Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 мая, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Матч у взлётной полосы

Окончание. Начало в № 18

В прошлом номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России была публикация о том, как бойцов и командиров на фронте выручал спорт. 

В частности, Михаил Львов, военный лётчик, рассказал о подготовке и начале футбольного матча, в котором приняли участие орденоносцы – герои Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В завершение темы предлагаем читателям заключительную часть статьи о матче у взлётной полосы.

И вот уже, расстегнув ремни, командир эскадрильи Герой Советского Союза Владимир Абрамов и его гвардейцы мчатся на поле, на ходу сбрасывая с себя лётное обмундирование.

В двух командах сыграли тогда одиннадцать Героев Советского Союза!

Лучше всех играл Михаил Мачабели. Ещё до того как пойти учиться в аэроклуб, тбилисский школьник Мачабели выступал вначале в детской, а потом в юношеской команде "Динамо". Его собирались зачислить в команду мастеров.

Нет, не довелось Мише сыграть за мастеров. Но в небе Балтики он стал мастером воздушного боя. В гвардейской клятве, которую давал Михаил Мачабели, на этом самом аэродроме, где проходил футбольный матч, были слова: "Сам погибай, но товарища выручай". Мачабели успел уже сбить в воздушных боях над Финским заливом несколько фашистских самолётов. Это вызвало уважение. Но самым большим свидетельством его отваги стали не эти бои. Об этом мы ещё расскажем…

…Всё жарче становился футбольный матч. И вдруг резкий звук сирены. Тревога!

Мгновенно были разобраны ворота, и все, кто смотрел, рванулись по своим местам – к самолётам, на командные пункты, на технические посты.

Взлетела эскадрилья Героя Советского Союза Евгения Цыганова. За ней – эскадрильи Героев Советского Союза Геннадия Цоколаева и Александра Батурина, где ведомым комэска был Михаил Мачабели.

Сражение разгорелось под Нарвой. Полк Василия Голубева сражался бесстрашно и умело. Налёт бомбардировщиков на наши корабли был отражён. Восемь фашистских самолётов было сбито.

…Поздно вечером я шёл с Василием Голубевым по границе аэродрома.

Мы познакомились с Голубевым ещё перед войной. В канун 22 июня 1941 года я видел с воздуха футбольный мяч в части, где служил Голубев. Наш Ут‑2 пролетел над площадкой и приветливо помахал футболистам крыльями. Не знали мы, что это последний футбольный матч мирного времени. И несмотря на все тяготы войны – Голубев защищал Ханко, Кронштадт, Ладожскую дорогу жизни, участвовал в обороне Ленинграда, – он всегда старался найти время для спорта. И прежде всего – для футбола и волейбола. Голубев не раз говорил, что игры – прекрасная психологическая подготовка, весьма ценная для воздушного бойца, и ничто так полно не снимает накопленное в бою напряжение, как увлекательная игра.

Мы подошли к землянкам, где размещались лётчики.

– Хорошая игра, – послышался голос Героя Советского Союза Александра Батурина.

– Жаль, товарищ командир, Мачабели, – ответил Михаил, – что тревога помешала…

Ежечасно несли свою опасную службу гвардейцы-лётчики. Но если выдавалась короткая передышка, на аэродроме появлялись складные футбольные ворота. И хотя футбольные баталии чаще всего прерывались сигналом тревоги, они доставляли огромную радость, вселяли новые силы.

А теперь о подвиге Михаила Мачабели. В феврале 1944 года в районе Нарвы вспыхнуло большое воздушное сражение. Наши самолёты "столкнулись" с фашистскими на встречных курсах. Герои Советского Союза Александр Батурин, Владимир Абрамов, Георгий Костылев и их ведомые, среди которых был и Михаил Мачабели, не свернули в сторону. Гитлеровские асы, боясь столкновения, нырнули в облака. Завертелась отчаянная карусель. Во время атаки действует закон: ведомый прикрывает ведущего. Ведущий командир эскадрильи Герой Советского Союза Александр Батурин нацелился на самолёт командира группы "фокке-вульфов‑190". Мачабели держался за капитаном. И вдруг Миша увидел, что два "фокке-вульфа", только что подошедшие к полю боя, ринулись на Батурина. Обычное проверенное решение – подвернуть свою машину и встретить врага заградительным огнём. Но Мачабели уже не успевал провести этот испытанный маневр. Тогда он дал газ, вырвался вперёд, встал рядом с командиром, прикрыв своим самолётом самолёт комэска. Батурин был спасён. А снаряды и пули двух "фокке-вульфов" застучали по кабине, плоскостям и мотору "Лавочкина", пилотируемого Мачабели. Его самолёт вспыхнул, заглох, разбитый снарядами, мотор, и "Лавочкин", теряя высоту, устремился к лесу…

…Летом сорок четвёртого мы играли в футбол уже без нашего лучшего нападающего Мачабели.

Тридцать лет спустя, в День Победы вместе с генерал-лейтенантом Василием Фёдоровичем Голубевым я побывал на месте боёв. После митинга он потянул меня за рукав:

– Пойдём на поле. Помнишь тот матч в сорок третьем?

Было холодно, резкий ветер дул с моря, но на душе стало тепло, забилось радостно сердце, когда память воскресила дни нашей боевой молодости. Мы вспоминали товарищей огненных лет. Погиб в бою Герой Советского Союза Алим Байсултанов. Нет в живых блистательного лётчика, нашего вратаря Сильвестра Бычкова. Несколько лет назад скончался Герой Советского Союза генерал-майор авиации Е. Т. Цыганов. А другие в строю. Продолжает служить в рядах Советской армии Герой Советского Союза генерал-майор авиации Владимир Абрамов. Работает инженером лётчик Иван Творогов. Михаил Бороздин, главный арбитр наших футбольных матчей, – начальник цеха на одном из ленинградских заводов. Ко многим его наградам прибавился орден "За успехи в выполнении пятилетнего плана". Трудятся на различных промышленных предприятиях страны Герои Советского Союза Геннадий Цоколаев и Александр Батурин.

А Миша Мачабели? Когда гвардейцы увидели, как горящий истребитель врезался в сосны, они доложили командованию, что Мачабели погиб. В Тбилиси матери послали письмо: "Ваш сын Михаил Мачабели погиб в бою смертью героя, спасая командира".

А Миша, как выяснилось, остался жив. Конец войны он встретил в боевом строю, хотя летать пришлось в корсете – был повреждён позвоночник. Уволившись в запас, Мачабели десять лет летал на "Ан‑2" в Сибири, а когда врачи категорически запретили летать, вернулся в Грузию. Теперь пилоты лайнеров из Ленинграда, подлетая к грузинской столице и услышав голос диспетчера, говорят ему в ответ:

– Здравствуй, Миша. Балтика шлёт тебе привет!

…Мы идём с Голубевым по аэродрому. Василий Фёдорович теперь кандидат военных наук, старший преподаватель Академии Генерального штаба. На боевом счету Голубева – тридцать девять сбитых вражеских самолётов. Он награждён четырьмя орденами, в том числе семью орденами Красного Знамени. Свой боевой опыт генерал-лейтенант передает молодому поколению. Он не преминет сказать своим ученикам и о роли спорта в формировании воздушных бойцов, о своей любимой игре, которая была верным спутником фронтовых будней.

«Прогресс Приморья», № 19 (532) от 24.05.2019 г.

Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно