Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 мая, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Матч у взлётной полосы

Сегодня в армии и на флоте популярность игровых видов спорта возрастает, особенно это отчётливо видно в хоккее, футболе и волейболе. И это ни что иное как возрождение прежних спортивных традиций. 

Помню, в перид срочной службы практически в каждой воинской части или военном городке шли футбольные баталии между ротами и взводами. Нам было не важно, на каком поле играть, травяном или гаревом, главное – сбросить ремень, гимнастёрку – и вперёд… Тут не было ни чинов, ни званий, ни должностей, все в равных условиях. Как говорится, поле – ровное, мяч – круглый. 

 В газете Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России мы рассказывали о том, как в военное время даже на оккупированной территории советские спортсмены не расставались с мячом. Не все вернулись с войны, и люди не забыли их подвиги. Удивительное дело, но когда мы были подростками, День Победы в стране праздновали не так широко, как в новой России. О создании "Бессмертного полка" никто даже не помышлял – тогда пришедшие с полей сражений ещё были живы. Парады Победы проводились нечасто, массовых чествований героев не припомню. Всплывает в памяти другое: ветераны одевались в строгие костюмы, прикалывали ордена и медали и на наших глазах преображались. На обязательных школьных линейках они были почётными гостями. Рассказывали каждый о своей войне, но, к сожалению,  очень мало. Детали мы узнавали из книг и фильмов. 

Невысокий, худенький завуч Юрий Николаевич Чеботарь, который преподавал в нашей школе химию, физику и пение, тоже преображался, и скупо, но довольно обстоятельно рассказывал о последних боях в небе Берлина в качестве стрелка-радиста и о своём ранении, после которого был прооперирован и отправлен домой. Школе он отдал всю послевоенную жизнь, работал в ней до тех пор, пока его семья не перебралась в другой регион России. По его воспоминаниям, спортивная подготовка сильно помогала авиаторам бить врага. Небо вообще предъявляет экипажу самолёта большие требования: тут вам и умение мгновенно реагировать на ситуацию, летное мастерство и меткий глаз. Лётчик всегда должен быть начеку.

Поэтому использовали любой нелётный день, любую погоду, чтобы "покатать" мяч по взлётно-посадочной полосе. Например, история с мячом в фильме "В бой идут одни старики" вполне реалистичная. 

Вот ещё одна история, точнее, репортаж полковника запаса, мастера спорта Михаила Львова, опубликованный в те годы, когда мы были юными в советской спортивной прессе.

Год сорок третий, июнь. На фронтовом аэродроме взлетали и садились скоростные истребители "Лавочкины". Вернулась после ожесточённого сражения эскадрилья, возглавляемая Героем Советского Союза гвардии капитаном Евгением Цыгановым. И сразу же ушла в воздух группа Героя Советского Союза гвардии капитана Георгия Костылева. Готовилась к взлёту эскадрилья Героя Советского Союза гвардии капитана Владимира Абрамова. Но тут позвонили из штаба ВВС:

 – Эскадрилью держать в готовности номер один. Всем другим – отдыхать. 

К командиру 4-го гвардейского полка Герою Советского Союза Василию Фёдоровичу Голубеву подошёл лётчик-истребитель лейтенант Михаил Мачабели.

 – Товарищ гвардии полковник… Самое время…

 – А сколько потребуется, чтобы убрать ворота?

– Две минуты, не более.

Командир полка взял в руки мегафон и объявил:

– Через двадцать минут футбольный матч. Желающие играть остаются на поле.

Когда я вместе с Голубевым пришёл на линейку, аэродром уже превратился в стадион. Сотни гвардейцев стояли, сидели, лежали на траве, глядя на свежеструганные стойки ворот. Михаил Мачабели разделил лётчиков на команды. Судить игру командир полка назначил Михаила Бороздина, инженера эскадрильи, известного до вой­ны балтийского футболиста. Бороздин было заупрямился: сам хотел сыграть. Командир утешил:

– Отсудишь минут двадцать – подменим…

Мы быстро разделись. Сигнал Бороздина – и игра началась.

Ни в одном протоколе не зарегистрирован этот матч. И всё же… он незабываем, этот матч на боевом аэродроме, форпосте обороны Ленинграда, систематически подвергавшемся артиллерийскому обстрелу и бомбёжкам. Враг сбрасывал на аэродром не только тяжёлые фугаски, но и морские мины колоссальной разрушительной силы. Помню, с какими трудностями оборудовали мы футбольные ворота. С деревом было очень трудно: всё сгорело. Голубев ездил в город, где выпросил у офицеров тыла деревянные перекладины, а потом сам разработал схему ворот и металлические соединения, которые позволяли в случае тревоги мгновенно разобрать их, чтобы не мешать взлёту и посадке истребителей. А мяч? Как в осаждённом городе оказался настоящий футбольный мяч?

Из Москвы для вручения правительственных наград прилетел командующий авиацией Военно-Морского Флота генерал-полковник С. Ф. Жаворонков, впоследствии – маршал авиации. Вручив орден Красной Звезды юному Михаилу Мачабели, командующий спросил: 

 – Какие у вас пожелания?

И тут Михаил выпалил с какой-то флотской лихостью:

 – Футбольный мяч нам бы, товарищ командующий. 

Мы все ахнули, услышав просьбу Мачабели. 

 – Футбольный мяч? – переспросил генерал-полковник строго.

 – Хорошо бы, – уже не так бодро ответил Мачабели.

И вдруг командующий улыбнулся. Улыбнулся и сказал:

– Ну что ж, мяч так мяч. Будет вам мяч!

И действительно, через несколько дней связной самолёт с Большой земли привёз посылку, и в ней – два новеньких футбольных мяча…

…Началась игра. Упорно боролись за мяч кавалер четырёх орденов Красного Знамени Павел Макеев, орденоносцы Лев Талалаев, Николай Морозов, полковой врач Валентин Званцов. В воротах нёс вахту лётчик-истребитель Сильвестр Бычков, тоже кавалер четырёх орденов Красного Знамени. В голу соперников стоял Иван Творогов, лётчик-истребитель, награждённый орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. А в нападении – можно сказать, звёзды балтийского неба: Герой Советского Союза Василий Голубев, Алим Байсултанов, Геннадий Цоколаев, Георгий Костылев, Евгений Цыганов, Александр Батурин…

Арбитр Михаил Бороздин разрешил неограниченное число замен, и игроки становились зрителями, а зрители – участниками матча. Лишь лётчики дежурной эскадрильи, сидя в кабинах своих "Лавочкиных", дольше всех ждали своей очереди. И она пришла. Командир полка приказал:

– Подмените ребят! 

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 18 (531) от 17.05.2019 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно