилом Чикиным. Его взгляд на развитие велосипедного спорта, во-первых, профессионален, во-вторых, объективен. Богатый опыт организации соревнований разного масштаба, в том числе велогонки по Приморскому краю, даёт возможность шире взглянуть на проблему развития этого вида спорта в Дальневосточном регионе. Здесь есть чему поучиться. Мы продолжаем публикацию статьи "Долгие километры пути", в которой наш заслуженный земляк делится пережитым. Легенды складывали о знаменитом "Тур де Франс", начавшем отсчёт в 1896 году. Это грандиозный праздник, длящийся почти месяц. Французы берут отпуск и колесят за туром по самым многолюдным местам: в курортные зоны, вдоль многокилометровых пляжей. Тур созерцают миллионы вольных и невольных зрителей, ибо он идёт к ним. Его рекламный караван почти из трёхсот машин — это целый спектакль, наполненный звуками клаксонов. Телевизионные сообщения о событиях с "Тур де Франс" идут первыми, и лишь после них — всё остальное, включая политические события. Президент Франции (в то время им был Жорж Помпиду. — Примеч. ред.) на одном из этапов ехал стоя в открытой машине, приветствуя многотысячных болельщиков. (Замечу, что Помпиду был литературоведом, преподавателем словесности, основателем одного из парижских музеев. Он также являлся составителем антологии французской поэзии.) Испытания, которым подвергаются гонщики в Альпах и Пиренеях, при штурме знаменитой вершины "Венту", где в седле во время гонки от перенапряжения умер чемпион мира англичанин Том Симпсон, ни с чем не сравнимы. Последние слова Симпсона "Посадите меня в седло" обошли весь велосипедный мир. И сегодня, проходя это трагическое место, гонщики сбавляют скорость, а колонна сопровождения в память о великом профессионале перекликается многоголосым хором клаксонов. "Рыцари шоссейных дорог" — так называли гонщиков-шоссейников. "Мы, шоссейники, — телеги, не по паркету ездим", — вторил знаменитый российский гонщик Виктор Вершинин. Всё это подчёркивает многогранность и драматизм поистине мужественного спорта. Сейчас начинаю осознавать, сколь много мне было дано узнать о нём. Моё образование формировалось в наблюдениях и в общении с великими тренерами, спортсменами и судьями, представителями науки, опекавшими велоспорт, и ведущими методистами в этой области. Участие во всесоюзных, республиканских и международных соревнованиях, вплоть до Олимпийских игр, в финалах VII-IХ летних Спартакиад народов СССР в качестве тренера и арбитра обогащало меня. Более чем десятилетняя практика участия во всесоюзных научно-практических конференциях тренеров и всесоюзных семинарах судей дополняли моё образование. Когда подошёл период самостоятельной жизни, я не выбирал, а точно нал, что обязательно буду тренером. Судьба опять направила меня к мечте. Осенью 1967 года, после окончания сезона, уходил работать в море наш тренер Виктор Яшков, и председатель СК "Строитель" Пётр Абраамович Глупак предложил мне его место. Я тут же согласился. Уже осенью 1969 года сборная команда "Труд", которой я тогда руководил, в острой борьбе становится чемпионом Приморского края. С тех пор всё переменилось в моей жизни. Субботы, воскресенья и праздники перестали существовать как таковые. Начался один праздник, длившийся до конца 1991 года, пока не перестала жить страна, в которой я родился. В ней было много друзей из всех республик. Я впитывал от них всё, как губка. С ними учился, обретая опыт, чувствовал, что расту. На одном дыхании окончил институт. Хотелось ещё больше работать над собой, ещё больше знать. И всё-таки моими первыми учителями были Анатолий Антонюк и Пётр Глупак. Именно они определили мою дальнейшую жизнь. На следующем этапе это, вне всякого сомнения, комиссар Международного союза велосипедистов ( UCI) Василий Никифорович Евдокимов — мудрейший человек, объединивший весь советский велоспорт. С ним у меня сложилась особая дружба. Каждый раз, приезжая в Москву, я был его гостем. Ещё при Василии Сталине он являлся одним из руководителей спортивного клуба Военно-воздушных сил (ВВС). В 1978 году, в год нашего знакомства, ему было около восьмидесяти. Нетрудно представить, каким богатым жизненным и профессиональным опытом обладал этот человек. Через его руки прошли Евгений Немытов, Виктор Вершинин, Родислав Чижиков, Анатолий Черепович и Виктор Капитонов. Он и меня привёл к Капитонову в 1980 году. С его благословения в 1981-м я был включён в качестве тренера-стажёра в сборную СССР, где Капитонов меня многому научил. Так началось моё сотрудничество с тренерами сборной СССР, продолжавшееся девять лет. Последние два года я работал в Киеве, во Всесоюзном центре олимпийской подготовки по велоспорту "Титан", с опытнейшим Юрием Елизаровым, куда меня рекомендовал Виктор Арсентьевич. Он курировал этот центр. "Титан" был одним из ведущих центров велоспорта в СССР. Его гонщики побеждали в самых престижных стартах. В 1989 году на чемпионате мира в Штутгарте Виктор Ржаксинский стал чемпионом в групповой гонке, в 1990-м в Токио Олег Галкин и Александр Морковниченко становятся чемпионами в командной гонке на 100 км. Первого января этого года мы говорили с Капитоновым по телефону. В конце разговора я пожелал ему удачи, а он, как и следовало ожидать, как бы в назидание сказал: "Удача — она будет только при большой работе". А уж эти его слова мне хорошо знакомы, так как всегда подтверждались практикой. В 1989 году в Алма-Ате вместе с Капитоновым и Елизаровым мы вели подготовку "Титана" к всесоюзным стартам, чемпионатам СССР и мира. Говорили о многом, и это общение оказалось бесценным вкладом в мою жизнь. В конце 1989-го в Киеве стало усиливаться движение "За самостийну Украину", и я приехал в Москву к Виктору Арсентьевичу, чтобы посоветоваться о своём решении оставить "Титан". До позднего вечера просидел у него дома на улице "Правды". Моё решение подкреплялось ещё и тем, что Елизаров готовился покинуть Украину навсегда… После разговора я перевёлся в Москву в СП "Контракт", где Капитонов руководил профессиональной велогруппой, укомплектованной гонщиками из Прибалтики. В "Контракте" я проработал до конца 1991 года. В начале 1990 года президиум Всесоюзной федерации велоспорта поручил мне возглавить велотур по Приморью. Находясь в штате "Контракта", я приехал во Владивосток и, заручившись поддержкой краевых властей, вернулся в Москву, где доложил о своей готовности приступить к знакомой мне работе. Возобновив её после почти двухлетнего перерыва, я шёл по "зелёной улице", которую создавал в прежние годы. Остался добрый след, благодаря чему меня помнили и знали. Этой заповеди следую всегда. Именно поэтому со своими бывшими коллегами в 1990-91 годах мы организовали лучшие в нашей стране гонки. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 32 (346) от 20.08.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |