Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Долгие километры пути

Окончание. Начало в № 29

Мы довольно часто рассказываем нашим читателям, работающим на предприятиях, входящих в Приморское региональное отделение СМР, о тех или иных видах спорта, некогда имевших популярность в нашем крае. Одним из них является велоспорт. В прошлом столетии у нас существовала отлаженная система проведения соревнований и подготовки "шоссейников" для разных сборных команд бывшего СССР. На страницах "ПП" о событиях того периода делится своими воспоминаниями известный велосипедист и тренер Михаил Чикин, наш земляк, отдавший любимому делу лучшие годы жизни. Сегодня мы заканчиваем публикацию его воспоминаний и надеемся, что ветераны приморского спорта тоже поделятся с редакцией своими мемуарами.

Ради людей

Что двигало нами в те годы? Главное — то, что мы жили и делали всё ради людей: тренеры, спортсмены, судьи, организаторы. С помощью спорта мы несли радость и создавали праздники. Это счастье — ощущать себя нужным людям. Ничуть не жалею о том времени. Мы были влюблены в своё дело и отдавали себя ему. Мы жили не роскошно, но были богаты душой и никогда через себя не переступали. Нами двигала цель — каждый раз делать лучше, чем в предыдущий. Сегодня это утрачено…

Ритуал награждения на приморской многодневке совершали главы городов, руководители предприятий-спонсоров и почётные гости. Мы управляли этими процессами, а они непроизвольно становились участниками действа. Мы поднимали их авторитет, потому что это заслуживало того, и они были нам благодарны.

Тысячи людей шли к нам с цветами и улыбками, часами стояли вдоль трасс кольцевых гонок в городах. Мы видели слёзы радости: когда известные спортивные комментаторы Владислав Семёнов и Ричард Василевский вели репортажные гонки, люди погружались в эту жизнь и становились участниками её перипетий.

Мы привлекали к гонке более пятидесяти спонсоров и рекламодателей, не отрывая от комитета по спорту ни рубля, потому что были те, кто нас финансировал.

Нас поддерживали те, кто формировал экономику Приморского края: моряки, рыбаки, строители, шахтёры, транспортники и другие. Поддерживали потому, что в их сознании всегда была общественная составляющая. С каждым из руководителей разных отраслей приходилось встречаться лично. Можно представить встречи с Виктором Миськовым или Юрием Диденко. Они были морем заняты, рыбалкой, а я им — о велосипеде… Но наш диалог всегда заканчивался пониманием и обоюдной заинтересованностью в развитии спорта.

Однажды на встрече со мной председатель крайисполкома Дмитрий Карабанов, когда решался вопрос о ремонте трассы к гонке, говорил Леониду Кельнеру: "Гонке дороги нужны на две недели, а краю — круглый год". Или Владимир Чубай, заведующий отделом крайкома партии, когда я встретился с ним по поводу лимита на поставку битума, выслушав, тут же распорядился направить телеграмму в ЦК, сказав порученцу: "Если мы ему сейчас не поможем, ему никто не поможет. Времени уже нет". Вопрос был решён.

Вспоминаю, как я принёс письмо в крайком КПСС на имя Виктора Ломакина с просьбой откомандировать в Москву и Ленинград первого секретаря Партизанского горкома партии Анатолия Каменного для ознакомления с работой ведущих велоцентров страны. Мы готовились открыть школу в этом городе, и я предлагал командирование за счёт федерации велоспорта. Оставив письмо дежурному, я ушёл. Буквально через 20 минут позвонили из приёмной Ломакина и сообщили, что вопрос решён положительно, однако Виктор Павлович написал: "Командировать за счёт крайкома".

В длинном списке поучительных примеров ограничусь ещё одним. В 1980 году звоню в приёмную Партизанского горкома партии Валерию Наконечному, представляюсь. Уточняют, по какому вопросу — о развитии велоспорта в Партизанске. Через минуту-две отвечают, что Валерий Ильич ждёт в такой-то день. Подготовившись, приезжаю к назначенному времени. В приёмной ждут третий секретарь Людмила Красикова и председатель горисполкома Владимир Знаменщиков. Входим, кратко докладываю суть, детально обсуждаем. И сражу же — решение, по которому открывается отделение велоспорта в спортивной школе. Выделяются помещение под велобазу, средства на приобретение велосипедов, запасных частей, экипировки, инвентаря, транспорта, жилья для троих специалистов. Забегая вперёд, скажу, что всё было выполнено. (Хочу заметить, что сегодня тоже есть такие думающие руководители, в том числе и среди бизнесменов, но они — исключение.)

Конечно, были и другие примеры, но хороших — на порядок больше. Главное, что тогда не надо было быть другом руководителей. Достаточно было представлять общественные интересы и правильно "ставить вопрос". Ибо всё, что касалось здоровья подрастающего поколения, его духовного, физического, нравственного воспитания и спорта вообще, обсуждалось не витиевато, а на простом, понятном языке. Никто не смел отрицать их значимости. Это была положительная черта той эпохи. И если председатель крайисполкома назначал приём, то начинал его в строго назначенное время. Дальше всё куда-то кануло.

Я часто пытаюсь понять: почему так быстро всё утратили? Почему легко рухнули институты нравственности и недоступны стали руководители? Почему их охраняют и от кого? Почему былые ценности подменили вседозволенностью и безответственностью?

Великий Толстой говорил: "Мы должны свою жизнь прожить так, чтобы ежедневно, каждый час трудясь над собой, становиться лучше". Становиться лучше — значит стремиться к познанию истины, без которой теряется всякий смысл. Заставлять ждать в приёмных, строить барьеры недоступности, не выполнять обещаний и не заботиться об обществе, в котором ты живёшь, — безнравственно.

Я далёк от желания защищать то время в целом, потому что на себе испытал удары эгоизма и тщеславия отдельных недалёких чиновников.

Моя свобода — это моё далёкое детство, нежное, тёплое и незабываемое детство. С моей тихой тенистой улицей и высокими тополями на ней, ярким солнцем, голубым и безоблачным небом, с ласковым морем и ночными рыбалками. С грозовыми дождями и с испарениями в лужах после них. Со свежей зимой и такими же горками. И, конечно же, с запахом ароматного хлеба. Это было время, когда ничто не омрачало моей судьбы, когда мы были вольны и парили в своих мечтах.

«Прогресс Приморья», № 41 (355) от 22.10.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно